logo
Задание с 3

4.4. География сферы услуг

Сфера услуг является одной из подотраслей социального комплекса. Услуги в рыночной экономике - такой же товар, как и создаваемые в производственной сфере материальные ценности.

Сегодня в России производство услуг в материальной и нематериальной сферах обеспечивает более 62% всего ВВП. Спрос на них напрямую зависит от роста денежных доходов, материального благосостояния, культурного уровня населения.

В структуре платных услуг населению по-прежнему преобладают три вида: бытовое, жилищно-коммунальное и транспортно-пассажирское обслуживание.

Услуги бывают общественными, т.е. необходимыми для нормальной жизни общества в целом (транспорт, связь, среднее образование, здравоохранение, коммунальные услуги и т.д.) и индивидуальными (парикмахерские, кафе, ателье и т.д.). Размещение предприятий сферы обслуживания определяется тем, как часто обращаются к ним потребители. В этом случае говорят об услугах повседневного (транспорт, покупка продуктов, коммунальные услуги), периодического (оплата счетов, посещение поликлиники, парикмахерской и т.д.) и эпизодического (покупка или ремонт квартиры, машины, выезд на отдых) спроса.

В сектор услуг входят различные отрасли, не связанные между собой. Существует множество классификаций, основанных на разных подходах к понятию услуг, проблема единого подхода не решена до сих пор. В международной практике чаще всего используется классификация, разделяющая сектор услуг на две группы: 1) производственные услуги: финансы, страхование, недвижимость, деловые услуги и НИОКР; 2) потребительские услуги.

Отечественные географы, исходя из потребностей населения, выделяют три группы услуг: 1) отрасли, обслуживающие потребление материальных благ (ЖКХ, торговля, пассажирский транспорт, связь); 2) производящие услуги для личного потребления (здравоохранение, просвещение, социальное обеспечение, культура); 3) непосредственно не производящие услуг населению (наука, финансовые услуги, страхование, госуправление).

Общие проблемы развития сферы услуг в современных условиях. К основным из них можно отнести следующие.

1. Некоторое сокращение спроса на массовые платные услуги из-за девальвации российской валюты в 2014-2015 гг., роста цен и перехода на самообслуживание.

2. Свертывание сферы услуг в сельской местности из-за снижения платежеспособного спроса и дефицита финансирования государством.

3. Сокращение финансирования государством бесплатных услуг и, соответственно, переход их на постоянно возрастающую платную основу (особенно в здравоохранении и образовании).

5. Резкая дифференциация доходов и как следствие рост спроса на элитарные услуги (частные школы, индивидуальный туризм, спортивно-оздоровительные центры).

6. Увеличение спроса на развлечения и рекреацию в среднедоходных группах населения.

Потребительский сектор в основном включает группу продовольственных и непродовольственных товаров, среди которых выделяют изделия культурно-бытового и хозяйственного назначения, произведенные в отраслях тяжелой индустрии и местной промышленности. Резкое сокращение выпуска непродовольственных товаров, и прежде всего продукции легкой промышленности, связано с катастрофическим падением объемов производства и проблемами конкуренции отечественной продукции с более дешевыми импортными товарами (прежде всего в государствах Восточной Азии).

Структура потребительского сектора имеет региональные различия, связанные с демографическими, природными и социально-экономическими факторами. В Северном, Центрально-Черноземном, Северо-Кавказском, Дальневосточном районах наблюдается преобладание производства продуктов питания, в остальных - непродовольственных товаров.

Легкая промышленность объединяет группу отраслей, обеспечивающих удовлетворение потребностей населения в тканях, одежде, обуви и других предметах личного потребления. Выпускается также продукция производственного назначения (корд, технические ткани), которая используется в других отраслях промышленности. В состав легкой промышленности входят следующие отрасли: текстильная, швейная, кожевенная, обувная, меховая и др.

На территориальную организацию легкой промышленности существенное влияние оказывают сырьевой, трудовой и потребительский факторы. Для нее характерна также высокая территориальная концентрация производства и использование принципа комбинирования. Это в особенности относится к шелковой промышленности, где комбинаты выпускают 4/5 всей продукции.

Сырьевой фактор особенно важен в отраслях первичной обработки, что обусловлено массовыми отходами (выход льняной соломки составляет 1/5 исходного сырья, шерсти - 1/2), или в отраслях, где высока материалоемкость производства (льняная промышленность). Размещение кожевенного производства целиком зависит от мясной промышленности.

