logo
Достопримечательности Италии

19. Лигурийская Ривьера

  • Она делится на две части - Ривьера-ди-Поненте (Riviera di Ponente) и Ривьера-ди-Леванте (Riviera di Levante).
  • Ривьера-ди-Поненте с плавной береговой линией, просторными заливами и широкими песчаными пляжами протянулась от Генуи до Вентимильи. Здесь находится Сан-Ремо (San Remo) - столица цветов. Нигде в Италии не встретишь такого количества и разнообразия кра-сиво цветущих растений, как в здешних садах, теплицах, на терра-сах и вдоль улиц.
  • 20. Алассио
  • Алассио в провинции Савона (Savona) - один из прекраснейших пляжных курортов на горном Лигу-рийском побережье. На примор-ском бульваре оставляют автогра-фы знаменитые люди и можно отыскать подписи Эрнеста Хемин-гуэя и Тура Хейердала.
  • На границе с Пьемонтом, в го-рах, расположен город Сасселло (Sassello), сохранивший средневе-ковый облик. Там есть старинный мост и церковь Сан-Джованни (Chiesa di San Giovanni, XII). Ку-рортный поселок Диано-Марина (Diano Marina) после землетрясе-ния 1887 г. почти полностью вы-строен заново. Здесь много гости-ниц, дискотек, ресторанов и мага-зинов. Море в заливе Диано не-обыкновенно чистое, и курорту присужден голубой флаг - знак чистой морской воды. На ж/д стан-ции в Diano Marina открывается великолепный вид на морское по-бережье.
  • В провинции Савона есть инте-ресные музеи. В Бардино-Нуово, Тово-Сан-Джакомо (Bardino Nuovo, Tovo San Ghacomo) это Музей ба-шенных часов С. Бергалло. Он от-крыт в 1992 г. по инициативе муни-ципальной администрации местечка Тово-Сан-Джакомо. Экспозиция размещена в старом муниципаль-ном дворце Бардино-Нуово. Здесь выставлены часы, их части и детали, созданные часовых дел мастера-ми из известной семьи Бергалло и другими часовщиками.
  • В населенном пункте Алтаре (Altare) есть Музей стекла и сте-кольного искусства, где выставле-но более 2000 предметов: произве-дения искусства, бытовые изделия, стеклянная посуда для химии и фар-макологии, инструменты и формы для ручной обработки стекла. Боль-шинство экспонатов местного про-изводства из города Алтаре.
  • 21. Милан
  • Город основали кельты в Паданской низменности на пути, соединяющем Апеннинский полуостров с землями франков. В III в. до н.э. римляне на-звали его Медиоланум (стоящий посреди равнины) и сделали адми-нистративным центром. В 313 г. им-ператор Константин провозгласил в Милане эдикт о свободе исповеда-ния христианской веры. После ос-нования Константинополя и разде-ления Римской империи на Восточ-ную и Западную Милан стал столи-цей последней, однако вскоре сто-лицу перенесли в Равенну, и город на время утратил прежнее полити-ческое значение. Милан захватыва-ли остготы, лангобарды, франки. После смерти Карла Великого Ми-лан возродился и стал городом-коммуной. Одновременно он рас-пространил свое влияние на окружающие города - Комо, Лоду, Павию, Пьяченцу и Тортону. В 1158 г. войска Фридриха I Барбароссы захватили Милан. Жители оказали упорное сопротивление. И в марте 1162 г. император, уже полностью подчинивший север Италии сровнял непокорный город с землей. В 1167 г. для согласованного сопротивления захватчикам был создан союз городов - Ломбардская лига, во главе с Миланом. В 1176 г. в битве при Леньяно войска Лиги одержали победу - Фридриху пришлось знать независимость коммун Ломбардии. Позже Милан стал столицей достаточно сильного и влиятельного территориального образования - Миланского герцогства (1385). Город достиг наивысшего расцвета в период правления Jlюдовика Моро, который привлек многих выдающихся деятелей культуры и искусства. С 1482 по 1499 г. в Милане работал Леонардо да Винчи. С 1535 по 1713 г. Миланским герцогством владели испанцы, затем австрийские Габсбурги, от власти которых Милан освободил Наполеон Бонапарт в 1796 г. Он провозгласил Милан столицей Цизальпинской республики, подчиненной Франции, но имеющей право на развитие собственной политики и культуры. После падения империи Наполеона в 1814 г. Ломбардию вновь присоединили к Австро-Венгерской империи. Непрекращающиеся восстания против захватчиков и помощь Франции привели к созданию нового итальянского королевства летом 1859 г., частью которого стали миланские земли. Несмотря на то, что Италия была союзником Германии во время Второй мировой войны, немцы оккупировали ее северную часть, и Милан стал центром Сопротивленния (1943-45). После войны миланцы -направили все усилия на развитие городской экономики и культуры и произошло «миланское чудо» возник симбиоз промышленности искусства.
