8. Территориальная структура городской агломерации.
Основу территориальной структуры агломерации образует ее опорный каркас, прежде всего центральный город и радиальные (расходящиеся от него) транспортные магистрали, а также основные центры. Вдоль транспортных радиусов формируются широкие у основания лучи расселения, которые сходят на нет там, где затраты времени на регулярные ежедневные поездки в город-центр превышают целесообразные, с точки зрения населения, пределы. При развитом многолучевом транспортном узле агломерация приобретает вид звезды.
Между лучами расселения, которые выглядят или сплошной полосой непрерывной застройки, или цепочкой населенных пунктов, разделенных открытыми буферными зонами, простираются зеленые клинья. В градостроительных схемах им отводится важная роль барьеров, препятствующих срастанию лучей расселения в сплошное застроенное пятно, а зеленые клинья вводятся в структуру самого города-центра. Очень часто наблюдается подобие каркасов центрального города и зоны спутников. Каркас указывает на направления разрастания и обеспечивает взаимодействие составляющих пригородную зону частей. Зоны спутников (примерно кольцевые) охватывают город-центр и в развитых агломерациях делятся на пояса, различающиеся по характеру и интенсивности взаимодействия, плотности населения и густоте сети дорог и населенных пунктов. Первый пояс образуют ближайшие спутники. Нередко они представляют собой продолжение города-центра. Здесь самая высокая плотность населения и наиболее густая сеть дорог. В поселениях ближайшего пояса высока доля жителей, работающих в центральном городе. Значителен и встречный поток маятниковых мигрантов, выезжающих из города-центра для работы в спутниках и в основном оседающих в первом поясе. В развитых агломерациях ближайшие спутники подобны периферийным районам города-центра, с которыми у них тесные транспортные связи. Они сходны с периферийными районами центрального города по функциям, составу населения и характеру застройки. Привлекая к себе на работу жителей других поселений, они раздвигают границы агломерации [20].
Замыкающие спутники располагаются там, где центростремительные потоки маятниковой миграции из-за предельного расстояния теряют значение. В ряде проектов замыкающим спутникам отводится роль центров приоритетного развития, что должно несколько ослабить трудовые потоки, направленные к городу-центру.
В пределах развитых агломераций, представляющих собой плотные группировки городских поселений, образуются локализации повышенной плотности, получившие название агломераций второго порядка (Г. Лаппо, З. Яргина). Чаще всего они возглавляются отчетливо выраженным центром (выделяющимся размерами, развитостью функциональной структуры, центральностью). Есть и биполярные образования. В агломерациях второго порядка, вследствие повышенной концентрации населения и производства осложняется планировочная и экологическая обстановка.
Второй пояс спутников формируется в зрелых агломерациях. Здесь ниже плотность населения и густота дорожной сети, меньше доля загородников среди работающего населения. Застроенные территории перемежаются превосходящими их по размерам обширными открытыми пространствами - сельскохозяйственными и лесными ландшафтами.
Внешняя, зона, окаймляющая зону спутников, не связана с центральным городом ежедневными трудовыми поездками населения. Наибольшее значение имеют рекреационные связи, резко возрастающие летом. В это время агломерация отодвигает свою внешнюю границу, отмечая сезонно расширяющийся ареал, в котором замыкается недельный цикл жизнедеятельности. Агломерация предстает как пульсирующее образование с периодически перемещающимися границами [20].
По мере эволюции агломераций происходит последовательное, достаточно медленное, зависящее от прогресса на транспорте, сдвигание вовне границ внешней зоны. Расположенные в периферийной зоне центры в планировочных схемах получают роль ближних противовесов городу-центру.
- 1. Тоо как ведущее направление социально-экономической географии.
- 2. Административно-территориальный состав рф.
- 3. Территориальные системы расселения.
- 4.Показатели плотности.
- 5. Экономико-географическое положение территории.
- 6. Городское зонирование.
- 7. Исторические основы урбанизации.
- 8. Территориальная структура городской агломерации.
- 9. Экономическая основа урбанизации.
- 10. Сельское расселение.
- 11. Классические теории размещения.
- 12. Районирование.
- 13. Территориальная организация производства.
- 14. Производственно-хозяйственные комплексы федерального значения.
- 15. Топливно-энергетический комплекс.
- 16. Транспортный комплекс.
- 17. Агропромышленный комплекс
- 18. Территориальная структура городской агломерации.
- 19. Классификация сельских и городских населенных пунктов
- 20.Состав и характеристика Северо-Западного экономического района.
- 21. Состав и характеристика Северного экономического района.
- 22. Состав и характеристика центрального экономического района
- 23.Состав и характеристика Центрально-Черноземного экономического района.
- 24. Состав и характеристика Волго-Вятского экономического района.
- 25. Состав и характеристика Поволжского экономического района.
- 26. Состав и характеристика Северо-Кавказского экономического района.
- 27. Состав и характеристика Уральского экономического района.
- 28. Состав и характеристика Западно-Сибирского экономического района.
- 33. Состав и характеристика Приволжского Федерального округа.
- 34. Состав и характеристика Уральского Федерального округа.