В зависимости от степени преобладания сырьевого или потребительского фактора все отрасли легкой промышленности (кроме первичной обработки сырья) делятся на три группы:

Ведущей отраслью легкой индустрии по объему производства и числу занятых является текстильная промышленность. Она включает первичную обработку сырья, производство всех видов тканей, трикотажа, текстильной галантереи, нетканых материалов и других изделий на основе волокнистого сырья.

Основное производство ориентируется на трудовые ресурсы, квалификационные навыки и по-прежнему сосредоточено в Центральном районе, который обеспечивает 92% общероссийского выпуска хлопчатобумажных тканей. Особенно выделяются Ивановская (Иваново, Шуя, Кинешма), Московская (Москва, Орехово-Зуево), Тверская (Тверь, Вышний Волочек) и Владимирская (Ковров) области.

Второе место по объему вырабатываемой продукции занимает шелковая промышленность: около 8% выпуска в стране. По производству шелковых тканей Россия входит в десятку ведущих стран мира. В связи с широким использованием в качестве сырья искусственных и синтетических волокон зависимость от поставок натурального сырья из Средней Азии, Закавказья, Молдавии и с Украины, где разводят тутовый шелкопряд, сведена до минимума.

Исторически производства шелковых тканей сконцентрированы в Центральном районе. Основные предприятия сосредоточены в Москве и Московской области (Наро-Фоминск, Павловский Посад, Орехово-Зуево). Действуют предприятия в Кораблино (Рязанская область), Киржаче (Владимирская область), Ярославле, Твери.

Льняная промышленность - старейшая и исконно русская отрасль текстильного производства. В структуре выпуска тканей она занимает третье место (около 5% тканей в России), изготовляя примерно в равном соотношении ткани бытового назначения, технические и тарные. Отличительной особенностью отрасли является относительная обеспеченность собственной сырьевой базой. Возделывание льна-долгунца, заготовки льноволокна, выпуск тканей в силу высокой материалоемкости производства сосредоточены в Центральном, Северо-Западном, Северном и Волго-Вятском районах. Крупные центры льняной промышленности Центрального района - это Кострома, Нерехта, Смоленск, Вязьма и др.

Льняные ткани выпускаются также в Псковской (Псков, Великие Луки), Вологодской (Вологда) областях, Алтайском крае (Бийск), Нижнем Новгороде, Казани, Кирове и Екатеринбурге.

Шерстяная промышленность выпускает разнообразные изделия: камвольные и суконные ткани, ковры, платки, пряжу для трикотажа и др. На долю шерстяной промышленности приходится 2,3% выпуска тканей в стране. По общему объему производства шерстяных тканей Россия занимает 10 место в мире.

Трикотажная промышленность получила развитие во всех регионах страны с ориентацией главным образом на районы потребления. В отличие от других отраслей текстильной промышленности ее продукцией в основном являются готовые изделия, а также трикотажное полотно. В качестве сырья помимо натурального все шире используются химические волокна.

Ведущим районом остается Центральный, где сконцентрированы 1/4 производства чулочно-носочных и 1/2 трикотажных изделий, значительную часть продукции дают Волго-Вятский район, Урал и Поволжье.

Швейная промышленность - вторая по объему валовой продукции отрасль легкой индустрии. Она отличается более свободным характером размещения и теснее связана с потребителем.

Отрасль представлена в каждом экономическом районе и вместе с тем отличается высокой территориальной концентрацией производства, так как более половины выпуска швейных изделий приходится на два района: Центральный и Северо-Западный.

Среди отраслей легкой индустрии кожевенно-обувной и меховой промышленности принадлежит третье место. Меховая промышленность включает сырейно-красильное и скорняжно-пошивочное производство, где осуществляются выделка, крашение и отделка различных видов пушнины и мехового сырья и изготовление из них различных изделий. Сырьевую базу меховой промышленности составляют овцеводство, звероводство, пушной (охотничий) и зверобойный промыслы.

По оценкам экспертов, большинству отраслей легкой промышленности угрожает постепенное исчезновение вследствие ценовой конкуренции со стороны производителей из Южной и Юго-Восточной Азии. Численность занятых за последние 20 лет сократилась в 3 раза, объем выпуска в текстильной - более чем в 3 раза, в обувной - в 7 раз, швейной - в 8 раз.

Другим крупным элементом потребительского сектора является комплекс продовольственных отраслей промышленности.

Продовольственный рынок - это система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения продовольственных товаров, характеризующихся свободой хозяйствующих субъектов в выборе покупателей и продавцов, определении цен, формировании ресурсов.