  • 22. Миланский собор
  • Миланский собор посвящен рож-деству Богоматери, но называют его чаще просто Дуомо (il Duomo) или по-милански -- el Domm. Пер-вый городской собор (IV), освященный во имя св. Теклы (Феклы), располагался на том месте, где те-перь разбита p. del Duomo. Во время строительства подземки архео-логи обнаружили его фрагменты, которые можно осмотреть, спус-тившись на станцию метро Duomo. Базилику раннехристиан-ского времени и современный со-бор роднят гигантские размеры. Пятинефный храм Медиолана сво-ими геометрическими параметра-ми (80x45 м) лишь немного усту-пал главному христианскому собо-ру Средних веков -- Сан-Джован-ни-ин-Латерано (100x53 м).
  • Длина современного Милан-ского собора -- 157 м, ширина в трансепте - 92 м (в интерьере со-ответственно 148 и 91 м). Он тре-тий по величине в Европе (после соборов Св. Петра в Риме и Св. Павла в Лондоне). Одних статуй в нем насчитывается 3 400. Единственный в Европе беломрамор-ный готический колосс строился целую вечность: первые блоки в фундамент храма заложили в 1386 г. при легендарном правителе Джан Галеаццо Висконти, а проект фасада, законченного к 1813 г., утвердил Наполеон I в 1805 г.
  • За пять столетий архитектур-ная мода в Европе сменилась не раз, но зодчие неуклонно придер-живались готического направле-ния, заложенного в проект первым строителем Симоне да Орсениго, мастером из Кампионе. Над возве-дением собора трудились итальянские, немецкие и французские мастера. Когда же один из пригла-шенных архитекторов - француз Жан Миньо посмел критиковать архитектуру собора, его отстрани-ли от работ, и после этого собор достраивали только итальянцы. В 1572 г. архиепископ Карло Борромео освятил храм. Однако даже во времена Стендаля, писавшего о том, как он разглядывал с высоты его шпиля город Бергамо, Миланский собор еще не принял совре-менный вид. До 1808 г. над пере-крестьем нефа и трансепта возно-сился лишь один (зато самый вы-сокий) шпиль высотой 108,5 м. Его строили с 1765 по 1769 г., а в 1774 г. на вершине установили по-золоченную статую Мадонны (Madonnina, 4 м). Каменный лес из 135 мраморных игл, устремля-ющихся в небо и с такой силой пе-редающих настроение готической архитектуры, -- создание XIX в. Соборная площадь (piazza del Duomo) утратила старые портики, восходившие ко временам Джан Галеаццо Висконти, в 1859 г. Так невообразимо долго строились храмы в других странах Европы, но для Италии это исключитель-ная редкость. На крышу собора (шпал, terrazzi) можно подняться с улицы по лестнице от северной стены храма или на лифте со сто-роны апсиды.
  • Вертикальное членение фасада (высота 56 м, ширина 68 м) архитектурно подчеркивает внутреннюю пятинефную планировку базилики, а в плане собор представляет собой латинский крест. Внутрь базилики ведут пять затейливо орнаментиро-ванных входов, расположенных между сложными контрфорсами. Барельеф фронтона, созданный скульптором Г. Висмаром из каррар-ского мрамора по рисунку Черано, называется «Сотворение Евы».
  • К достопримечательностям ин-терьера надо отнести мавзолей Джан-Джакомо Медичи (1563) работы Леоне Леони, деревянные хоры, порфировую египетскую ванну IV в., которую используют как крестильную купель.
  • Надгробный памятник Медичи интересен как совершенный обра-зец владения мастером техникой ваяния: знаменитый кондотьер с детства хромал, и скульптор ис-кусно задрапировал его искале-ченную ногу.
  • Ошеломляет статуя христиан-ского мученика св. Варфоломея (Бартоломео, 1562), с которого живьем содрали кожу. Скульптор Марко дАграте, гордясь своей ра-ботой, начертал на постаменте: «Не Пракситель создал меня, а Марко дАграте» - таким совершенным сделал он этот образец анатомии.
  • Первые шесть окон стены пра-вого нефа забраны витражами XV в. - самыми древними в этой базилике.
  • В левом крыле трансепта не может не привлечь внимание 5-метровый бронзовый канде-лябр (XIII) французской работы (мастер Никола из Вердена).
  • В крипте и сокровищнице, куда можно пройти по лестнице, начи-нающейся справа от главного ал-таря, хранится серебряная урна с останками св. Карло Борромео -знаменитого миланского архи-епископа, умершего в 1584 г. Кро-ме того, здесь можно посмотреть на коллекцию изделий церковного прикладного искусства, выполнен-ных из золота, серебра и слоновой кости.