logo
Задание с 3

Машиностроение

Создавая активную часть основных производственных фондов - орудия труда, машиностроение в значительной степени оказывает влияние на темпы и направления научно-технического прогресса в различных отраслях народного хозяйства, на рост производительности труда и другие экономические показатели, определяющие эффективность развития общественного производства.

Машиностроительный комплекс до сих пор является наиболее проблемным в национальной экономике. Если раньше он выступал в качестве ее своеобразного «локомотива», то на сегодняшний день валовые объемы выпуска значительно отстают от дореформенных. Исключение составляют производство легковых и малотоннажных грузовых автомобилей, автобусов, некоторых видов железнодорожного транспорта. Недостаточная конкурентоспособность российского производителя, сокращение внутреннего спроса и чрезмерное открытие отечественного рынка для зарубежных товаров привели к необратимой деградации многих производств. Общая численность занятых в комплексе уменьшилась почти в два раза.

Критическая ситуация сложилась в следующих подотраслях:

- станкостроении и инструментальной промышленности;

- приборостроении;

- сельскохозяйственном машиностроении;

- машиностроении для легкой и пищевой промышленности;

- производстве бытовых приборов.

В них либо произошло полное замещение отечественного производителя импортом, либо сокращение спроса привело к закрытию большинства производств (или оба процесса одновременно).

По роли и значению в народном хозяйстве отрасли машиностроения можно объединить в три взаимосвязанные группы.

В первую группу входят отрасли, обеспечивающие развитие всего народного хозяйства: приборостроение, химическое машиностроение, электротехническое машиностроение, энергетическое машиностроение.

Во вторую группу входят отрасли, обеспечивающие развитие машиностроения: станкостроение, инструментальная промышленность.

Третью группу составляют отрасли, обеспечивающие развитие отдельных отраслей народного хозяйства: дорожно-строительного производства, производство тракторов и сельскохозяйственной техники, производство оборудования для различных отраслей народного хозяйства.

На долю машиностроения приходится более 1/3 объемов производства товарной продукции промышленности России, около 2/5 промышленно-производственного персонала и почти 1/4 основных промышленных производственных фондов.

Ассортимент выпускаемой продукции российского машиностроения отличается большим разнообразием, что обусловливает глубокую дифференциацию его отраслей и существенно влияет на размещение производства отдельных видов продукции.

В России машиностроение принадлежит к числу наиболее распространенных в территориальном отношении отраслей промышленности. Однако в одних районах оно имеет профилирующее значение, а в других - его функции ограничены удовлетворением внутренних потребностей.

Совпадение источников сырья с местами потребления готовой продукции представляет собой оптимальный вариант размещения машиностроительных предприятий. В этом случае значительно сокращаются транспортные расходы по перевозке металла, машин и оборудования, возникают условия для установления связей между машиностроением и черной металлургией. Машиностроительные заводы освобождаются от некоторых операций, в большей мере свойственных металлургии, а металлургические заводы получают возможность использовать отходы машиностроения и специализироваться в соответствии с его потребностями.

При территориальной разобщенности сырьевых баз и основных потребителей машин и оборудования районы потребления имеют преимущества. Дело в том, что в машиностроении расход сырья на 1 т готовой продукции составляет в среднем 1,3-1,5 т, между тем, как затраты на транспортировку любой машины намного выше, чем затраты на транспортировку металла, который был использован для ее производства. Поэтому металлоемкие производства, дающие малотранспортабельную продукцию, часто тяготеют к районам потребления.

Среди факторов, влияющих на размещение машиностроения, значительная роль принадлежит специализации и кооперированию производства. В зависимости от особенностей взаимодействия таких факторов, как материалоемкость, трудоемкость и энергоемкость выделяют тяжелое машиностроение, общее машиностроение и среднее машиностроение.

Тяжелое машиностроение относится к материалоемким отраслям с большим потреблением металла и относительно малой трудоемкостью. К тяжелому машиностроению относят производство металлургического, горношахтного, крупно-энергетического, подъемно-транспортного оборудования, тяжелых станков, крупных морских и речных судов, локомотивов и вагонов. Размещение тяжелого машиностроения в первую очередь зависит от сырьевой базы и районов потребления.

Например, производство металлургического и горно-шахтного оборудования размещается, как правило, вблизи металлургических баз и в районах потребления готовой продукции.

Одной из важнейших отраслей тяжелого машиностроения является производство оборудования для металлургической промышленности. Большая металлоемкость продукции этих производств и сложность транспортировки обусловили размещение этих предприятий вблизи центров развития металлургии и потребления этой продукции (Екатеринбург, Орск, Красноярск, Иркутск, Комсомольск-на-Амуре).

