7. Исторические основы урбанизации.
УРБАНИЗА?ЦИЯ (франц. – urbanisation, англ. – urbanization, от лат. urbanus – городской, urbs – город), процесс усиления роли городов и распространения специфически городской культуры и образа жизни в развитии человечества. Это многогранный и многоуровневый процесс, который охватывает географические, социально-экономические, демографические и культурные изменения.
В более узком понимании, традиционно употребляющемся в статистической демографии, урбанизация — это рост городов, особенно больших (свыше 1 миллиона жителей), повышение удельного веса городского населения в стране, регионе, мире (урбанизация населения).
Доля городского населения (1990, %): в Европе 73, в Азии 31, Африке 32, Сев. Америке 75, Латинской Америке 72, в Австралии и Океании 71; в экономически развитых странах мира (1990, %): США 75, Германия 78,3, Великобритания 89.
Термин «урбанизация» появился впервые в 1867 в Испании. Урбанизация в социально-философском значении представляет собой перехода от традиционного общества к качественно новому типу – индустриальному и постиндустриальному. Рост городского населения осуществляется за счет образования городов, миграции и преобразования сельских поселений в городские. В некоторых странах крупнейшие города действуют как «магниты», которые притягивают не только население сельской местности (традиционный источник), но и мигрантов из других городов и стран, в том числе нелегальных. Характерна также маятниковая миграция, когда население пригородов и окрестностей ежедневно ездит в крупные города на работу. Прирост населения в больших городах всегда ниже, чем в среднем в стране (некоторые демографы даже называют мегаполисы «черными дырами»). Образ жизни в больших городах сходен во всех странах мира, поэтому урбанизация является важным звеном глобализации.
Этапы урбанизации
Концентрация населения и экономической деятельности создала благоприятные условия для развития науки, техники и промышленности. Взаимосвязанные процессы индустриализации и урбанизации начинаются с Промышленной революции конца 18 в. В 1800 г. в мире насчитывалось 45 млн горожан, или 5,1 % от 0,91 млрд жителей, в 1900 г.- 225 млн, или 13,6 %, в 1950 г. – уже 0,73 млрд, или 28,9 %. На рубеже 20-21 вв. из 6 млрд землян почти каждый второй проживал в городах. За два столетия промышленного развития население планеты возросло в 6 раз, а городское в 70. В процессе мировой урбанизации выделяются качественные ее этапы:
Первый (локальный) этап охватывает промышленно развивающиеся страны Западной Европы и Северной Америки с конца 18 до начала 20 вв. Так, среди жителей Англии и Уэльса в середине 19 в. горожан было 50% (в мире — 6,3%), а в начале 20 в. — уже 75%. За счет урбанизации на Западе доля горожан во всем мире выросла с 5,1 % до 13,6 %. Этому способствовало господство Великобритании и ряда европейских стран над колониальными народами с их огромными территориями. В 19 в. число горожан в мире увеличилось на 180 млн.
Второй (планетарный) этап начался с утверждением империализма, вывоза капитала, промышленного и городского развития большинства регионов мира. Он охватывает 1900-1950 гг. За 50 лет 20 в. горожан стало больше на 0,5 млрд. Этот этап характеризуется развитием в основном больших городов (100 тыс. чел. и более). Если в 1800 г. их было 65, 1900 г. – 360, то в 1950 г. – 950. Он явился прологом к «городской революции» (Г. Чайлд), т. е. современной урбанизации второй половины 20 в.
