logo search
kursovik-1

Глава 2. Логистическое управление транспортными системами.

Несмотря на существующие различия в подвижном составе, перевозимых грузах, технологии и организации перевозок на раз­личных видах транспорта, их транспортные системы выполняют набор общих функций, для выполнения которых в структуре транс­портных систем существуют стандартные элементы и подсистемы. Более того, схожее устройство и функции имеют производствен­ные системы, с которыми транспортные системы не только тесно взаимодействуют, но также могут являться частью этих систем, как, например, промышленные транспортные системы.

Такой подход необходим для унифицированного представле­ния перевозочного процесса, процесса управления перевозками, а также процессов адаптации и развития транспортных систем. Такой унифицированный подход позволяет обеспечить согласо­ванную работы различных транспортных систем в рамках Единой транспортной системы.

Выделение общих элементов и функций в транспортных и произ­водственных системах позволяет применить общие методы для со­гласования процессов транспортирования и производства продукции и услуг. Подобная унификация является необходимым условием для создания системы управления потоками материалов, продук­ции, услуг от момента добычи сырья до момента потребления го­товой продукции или услуги, что, в свою очередь, позволяет значи­тельно повысить эффективность всей сферы материального про­изводства. Под эффективностью в данном случае понимается обеспечение потребного (высокого) качества продукции и услуг при минимальной себестоимости, а следовательно, цене.

Современным подходом к решению проблемы унификации транспортных и производственных систем является логистиче­ский подход. Согласно этому подходу основным и главным объектом управления транспортных и производственных систем является поток, который состоит из материальных потоков и по­токов услуг.

В общем случае потоком называется совокупность объектов, воспринимаемая как единое целое, существующая как процесс на некотором временном интервале и измеряемая в абсолютных еди­ницах за определенный период времени. Например, грузопоток определяется как объем перевозок, проходящий в единицу време­ни через определенное сечение транспортного пути в определен­ном направлении.

Для их эффективного продвижения в системе должны цирку­лировать финансовые потоки и потоки информации. Именно пара­метры этих (логистических) потоков являются управляемыми пе­ременными в транспортной системе, если ее рассматривать как систему управления. Для изменения параметров логистических потоков транспортные и производственные системы должны со­стоять из набора стандартных элементов, каждый из которых вы­полняет определенный набор функций и операций по преобразо­ванию потоков. В терминах логистики эти структурные элементы, функции и операции называются логистическими, а сама система, состоящая из логистических элементов и предназначенная для эффективного управления потоками, называется логистической.

Необходимо отметить, что логистические системы (ЛС) пред­ставляют собой абстракцию, модель управления, позволяющую сконцентрировать управленческие усилия на главном — эффек­тивном удовлетворении спроса потребителей. Логистический под­ход не игнорирует детали перевозочного или производственного процессов, а позволяет подчинить эти детали и второстепенные параметры производственных и транспортных систем главной це­ли — выполнению заявок потребителей на товары и услуги. При­чем потребителями в логистической системе могут быть не только потребители готовой продукции, но и любые предприятия (в том числе и транспортные), нуждающиеся для осуществления своей деятельности в материалах, сырье и услугах. Такое модульное построение логистических систем позволяет применять универ­сальные методы логистики, то есть методы управления потоками для производственных и транспортных систем любой сложности и любой структуры.

В настоящее время описанный подход довольно широко при­меняется в практике управления. Характерным примером являют­ся интермодальные (по типу непрерывного "движущегося шоссе") и амодальные (с единым диспетчерским центром) перевозки. Организация таких перевозок предполагает согласованное и эф­фективное взаимодействие различных видов транспорта, резуль­татом которого является своевременная и сохранная доставка гру­зов потребителям с минимальными затратами, в том числе за счет сокращения простоев транспортных средств, особенно в пунктах перегрузки с одного вида транспорта на другой.