По отраслевому признаку могут быть выделены товарные рынки: мяса и мясопродуктов, сахара, растительного масла, кондитерских изделий рыбы и рыбопродуктов, молока и молочных продуктов, сахара, хлеба и хлебобулочных изделий, макаронных изделий, алкогольных напитков и др.

Под товарным (отраслевым) рынком понимается рынок какого-либо конкретного товара (например, сахара) или группы товаров (например, кондитерских изделий), в котором входящие в него продукты связаны между собой определенными признаками производственного или потребительского характера.

Каналы реализации различают по их видам: 1) предприятие - покупатель; 2) предприятие - розничный торговец - потребитель; 3) предприятие - оптовик - розничный торговец - потребитель; 4) предприятие - торговый агент - оптовик - розничный торговец - потребитель.

Деятельность многих перерабатывающих предприятий и сельскохозяйственных товаропроизводителей в настоящее время является убыточной, несмотря на рост цен на продовольственные товары и сырье.

Отраслевая и пространственная транспортная структура

Важной составной частью инфраструктурного комплекса является коммуникационная система. Основная задача ее функционирования - перемещение в пространстве информации, энергии, людей и разнообразных веществ. Коммуникационная система включает в себя транспорт и связь.

Транспорт - одна из важнейших сфер материального производства. Перевозка различных товаров из районов их производства в районы потребления является ее главной функцией. При этом продолжается процесс материального производства, но уже в сфере обращения с конечным его завершением. Продукт любого рода считается полностью произведенным, готовым к потреблению только в том случае, когда он доставлен потребителю.

Продукцией транспорта (транспортной работой) является перемещение грузов и людей, измеряемое соответственно в тонно-километрах (грузооборот) и пассажиро-километрах (пассажирооборот).

Полные транспортные издержки народного хозяйства в сфере производства и обращения составляют около 10% ВВП страны. Отношение суммарных транспортных издержек к полной потребительской стоимости продукта называют коэффициентом транспортной слагающей. Этот показатель играет важную роль в решении проблемы оптимизации территориальной организации производительных сил.

Особенностью транспорта является взаимозаменяемость его отдельных видов. Совокупность всех видов транспорта, объединенных между собой транспортными узлами, образует транспортную систему. В транспортных узлах сходятся несколько видов транспорта и осуществляется обмен грузами между ними. В России несколько сотен транспортных узлов разных типов. Крупнейший из них - Москва. Роль различных видов транспорта в транспортной системе определяется их долей в общей транспортной работе. При выборе вида транспорта учитывают себестоимость и влияние природных условий на его функционирование.

Можно выделить три основных магистральных направления транспортной системы страны.

1. Широтное магистральное сибирское направление «восток-запад», оно включает железнодорожные, трубопроводные и водные пути с использованием рек Камы и Волги.

2. Меридиальное центрально-европейское магистральное направление «север-юг» с выходом на Украину, Молдову, Кавказ, образованное в основном железнодорожными путями.

3. Меридиальное волго-кавказское магистральное направление «север-юг» по реке Волга, железнодорожным и трубопроводным путям, связывающим Поволжье и Кавказ с Центром, Севером европейской части страны и Уралом.

По этим главным магистральным направлениям идут основные грузопотоки страны, тесно взаимодействуют железнодорожный, внутренний водный и автомобильный виды транспорта. Магистральные авиатрассы также в основном совпадают с сухопутными.

Грузо- и пассажирооборот всех видов транспорта сократился (см. табл. 4.1). И если грузооборот сократился незначительно, то перевозки пассажиров железнодорожным и всеми видами городского транспорта сократились в 2-3 раза, за исключением метрополитена.

Существенно снизилась доля внутренних перевозок грузов (менее 2% общего тоннажа) и пассажиров морским и внутренним водным транспортом (менее 0,07% всех перевезенных пассажиров). Это произошло вследствие уменьшения объема этих перевозок, удорожания тарифов, ухудшения состояния флота, портового хозяйства и т.п. В целях минимизации налогообложения резко сократилось число судов, ходящих под российским флагом. Поэтому значительную долю внешнеторговых операций обслуживают суда, которые ранее были российскими.

