Глава 2. Логистическое управление транспортными системами.
Несмотря на существующие различия в подвижном составе, перевозимых грузах, технологии и организации перевозок на различных видах транспорта, их транспортные системы выполняют набор общих функций, для выполнения которых в структуре транспортных систем существуют стандартные элементы и подсистемы. Более того, схожее устройство и функции имеют производственные системы, с которыми транспортные системы не только тесно взаимодействуют, но также могут являться частью этих систем, как, например, промышленные транспортные системы.
Такой подход необходим для унифицированного представления перевозочного процесса, процесса управления перевозками, а также процессов адаптации и развития транспортных систем. Такой унифицированный подход позволяет обеспечить согласованную работы различных транспортных систем в рамках Единой транспортной системы.
Выделение общих элементов и функций в транспортных и производственных системах позволяет применить общие методы для согласования процессов транспортирования и производства продукции и услуг. Подобная унификация является необходимым условием для создания системы управления потоками материалов, продукции, услуг от момента добычи сырья до момента потребления готовой продукции или услуги, что, в свою очередь, позволяет значительно повысить эффективность всей сферы материального производства. Под эффективностью в данном случае понимается обеспечение потребного (высокого) качества продукции и услуг при минимальной себестоимости, а следовательно, цене.
Современным подходом к решению проблемы унификации транспортных и производственных систем является логистический подход. Согласно этому подходу основным и главным объектом управления транспортных и производственных систем является поток, который состоит из материальных потоков и потоков услуг.
В общем случае потоком называется совокупность объектов, воспринимаемая как единое целое, существующая как процесс на некотором временном интервале и измеряемая в абсолютных единицах за определенный период времени. Например, грузопоток определяется как объем перевозок, проходящий в единицу времени через определенное сечение транспортного пути в определенном направлении.
Для их эффективного продвижения в системе должны циркулировать финансовые потоки и потоки информации. Именно параметры этих (логистических) потоков являются управляемыми переменными в транспортной системе, если ее рассматривать как систему управления. Для изменения параметров логистических потоков транспортные и производственные системы должны состоять из набора стандартных элементов, каждый из которых выполняет определенный набор функций и операций по преобразованию потоков. В терминах логистики эти структурные элементы, функции и операции называются логистическими, а сама система, состоящая из логистических элементов и предназначенная для эффективного управления потоками, называется логистической.
Необходимо отметить, что логистические системы (ЛС) представляют собой абстракцию, модель управления, позволяющую сконцентрировать управленческие усилия на главном — эффективном удовлетворении спроса потребителей. Логистический подход не игнорирует детали перевозочного или производственного процессов, а позволяет подчинить эти детали и второстепенные параметры производственных и транспортных систем главной цели — выполнению заявок потребителей на товары и услуги. Причем потребителями в логистической системе могут быть не только потребители готовой продукции, но и любые предприятия (в том числе и транспортные), нуждающиеся для осуществления своей деятельности в материалах, сырье и услугах. Такое модульное построение логистических систем позволяет применять универсальные методы логистики, то есть методы управления потоками для производственных и транспортных систем любой сложности и любой структуры.
В настоящее время описанный подход довольно широко применяется в практике управления. Характерным примером являются интермодальные (по типу непрерывного "движущегося шоссе") и амодальные (с единым диспетчерским центром) перевозки. Организация таких перевозок предполагает согласованное и эффективное взаимодействие различных видов транспорта, результатом которого является своевременная и сохранная доставка грузов потребителям с минимальными затратами, в том числе за счет сокращения простоев транспортных средств, особенно в пунктах перегрузки с одного вида транспорта на другой.
Основными управляемыми параметрами логистической системы являются:
-
груз (нужный продукт);
-
качество (требуемое качество продукта);
-
количество (необходимое количество продукта);
-
время (доставка продукта в заданные сроки или к определенному моменту);
-
место (доставка продукта в нужное место);
-
потребитель (для конкретного потребителя);
-
затраты (минимальные затраты).
Последний параметр — затраты, одновременно является критерием эффективности управления логистической системы".
Выполнение требуемых значений этих параметров обеспечивается управлением логистическими потоками. Главными управляемыми параметрами потоков являются:
-
схема продвижения потока;
-
структура потока.