Третий (глобальный) этап начался во второй половине 20 в. и органически связан с НТР, под воздействием которой на новый качественный уровень развития вышло не только промышленное производство, но и многочисленные непроизводственные отрасли, сфера услуг. Современная урбанизация характеризуется преимущественным развитием крупных (свыше 500 тыс. жителей) и миллионных городов и является одним из факторов глобализации мира. В развитых странах она приобретает характер процессов формирования мегаполисов, агломераций и конурбаций. Индустриализация и бесконтрольный рост привели к резкому ухудшению экологической обстановки в крупных городах, бороться с чем смогли только самые богатые страны мира. Меры по ограничению промышленных выбросов и борьба за «чистый» транспорт началась в 1950-х гг. В связи с обострением социально-экологических проблем в промышленных и крупнейших городах развивается их кризис, что приводит к территориальной деконцентрации и перехода горожан в пригороды (субурбанизации) и даже убыли населения (дезурбанизации). Это отмечается с 1970-х годов в США, Канаде, Великобритании, Франции, Италии, Бельгии, Швеции и других странах, хотя эта тенденция не стала устойчивой. На этом этапе число горожан возросло почти на 2,2 млрд человек или в 4 раза, а средняя людность городов вдвое и достигла 500 тыс. человек. В 1940-е гг. в Великобритании был разработан план строительства так называемых «новых городов», лишенных экологических и социальных проблем «старых». Идея была подхвачена во многих странах.
Урбанизация в мире
Пространственная дифференциация процесса урбанизации велика и разнообразна. Развитие промышленности в Азии и Латинской Америке привело к бурной урбанизации, включая и «ложную» — без промышленного развития, с безработицей в городах. В большинстве этих стран процесс урбанизации проявился в колониальной форме, и в середине 20 в. в городах Зарубежной Азии проживало немногим более 20% населения. С середины 20 в. урбанизация приобретает стремительный характер, хотя темпы индустриализации от нее отстают. Ныне на долю развивающихся стран приходится более 4/5 всего ежегодного прироста числа городских жителей, абсолютное число горожан уже намного превысило их в экономически развитых странах. Если в 1950 г. в Азии была сосредоточена 1/3 горожан мира, то сейчас около 1/2. Заметно усиливается юго-восточно-азиатский вектор мировой урбанизации, особенно быстро растет «городская масса» Китая и Индии и прилегающих к ним стран Восточной и Южной Азии.
Процесс урбанизации сейчас находится на этапе катастрофического ускорения концентрации населения в крупных и миллионных городах и их агломерациях. Если в 1800 г. на планете был только Лондон с числом жителей более 1 млн, в 1900 г. – 10, в 1950 – 78, в 2000 г. – более 400 миллионных городов, в которых проживало 40% горожан, то в 2010-2015 годах станет не менее 80 городов с населением более 4 млн человек, в которых будет проживать уже каждый четвертый житель планеты.
При увеличении доли горожан в стране до 70-75% темпы урбанизации резко замедляются, но зато происходит качественное изменение городской социальной среды, большинство населения находит работу в сфере услуг.
Демографы ООН выделяют мега-города с населением 8 млн и более жителей. Если в 1950 г. их было два (Лондон и Нью-Йорк), в 1970 г. – 11, в 2000 г. – свыше 20, то в 2015 г. ожидается 33, причем на развивающиеся страны будет приходиться 27, или 4/5 всех мегаполисов. Уже сейчас более 30 «супергородов» имеют свыше 5 млн. жителей каждый. В наиболее развитых странах мира сформировались уникальные высокоурбанизированные полосы. Полоса Токио-Осака в Японии включает 130 городов, охватывает 1/9 территории страны. Здесь проживает более половины ее жителей – свыше 60 млн. человек. Здесь сосредоточено 4/5 всех занятых в промышленности и производится около 90% валовой продукции Японии.
Среди высокоурбанизированных стран (свыше 80% горожан) выделяются: в Европе – Великобритания, Швеция, Германия, Дания, Франция, Нидерланды; в Северной Америке – США, Канада; в Австралии и Океании – Австралия, Новая Зеландия; в Азии – Израиль, Япония.
Урбанизация в России
По переписи 1989 г. на территории Российской Федерации зафиксировано 1037 городов и 2193 поселка городского типа с общей численностью жителей 109,2 млн человек.