Основными управляемыми параметрами логистической систе­мы являются:

  1. груз (нужный продукт);

  2. качество (требуемое качество продукта);

  3. количество (необходимое количество продукта);

  4. время (доставка продукта в заданные сроки или к опреде­ленному моменту);

  5. место (доставка продукта в нужное место);

  6. потребитель (для конкретного потребителя);

  7. затраты (минимальные затраты).

Последний параметр — затраты, одновременно является кри­терием эффективности управления логистической системы".

Выполнение требуемых значений этих параметров обеспечи­вается управлением логистическими потоками. Главными управ­ляемыми параметрами потоков являются:

    1. схема продвижения потока;

    2. структура потока.

Под схемой продвижения потока понимается не только мар­шрут его следования от места зарождения до точки погашения (потребления). В схему продвижения также включаются пункты, в которых происходит изменение структуры потока. Например, для материального потока это могут быть пункты перегрузки с одного вида транспорта на другой; железнодорожные сортировочные станции, на которых осуществляется изменение структуры вагоно- потоков; складские комплексы, где производится накопление, ком­плектация, сортировка и другие операции с грузами.

Структура потока определяется набором струй, каждая из ко­торых представляет собой элементарную неделимую в границах логистической системы часть потока. Например, вагонопоток, про­ходящий через железнодорожную станцию, состоит из струй, каж­дая из которых характеризуется, как минимум, назначением, то есть конечным пунктом этой струи.

Схема продвижения потока и его структура определяют значе­ние всех остальных частных параметров потоков, оцениваемых на выходе логистической системы, то есть потребителями этих пото­ков. Набор частных параметров включает в себя: мощность и ин­тенсивность потока, его скорость и время движения, степень не­прерывности, регулярности, стабильности, изменчивости, равно­мерности, периодичности, ритмичности, упорядоченности.

Реализацию схемы продвижения и управление структурой пото­ков осуществляют структурные элементы логистической системы, от каждого из которых требуется обеспечить наличие нужного потока (струи) в требуемом количестве и заданного качества в нужном мес­те в установленное время для конкретного потребителя с наимень­шими затратами.

Реализацию схемы продвижения и управление структурой по­токов логистические элементы осуществляют за счет изменения своей мощности (пропускной способности). Под мощностью, про­пускной, перерабатывающей способностью, а также вместимостью логистического элемента понимается его способность обеспечить соблюдение заданных параметров потока на выходе. Поскольку требования к параметрам потока могут и фактически часто и резко изменяются, то логистический элемент должен обладать способ­ностью изменять свою мощность. Управление мощностью элемен­та достигается за счет применения набора решений, состав кото­рых определяется, главным образом, перерабатываемым потоком, а также типом логистического элемента. Например, конкретные способы управления вагонопотоками на железнодорожной станции отличаются от способов управления информационными потоками в информационной системе.

В процессе управления потоками логистическая система вы­полняет набор базисных функций, позволяющих обеспечить ввод потока в систему, его транспортировку, накопление, переработ­ку (изменение качества), вывод потока из системы (сбыт потреби­телю), а также управление параметрами потоков и функциями элементов системы.

Для выполнения этих базисных функций в составе логистиче­ской системы выделяют следующие функционально обособленные элементы:

Перечисленные элементы взаимодействуя между собой по­средством материальных, информационных, финансовых потоков, а также потоков услуг, осуществляют организованную целена­правленную деятельность по управлению этими потоками, образуя при этом логистическую систему

Использование логистического подхода позволяет:

Логистический эффект, как известно, возникает за счет согла­сования функций элементов ЛС по пропуску потоков, в том числе и в результате значительного снидения затрат на управление материальными потоками на низшем операционном уровне.

Необходимо отметить, что рассмотренный логистический подход применим как к транспортным системам, которые можно представить в виде совокупности всех логистических элементов, так и к производственным системам, также к различным комбинациям транспортных, складских и сбытвых предприятий.