logo search
Динамика урбанизации в Зарубежной Азии 1950-2013 гг.

3.2 Мегаполис «Токайдо»

Высокий уровень урбанизации проявляется не только в большем количестве горожан, но и в том, что, основная часть их сосредоточена в обширных городских агломерациях. Полоса городов от Токио до Осаки превратилась в японский мегаполис, подобный Приатлантическому мегаполису в США. Городской тип расселения побудил изменить само определение города: еще недавно к городам в Японии относили компактные поселения с числом жителей не менее 30 000 чел, а теперь городами называют поселения с 50 000 чел и районы с высокой плотностью населения, большинство жителей которых занято в городских видах деятельности.

Рис. 12 Карта Японии с выделенным регионом «Токайдо» [16]

Зона между Токио и Осакой называется «Токайдо мегаполис» «Токайдо» - мегаполис сформировавшийся из трех крупнейших агломерации Японии - Кейхин (Токио, Иокогама, Кавасаки и Тиба - 27 млн.человек), Хансин (Осака, Кобе и Киото - 25 млн.человек) и Тюкё (Нагоя - 10 млн.человек). Эти три агломерации формируют японский мегалополис Токайдо, протянувшийся вдоль побережья острова Хонсю на 650 км. В его пределах на территории в 70 тыс. км.кв. живет 56% всего населения Японии - 70 млн.человек. Токайдо -- так называют район большого Токио -- сейчас является самым большим мегаполисом мира, с населением на территории 60 млн. человек. Первоначально старый японский географический регион, который был расположен вдоль юго-восточного края Хонсю. «Токайдо» буквально означает «Восточный Морской Путь» Термин также относится к ряду дорог, которые соединили столицы каждой из провинций, которые составляли регион. Регион содержал следующие области: Ига, Исэ, Сима, Овари, Микава, Тотоми, Суруга, Идзу, Каи, Сагами, Кадзуса, Симоса, Хитати . В раньше дорога Токайдо была, очевидно, самой важной в Японии. В ранний период, восточный маршрут этой области был выбран для того, чтобы натянуть телеграфные линии, которые соединили старую столицу Киото с новой «восточной столицей» в Токио. Близость моря и извилистая линия побережья создают очень благоприятные условия для развития морского транспорта и строительства портов. В пределах Токайдо, на территории в 70 000 кв. км живет более 70 000 000 городских и сельских жителей или 56% всего населения Японии. Современная система городов Японии, которая складывалась на протяжении многих веков, состоит из городов различного происхождения. Здесь и замковые города возникшие вокруг феодальных замков, торгово-ремесленные города, почтовые города обслуживавшие почтовые тракты, религиозные центры, города - порты.

Рис.13 «Линия Токайдо - наиболее загруженная дорогая Мегаполиса» [17]

Центры городов возникшие вокруг замков или буддийских монастырей обычно имеют четкую прямоугольную планировку. Многие города отличаются весьма хаотической застройкой и отсутствием единого центра. В первую очередь это относится к Токио. Обычно жители городов живут очень скученно, в небольших домах построенных из-за опасности землетрясений из легких материалов. Но в последние два десятилетия в Токио и других больших городах развернулось строительство не только многоэтажных домов но и небоскребов. Очень характерен уход многих городов под землю, где размещаются не только отдельные торговые точки, а целые торговые улицы. После первой мировой войны Япония была довольно типичной сельской страной, в городах жило всего 18 % населения. После второй мировой войны, к 1950г эта доля увеличилась до 30.35 %. Но затем начался бурный городской взрыв и за сравнительно короткое время уровень урбанизации возрос вдвое. Однако надо учитывать и уровни, и процессы субурбанизации, развернувшиеся в этой стран, как и в других экономически развитых странах. При высокой границе городского ранга всего в стране городов насчитывается 650, из них больших городов (с населением свыше 100 000 жителей) - около 200, а городов (городских агломераций) - миллионеров - 12.