Таблица 4.4

Грузо- и пассажирооборот транспорта в России

Грузо- и пассажирооборот транспорта в России

1960

1990

2012

Грузооборот транспорта, млрд т км:

Железнодорожного

1047

2523

2222

Автомобильного

55

299

249

Трубопроводного (нефть и нефтепродукты)

49

1240

1188

Перевезено пассажиров транспортом общего пользования, млн человек:

Железнодорожным

1606

3143

1059

Автобусным

7445

28626

12766

Трамвайным

5163

6000

1928

Троллейбусным

1874

6020

2051

Метрополитеном

1144

3695

3446

Воздушным

10

91

76

Пассажирооборот транспорта общего пользования, млрд пассажиро-километров:

Железнодорожного

123

274

145

Автобусного

35

262

133

Железнодорожный транспорт - ведущий в транспортной системе России. Главная задача железных дорог в нашей стране заключается в обеспечении надежной транспортной связи северной части с восточными районами. Ее выполнение усложняется тем, что темпы строительства железных дорог резко отстают от темпов развития всего народного хозяйства.

Основными грузами железнодорожного транспорта являются уголь, кокс, нефть и нефтепродукты, минеральные строительные материалы, руды, сельскохозяйственные грузы, лес, металлы, химические и минеральные удобрения, продукция машиностроения и др.

Размещается железнодорожный транспорт неравномерно. Густой и разветвленной железнодорожной сетью обладает европейская часть страны. Конфигурация сети - радиально-кольцевая с центром в Москве. От московского железнодорожного узла отходят основные магистрали в направлении Донбасса, Одессы, Баку, Казани, Самары, Саратова, Волгограда, Ташкента, Минска, Риги, Санкт-Петербурга, Архангельска и других городов.

В восточной части страны железнодорожная сеть имеет ярко выраженное широтное направление с малой разветвленностью. Основной магистралью, связывающей центр с Уралом, Сибирью и Дальним Востоком и имеющей протяженность 9332 км, является Трансконтинентальная железная дорога: Москва - Рязань - Рузаевка - Сызрань - Самара - Уфа - Челябинск - Иркутск - Чита - Хабаровск - Владивосток. Построена Байкало-Амурская магистраль: Усть-Кут - Комсомольск-на-Амуре.

Важное значение для России имеют Южно-Сибирская, Средне-Сибирская и Туркестано-Сибирская железнодорожные магистрали, проходящие через территорию Казахстана. В меридиальном направлении действует участок Тюмень - Сургут - Уренгой.

Преобладающее направление в пассажирских перевозках имеют два направления: южное (от Москвы по направлению на Крым и Кавказ) и восточное (от Москвы через Поволжье, Урал, Сибирь на Дальний Восток).

Плотность железнодорожной сети в Российской Федерации достаточно низкая - 5 км на 1000 кв. км, поэтому очень высока грузонапряженность железных дорог. Наиболее грузонапряженные линии железных дорог находятся на важных направлениях: Центр - Северо-Запад; Центр - Урал; Центр - Кавказ; Центр - Юго-Запад; Поволжье - Урал; Урал - Сибирь; Сибирь - Дальний Восток. Основными мощными потоками являются потоки угля. В последние годы железнодорожное строительство в России практически не ведется. Между тем, на современном этапе для развития железнодорожного транспорта невозможно обойтись без внедрения научно-технических достижений: электрификации железных дорог, создания высокоскоростных магистралей.

Морской транспорт благодаря географическому положению России имеет важное значение, его хозяйство довольно сложное: флот, порты, судоремонтные заводы. В России есть пять морских бассейнов: Северный, Балтийский, Черноморско-Азовский, Каспийский, Дальневосточный.

Первое место в грузообороте принадлежит портам Тихоокеанского бассейна, которые снабжают северо-восток страны, осуществляют внешнеторговые связи со странами Азии и Австралией. Условия судоходства в Дальневосточном морском бассейне достаточно трудные, основными портами являются Владивосток, Находка, Восточный. Главные грузы - каменный уголь, лес, нефть, рыбопродукты, соль, промышленные и продовольственные товары для снабжения районов Севера.

Второе место занимает Балтийский бассейн, который обеспечивает внешние связи со странами Европы и Америки. К его основным портам относятся Выборг и Санкт-Петербург. В Балтийском морском бассейне осуществляется большой объем пассажирских перевозок. В грузообороте основное место занимают металлы, машины и прочие технические грузы, перевозки строительных материалов.

Северный бассейн включает в себя шесть арктических морей, по которым проходит Северный морской путь, имеющий большое значение в освоении и снабжении районов Крайнего Севера. Крупный порт Баренцева моря - Мурманск. Основные грузы, которые перерабатывает порт: уголь, руда, апатиты, строительные материалы, рыба. Архангельск - важный порт Белого моря, специализируется в основном на погрузке леса и лесоматериалов. В этом море есть также порты в Онеге, Кандалакше, Беломорске, Кеми.