Крупные центры производства горно-шахтного оборудования созданы в Западной Сибири (Новокузнецк, Прокопьевск, Кемерово). В Красноярске построен один из крупнейших заводов по производству тяжелых экскаваторов, которые используются при освоении буроугольных месторождений Канско-Ачинского бассейна.

Производство оборудования для нефтяной и газовой промышленности сложилось в нефтедобывающих и газодобывающих районах: Урале, Поволжье, Северном Кавказе, Западной Сибири.

Энергетическое машиностроение представлено производством мощных паровых турбин и генераторов, гидротурбин и паровых котлов. Оно располагается преимущественно в крупных центрах развитого машиностроения при наличии высококвалифицированных кадров. Крупнейшими центрами по производству турбин для гидроэлектростанций являются Санкт-Петербург и Таганрог (завод «Красный котельщик», который выпускает половину всех паровых котлов страны). Высокопроизводительные котлы выпускаются в Подольске и Белгороде. Санкт-Петербург и Екатеринбург специализируются на выпуске газовых турбин. Развитие атомной энергетики определило производство оборудования для атомных электростанций. В Санкт-Петербурге выпускаются атомные реакторы; крупный центр атомного энергетического машиностроения сформировался в Волгодонске.

Предприятия по производству тяжелых станков и кузнечно-прессового оборудования работают в Коломне, Воронеже, Новосибирске.

Основные центры морского судостроения сформировались на побережьях Балтийского моря (Санкт-Петербург, Выборг), которые специализируются на производстве пассажирских, грузопассажирских, ледоколов-атомоходов. Главным центром судостроения на Белом море является Архангельск, а на Баренцевом - Мурманск. В этих центрах производятся лесовозы.

Речное судостроение представлено верфями на крупнейших речных магистралях: Волге, Оби, Енисее, Амуре. Одним из крупнейших центров судостроения является Нижний Новгород, где на АО «Красное Сормово» выпускают суда различного класса: современные пассажирские лайнеры, теплоходы типа «река-море» и т.д. Речные суда производятся в Волгограде, Тюмени, Тобольске, Благовещенске.

Железнодорожное машиностроение размещено в Коломне, Новочеркасске (Северо-Кавказский район), Муроме (Нижегородская область), Мединове (Калужская область), Демидове.

Вагоностроение (для производства вагонов необходимо также древесное сырье) развивается в Нижнем Тагиле, Калининграде, Новоалтайске, Брянске, Твери, Мытищах, Абакане.

Общее машиностроение. Включает группу отраслей, характеризующихся средними нормами потребления металла, энергии, невысокой трудоемкостью. Предприятия общего машиностроения производят технологическое оборудование для нефтеперерабатывающей, лесной, целлюлозно-бумажной, строительной, легкой и пищевой отраслей промышленности. Как правило, предприятия этих отраслей размещаются в районах потребления продукции. Однако и учитываются такие факторы, как наличие квалифицированных кадров и близость сырьевой базы. Предприятия этой группы размещены по всей территории РФ.

Среднее машиностроение объединяет предприятия малой металлоемкости, но повышенной трудоемкости и энергоемкости. К этой отрасли относятся приборостроение, производство средств вычислительной техники, электротехническая промышленность. Оно размещается там, где имеются квалифицированные кадры. Включает группу машиностроительных предприятий, отличающихся узкой специализацией, широкими связями по кооперированным поставкам: автомобилестроение, самолетостроение, станкостроение (производство небольших и средних металлорежущих станков) производство технологического оборудования для пищевой, легкой и полиграфической промышленности.

Автомобилестроение представлено предприятиями Тольятти, Нижнего Новгорода, Набережных Челнов, Калининграда, Санкт-Петербурга, Калуги, Москвы, Таганрога, Ульяновска. Выпуск автобусов осуществляется в Ликино, Павлово, Кургане. Основными центрами авиастроения являются Воронеж, Москва, Иркутск, Комсомольск-на-Амуре, Ульяновск.

На размещение предприятий станкостроения большое влияние оказывает обеспеченность трудовыми ресурсами. В этой связи большее развитие оно получило в Москве, Санкт-Петербурге, Поволжье и на Урале. Приборостроение сосредоточено в европейской части страны (Москва, Московская область, Смоленск, Таганрог, Казань).

Основные центры ракетно-космической промышленности размещены в Москве, Королеве (Московской области), Самаре, Омске, Красноярске.

Отечественному машиностроению присущ целый спектр проблем. Среди них: высокий уровень материало- и энегроемкости, дефицит молодых квалифицированных кадров, необходимость структурной перестройки, проблемы повышения качества. Одной из главных задач машиностроения является коренная реконструкция и опережающий рост таких отраслей, как станкостроение, приборостроение, электротехническая и электронная промышленность, производство вычислительной техники, что позволит России набрать необходимые темпы экономического роста.