Япония

реферат

2.2. Отраслевая структура экономики

В 2000 г. На сельское хозяйство, лесную промышленность и рыболовство приходилось 2%, промышленность и строительство -- 36%, сферу услуг -- 62% ВВП.

Добывающая промышленность играет незначительную роль в национальной экономике (0,2% ВВП), практически вся про-мышленность и энергетика работают на привозном сырье и топ-ливе. Наиболее значительны запасы каменного угля и железной руды, однако в большинстве своем они низкого качества, усло-вия добычи довольно сложные, в связи с чем упор уже давно делается на импорт.

Энергетика: потребление первичных энергоресурсов составля-ет 5586 трлн ккал, из них на нефть приходится 53%, уголь -- 17%, природный газ -- 12%, ядерную энергию -- 13%, гидроэнер-гию -- 4% и так называемые альтернативные источники энер-гии -- 1% (1997 г.). За исключением гидроэнергии и 1/10 части потребности в угле, все прочие первичные источники энергии импортируются. В 2001 г. в Японии было произведено 1015 трлн кВт-ч электроэнергии (в том числе 9% на ГЭС, 61% на ТЭС и 29% на АЭС). С 80-х гг. наращивание производства электро-энергии на АЭС идет особенно быстрыми темпами. В Японии насчитывался 51 ядерный энергоблок.

Обрабатывающая промышленность является основой всей промышленной структуры (23,5% ВВП и 20,5% занятых) и в на-стоящее время переживает период структурной перестройки, ко-гда взят курс на приоритетное развитие наукоемких отраслей, производящих высокотехнологичную продукцию с высокой до-бавленной стоимостью.

По объему выплавки стали в 80-е гг. Японии выходит на второе, а затем и первое (в 1996 г. уступив его Китаю) место в мире, в течение ряда лет уровень производства стали оставался на отметке 100 млн т. Отрасль на 100% зависит от импорта же-лезной руды и коксующегося угля.

Цветная металлургия тоже базируется на привозном сырье, однако собственная выплавка не обеспечивает спрос, например 99% потребляемого алюминия ввозится. [1, с. 566]

Япония занимает первое место в мире по производству мно-гих видов продукции машиностроения -- станков с ЧПУ, судов, бытовой электроники, электронных компонентов, промышленных роботов, а по объему выпуска химической продукции и произ-водству автомобилей -- второе место.

В 1990 т. был достигнут пик производства автомобилей --13,49 млн. штук, однако начиная с1994 г. Производство поддерживается на уровне 10 млн штук в год.

Пик в судостроении был достигнут в 70-х гг. Общий тоннаж вновь построенных судов на японских верфях в 1999 т. составил свыше 11,0 млн т, или 43,4% мирового производства.

Сельское хозяйство и рыболовство. Характерной чертой сель-скохозяйственного производства в Японии является низкая для развитых стран производительность труда и более высокая себе-стоимость продукции вследствие Все еще ШШХ. размеров хо-зяйств и фрагментарности земельных участков. В настоящее вре-мя средний размер землепользования при общей тенденции к увеличению составляет всего 1,4 га. Малые размеры хозяйств делают невозможным применение в широких масштабах сельхоз-техники, что снижает возможности страны по расширению мас-штабов производства сельхозпродукции. К тому же в 80-е и 90-е гг. происходит либерализация импорта сельхозпродукции.

В результате идет постоянное снижение самообеспеченности страны продуктами питания -- 40% с 1999 г., что ниже, чем у большинства других развитых стран, хотя по ряду видов продо-вольствия самообеспеченность выше среднего. В 2000 финансовом году в Японии было произведено риса -- 8,6 млн т (90% от по-требленного), картофеля -- 4,2 млн т (85%), овощей -- 13,6 млн т (84%), яиц -- 2,0 млн т (96%), молочных продуктов -- 8,5 млн т (71%), рыбы и морепродуктов -- 6,0 млн т (56%). [1, с. 566]

Серьезной проблемой сельского хозяйства страны является обеспеченность трудовыми ресурсами. Уже в 2000 г. на японских полях и фермах почти половина занятых была в возрасте 65 лет или старше.