Через порты Черноморского бассейна в основном ведется экспорт нефти. В связи с падением ее добычи сокращается и грузооборот этих портов. Крупнейшие порты Черноморского бассейна: Новороссийск, Туапсе. Из Новороссийска также экспортируется уголь.

Каспийский бассейн используется для внутренних перевозок. Условия судоходства отличаются в разных районах. Основные порты - Астрахань, Оля. Из сухогрузов главное место занимают хлеб, лес, сульфаты, металлы, поваренная соль, рыба, хлопок, строительные материалы.

Морской транспорт играет важную роль во внешних экономических связях и служит одним из основных источников получения валютных средств. Россия имеет 39 портов и 22 портовых пункта. Длина причалов составляет 60,5 тыс. км. Производственные мощности портов позволяют обеспечивать только 54% потребности переработки грузов, остальные экспортно-импортные грузы перерабатываются в Прибалтике, Украине, Грузии, Азербайджане.

Основные грузы, перевозимые морским транспортом: нефть, руда, стройматериалы, каменный уголь, зерно, лес.

Автомобильный транспорт один из самых дорогих, но он обладает большой маневренностью и скоростью движения, возможностью доставлять грузы непосредственно потребителям.

Москва - самый крупный автодорожный узел России, из которого расходятся автомобильные дороги в 12 направлениях. Основными из них являются: Москва - Санкт-Петербург, Москва - Нижний Новгород - Казань, Москва - Воронеж - Ростов-на-Дону - Новороссийск, Москва - Тамбов - Волгоград и др.

Дальние перевозки автомобильный транспорт осуществляет в северных и восточных районах страны, горах Кавказа, где отсутствуют другие виды сухопутного транспорта.

Эффективность работы автомобильного транспорта зависит от густоты и качества дорог. В России общая протяженность автомобильных дорог составляет порядка 880 тыс. км, но только 73% из них с твердым покрытием.

Авиационный транспорт - единственный, охватывающий перевозками почти все районы страны. И тем не менее объем грузов, доставляемых авиационным транспортом, относительно невелик. Самолеты используют для поставок грузов в труднодоступные районы страны, а также для транспортировки скоропортящейся продукции.

Главная специализация воздушного транспорта - перевозка на дальние расстояния пассажиров. Крупнейшим узлом воздушных магистралей является Москва. Кроме того, крупные узлы воздушных сообщений расположены в Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Красноярске и др. Воздушный транспорт занимает третье место по объему пассажирских перевозок.

Уровень развития воздушного транспорта является показателем степени научно-технического потенциала страны. Воздушный транспорт задействован при строительстве трубопроводов, мостов, линий электропередачи, проведении работ для сельского хозяйства, геологоразведки, рыбного промысла.

Трубопроводный транспорт по объему выполняемой работы (в тонно-километрах) занимает второе место, а строительство трубопроводов в три-пять раз быстрее и дешевле, чем железных дорог. По трубопроводам передаются 97% нефти, весь газ. В перспективе по трубопроводам будут транспортировать с помощью воды в измельченном виде и твердые материалы (уголь, руду). Трубопроводный транспорт - наиболее экономичный из всех видов. Крупнейшими газопроводами страны являются: Медвежье - Тюмень - Надым, Ухта - Торжок, Уренгой - Сургут - Тобольск - Тюмень - Челябинск, Уренгой - Помары - Ужгород - Западная Европа и др.

Преимуществами трубопроводного транспорта являются: возможность функционировать в течение всего года, высокая производительность, возможность прокладки трубопроводов по кратчайшему расстоянию независимо от рельефа территории.

Потребность в согласовании работы всех видов транспорта, действующих на территории РФ, определяет задачу планомерной организации и управления Единой транспортной системой страны (ЕТС), которая имеет сложную структуру. Экономическую основу этой системы составляют производственно-экономические связи, а материальную - сеть путей сообщения, технические средства транспорта и служба перевозок.

1 Здесь и далее данные приводятся по: Российский статистический ежегодник. 2013 : стат. сб. М., 2013. С. 63-64.

2 Здесь и далее материал приводится по: Общероссийский классификатор экономических регионов ОК 024-95. М. : Госстандарт России, 2000.

3 Здесь и далее данные приводятся по: Российский статистический ежегодник. 2013. С. 63-64.

4 См.: Российский статистический ежегодник. 2013. С. 63.