logo
Гидро

2.2. Государственный мониторинг водных объектов

Государственный мониторинг водных объектов представляет со­бой систему регулярных наблюдений за гидрологическими или гид­рогеологическими и гидрохимическими показателями их состояния, обеспечивающую сбор, передачу и обработку полученной информа­ции в целях своевременного выявления негативных процессов, про­гнозирования их развития, предотвращения последствий и опреде­ления степени эффективности осуществляемых водоохранных мероприятий.

Государственный мониторинг водных объектов ведется специ­ально уполномоченным государственным органом управления ис­пользованием и охраной водного фонда совместно с государствен­ным органом управления в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды (по поверхностным водным объек­там) и государственным органом управления использованием и ох­раной недр (по подземным водным объектам).

Порядок осуществления государственного мониторинга водных объектов устанавливается Правительством РФ.

Государственный учет поверхностных и подземных вод представ­ляет собой систематическое определение и фиксацию в установлен­ном порядке количества и качества водных ресурсов, имеющихся на данной территории. Государственный учет поверхностных и подзем­ных вод осуществляется в целях обеспечения текущего и перспек­тивного планирования рационального использования водных объек­тов, их восстановления и охраны. Эти данные характеризуют состояние поверхностных и подземных водных объектов по качест­венным и количественным показателям, степень их изученности и использования.

Государственному учету и включению в государственный водный кадастр подлежат все воды единого государственного фонда, к которым относятся:

Воды рек, озер, водохранилищ и других поверхностных водоемов и источников, включая водоканалы и пруды;

Ледники и подземные воды;

Внутренние моря и другие внутренние морские воды;

Территориальные воды.

Помимо ОГСНК экологические мониторинги водных объектов осуществляются рядом других служб, министерств и ведомств, таких как Госкомитет РФ по охране окружающей среды, Министерство природных ресурсов РФ, Министерство сельского хозяйства и природопользования РФ, департамент государственного санэпидемнадзора при Министерстве здравоохранения РФ, Госкомитет РФ по стандартизации и метрологии (Госстандарт), федеральная служба лесного хозяйства.

В 1993 году было принято решение о создании единой системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ), которая должна объединить и усилить возможности многочисленных служб для решения задач комплексного наблюдения, оценки и прогноза состояния окружающей среды в РФ.

Государственный водный кадастр представляет собой свод данных о водных объектах, их использовании и их водных ресурсах, о водопользователях. Государственный водный кадастр ведется в РФ Министерством природных ресурсов РФ по единой системе и осно­вывается на данных государственного учета вод по количественным и качественным показателям, регистрации водопользователей, а так­же данных использования вод.

Все сведения в водном кадастре группируются по разделам: по­верхностные, подземные воды, а также использование вод. Каждый из этих разделов состоит из постоянных (каталожных), ежегодных и многолетних данных.

Предоставление водопользователями в специально уполномо­ченный государственный орган управления использованием и охра­ной водного фонда данных, подлежащих включению в Государствен­ный водный кадастр Министерства природных ресурсов РФ, Является обязательным.

Данные Государственного водного кадастра являются основой для принятия решений при осуществлении государственного управ­ления в области использования и охраны водных объектов и должны предоставляться в порядке, установленном законодательством РФ. Они служат для:

  1. оценки и прогнозирования изменений гидроло­гических и гидрогеологических условий, ресурсов водных объектов и качества вод,

  2. разработки федеральных и бассейновых схем, ком­плексного использования и охраны водных ресурсов: подготовки и выдачи лицензий на пользование водными объектами;

  3. осуществле­ния государственного контроля над использованием и охраной водных объектов;

  4. установления платежей связанных с пользованием водных объектов, наложению штрафов и предъявления исков за "Нарушение водного законодательства;

  5. обеспечения водопользовате­лей необходимой информацией о водных объектах; разрешение спо­ров, возникающих по поводу пользования водными объектами.

Государственный учет поверхностных и подземных вод и ведение Государственного водного кадастра осуществляются специальным уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной входного фонда с участием государственного управления в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды (по поверхностным водным объектам) и

государственного органа управления использованием и охраной недр (подземным водным объектам).

Государственная экспертиза на указанную деятельность пред­ставляет собой проверку ее соответствия исходным данным, техни­ческим условиям и требованиям нормативной документации по про­ектированию и строительству. Она осуществляется специально уполномоченным государственным органом управления использо­ванием и охраной водного фонда. Порядок проведения указанной государственной экспертизы регулируется законодательством РФ.

Государственная экологическая экспертиза проводится в соот­ветствии с Федеральным законом РФ «Об экологической эксперти­зе», принятым Государственной Думой 19 июля 1995 года, одобрен­ным Советом Федерации 15 ноября 1995 г. и подписанным Президентом РФ 23 ноября 1995 года.

Государственный контроль над использованием и охраной всех водных объектов заключается в проверке соблюдения:

Государственный контроль над использованием и охраной водных объектов осуществляется государственными органами исполнитель­ной власти субъектов РФ.