Особенности географического положения страны и историче-ски сложившиеся традиции питания уже давно сделали Японию одним из лидеров мирового рыболовства. Для значительной части японцев рыба и морепродукты являются главным источником протеина, ежедневное потребление морепродуктов составляет в среднем около 200 граммов, что в 3 раза превышает соответст-вующие показатели для США и Англии. В настоящее время Япо-ния занимает второе место в мире после Китая по объему сум-марного вылова (прибрежное океаническое рыболовство и мари-культура). Пик был достигнут в 1988 г., когда было выловлено 12,78 млн т рыбы и других морепродуктов, затем происходит со-кращение вылова. В 2000 г. объем вылова рыбы и объектов аквакультуры составил 6,5 млн т. Снижение уловов произошло под воздействием все более жестких условий международного регули-рования рыболовства, неблагоприятного состояния ресурсов, рас-тущей конкуренции.

Транспорт. В 1999 г. всеми видами транспорта было переве-зено 6,4 млрд т грузов (грузооборот -- 552 млрд т-км), в том числе автомобильным -- 53,2%, морским -- 42,2%, железнодорож-ным - 4,4%, авиационным - 0,2%. Все виды пассажирского транспорта перевезли в 1999 г. 84,4 млрд чел., в том числе автомобильным - 66,1%, железнодорожным - 28,6%, воздушным - 4,9%, морским - 0,4%.

Протяженность железных дорог -- 23 654 км, из них 15 895 км электрофицированы. На скоростных линиях «синкансэн» поезда развивают скорость до 300 км/ч. Длина автодорог в расчете на квадратный километр площади в Японии -- 3,0 км, практиче-ски все дороги имеют износоустойчивое покрытие. В 2000 г. в Японии было зарегистрировано 68,5 млн автотранспортных средств, из них 69% приходилось на легковые автомобили, 30% -- на грузовики, 1% -- на автобусы. [1, с. 567]

Большая часть морских перевозок приходится на зарубежные линии. На каботажных маршрутах выполняется примерно 40% внутренних грузовых перевозок. Общий тоннаж морских судов составляет 19,2 млн т (4% мирового тоннажа). На долю воздуш-ного транспорта приходится до 80% международных пассажир-ских перевозок, а также срочных грузов.

Связь. В 1999 г. имелось 737 тыс. телефонов общественного пользования, 55,6 млн абонентов со стационарными телефонны-ми аппаратами и 56,8 млн абонентов с мобильными телефонны-ми аппаратами. Доступом к системе Интернет на ту же дату рас-полагали 34% домашних хозяйств, 44,8% предприятий с числом занятых не менее 5 чел. и 95,8% предприятий с числом занятых от 300 чел. По состоянию на март 2001 г. в стране действова-ли 5,6 тыс. провайдеров услуг в системе Интернет.

Социальная сфера. Рецессия 90-х гг. создала ряд очагов на-пряженности в социальной сфере. Безработица достигла в сере-дине 2001 г. 5% численности экономически активного населения, в 2002 г. уже 5,4%. Прекратился рост номинальной и реальной зарплаты, сократились располагаемые доходы. Усилилась страти-фикация общества. Вместе с тем благосостояние, достигнутое на-селением страны в минувшие десятилетия, позволяет сохранить достаточно высокий жизненный уровень. [1, с. 568]

Внешнеэкономические связи. В течение всего послевоенного периода внешнеэкономическая стратегия сводилась к форсирова-нию экспорта готовой продукции для оплаты во все возрастаю-щих масштабах ввоза сырья и передовых технологий, при этом внутренний рынок защищался четко отлаженной системой та-рифных и нетарифных барьеров. Такая система не могла не вы-зывать недовольства у торговых партнеров. По мере роста эконо-мического могущества Японии, совершенствования ее производ-ственного аппарата, удорожания рабочей силы страна начала сопровождать товарный экспорт экспортом капитала и поэтапной либерализацией своего внутреннего рынка. Таможенные тарифы Японии теперь одни из самых низких в мире, система нетариф-ных барьеров близка к полному демонтажу, рынок практически открыт, за исключением нескольких видов сельскохозяйственной продукции, японские ТНК активно поглощают зарубежные ком-пании или создают с ними стратегические альянсы.

Делись добром ;)