История русских городов имеет важные отличия от Западной Европы. Прежде всего это были торговые и административные центры. Древнюю Русь в скандинавских сагах называли Страной городов — Гардарики. Ко времени монгольского нашествия в 1230 г. насчитывалось около 300 городов. Они были столицами крупных объединений феодальных княжеств, частно-владельческими, усадьбами-замками, сторожевыми крепостями. Наиболее крупными были Киев, Новгород, Рязань, Владимир, Смоленск. Сложившаяся к 13 в. сеть российских городов располагалась по торговым речным и сухопутным путям. В начале 18 в. на города (посады) приходилось 3% населения, причем значительная его часть «упражнялась огородными работами». Начало урбанизации в России можно отнести к началу 19 в., когда горожан стало более 4%. К середине 19 в. их доля возросла до 8%, а по переписи 1897 г. — более 13%, что соответствовало среднемировому уровню. Если в 19 в. городское население России увеличилось на 9%, то за полтора десятилетия (1898-1913 гг) промышленного развития — еще на 5%, достигнув 18%. Во время революции и Гражданской войны из городов начался значительный отток населения, рост прекратился. В 1926 г. доля горожан в населении СССР составляла 18 % (на уровне 1913 г.), но с началом индустриализации и коллективизации начался их неуклонный рост: в 1940 г. — 33 %. Городское население росло и в годы Великой отечественной войны. Темпы урбанизации в СССР превосходили в 2-3 раза показатели западных стран в соответствующие периоды. С 1950 по 1989 г. городское население увеличилось на 120 млн человек. По сути, на территории СССР «появилась» дополнительно еще одна страна (в 1913 г. население России составляло 159,1 млн человек, из них селян – 131 млн), что не могло не вызвать ряда серьезных проблем социально-экономического характера. Изменился и род занятий сельского населения. Если в 1926 г. для 93,6% всего населения деревни источником существования было сельское хозяйство, то к 1990-м гг. – только для половины. К моменту распада СССР в агломерациях было сосредоточено 4/5 горожан. Можно отметить и попытки ограничить рост больших городов и осуществить переход к единой плановой системе расселения с опорой на развитые города, что удачно осуществлялось в Литовской и Белорусской ССР. Для Советского Союза, как и для многих развивающихся стран, характерен и процесс рурализации — насыщение городской культуры сельской, традиционной за счет мигрантов из села.
- 1. Тоо как ведущее направление социально-экономической географии.
- 2. Административно-территориальный состав рф.
- 3. Территориальные системы расселения.
- 4.Показатели плотности.
- 5. Экономико-географическое положение территории.
- 6. Городское зонирование.
- 7. Исторические основы урбанизации.
- 8. Территориальная структура городской агломерации.
- 9. Экономическая основа урбанизации.
- 10. Сельское расселение.
- 11. Классические теории размещения.
- 12. Районирование.
- 13. Территориальная организация производства.
- 14. Производственно-хозяйственные комплексы федерального значения.
- 15. Топливно-энергетический комплекс.
- 16. Транспортный комплекс.
- 17. Агропромышленный комплекс
- 18. Территориальная структура городской агломерации.
- 19. Классификация сельских и городских населенных пунктов
- 20.Состав и характеристика Северо-Западного экономического района.
- 21. Состав и характеристика Северного экономического района.
- 22. Состав и характеристика центрального экономического района
- 23.Состав и характеристика Центрально-Черноземного экономического района.
- 24. Состав и характеристика Волго-Вятского экономического района.
- 25. Состав и характеристика Поволжского экономического района.
- 26. Состав и характеристика Северо-Кавказского экономического района.
- 27. Состав и характеристика Уральского экономического района.
- 28. Состав и характеристика Западно-Сибирского экономического района.
- 33. Состав и характеристика Приволжского Федерального округа.
- 34. Состав и характеристика Уральского Федерального округа.