Под схемой продвижения потока понимается не только маршрут его следования от места зарождения до точки погашения (потребления). В схему продвижения также включаются пункты, в которых происходит изменение структуры потока. Например, для материального потока это могут быть пункты перегрузки с одного вида транспорта на другой; железнодорожные сортировочные станции, на которых осуществляется изменение структуры вагоно- потоков; складские комплексы, где производится накопление, комплектация, сортировка и другие операции с грузами.
Структура потока определяется набором струй, каждая из которых представляет собой элементарную неделимую в границах логистической системы часть потока. Например, вагонопоток, проходящий через железнодорожную станцию, состоит из струй, каждая из которых характеризуется, как минимум, назначением, то есть конечным пунктом этой струи.
Схема продвижения потока и его структура определяют значение всех остальных частных параметров потоков, оцениваемых на выходе логистической системы, то есть потребителями этих потоков. Набор частных параметров включает в себя: мощность и интенсивность потока, его скорость и время движения, степень непрерывности, регулярности, стабильности, изменчивости, равномерности, периодичности, ритмичности, упорядоченности.
Реализацию схемы продвижения и управление структурой потоков осуществляют структурные элементы логистической системы, от каждого из которых требуется обеспечить наличие нужного потока (струи) в требуемом количестве и заданного качества в нужном месте в установленное время для конкретного потребителя с наименьшими затратами.
Реализацию схемы продвижения и управление структурой потоков логистические элементы осуществляют за счет изменения своей мощности (пропускной способности). Под мощностью, пропускной, перерабатывающей способностью, а также вместимостью логистического элемента понимается его способность обеспечить соблюдение заданных параметров потока на выходе. Поскольку требования к параметрам потока могут и фактически часто и резко изменяются, то логистический элемент должен обладать способностью изменять свою мощность. Управление мощностью элемента достигается за счет применения набора решений, состав которых определяется, главным образом, перерабатываемым потоком, а также типом логистического элемента. Например, конкретные способы управления вагонопотоками на железнодорожной станции отличаются от способов управления информационными потоками в информационной системе.
В процессе управления потоками логистическая система выполняет набор базисных функций, позволяющих обеспечить ввод потока в систему, его транспортировку, накопление, переработку (изменение качества), вывод потока из системы (сбыт потребителю), а также управление параметрами потоков и функциями элементов системы.
Для выполнения этих базисных функций в составе логистической системы выделяют следующие функционально обособленные элементы:
-
входной элемент — обеспечивает поступление потока в ЛС;
-
перерабатывающий элемент — осуществляет переработку (изменение свойств) потоков;
-
накопительный элемент — осуществляет хранение, накопление потоков, управление запасами;
-
транспортный элемент — осуществляет продвижение потоков в ЛС;
-
выходной элемент — обеспечивает выбытие материального потока из ЛС;
-
управляющий элемент — координирует действия всех элементов ЛС.
Перечисленные элементы взаимодействуя между собой посредством материальных, информационных, финансовых потоков, а также потоков услуг, осуществляют организованную целенаправленную деятельность по управлению этими потоками, образуя при этом логистическую систему
Использование логистического подхода позволяет:
-
представить механизм управления транспортными системами как набор взаимосвязанных и согласованных решений, при реализации которых достигается устойчивое и эффективное функционирование транспорта как целостной системы в рыночной среде;
-
рационально отстраивать систему управления транспортом для повышения степени управляемости отдельными транспортными и управленческими процессами;
-
добиваться логистического эффекта при системном рассмотрении функций всех элементов, участвующих в генерации, переработке, продвижении и накоплении логистических потоков.
Логистический эффект, как известно, возникает за счет согласования функций элементов ЛС по пропуску потоков, в том числе и в результате значительного снидения затрат на управление материальными потоками на низшем операционном уровне.
Необходимо отметить, что рассмотренный логистический подход применим как к транспортным системам, которые можно представить в виде совокупности всех логистических элементов, так и к производственным системам, также к различным комбинациям транспортных, складских и сбытвых предприятий.
- Оглавление
- Глава 1. Особенности транспортных систем. 5
- Глава 2. Логистическое управление транспортными системами. 15
- Глава 3. Транспортная система России. 21
- Введение.
- Глава 1. Особенности транспортных систем.
- Определение транспортной системы, ее характеристики и особенности.
- Структура транспортной системы.
- Единая транспортная система.
- Глава 2. Логистическое управление транспортными системами.
- Глава 3. Транспортная система России.
- 3.1. Железнодорожный транспорт.
- 3.2. Морской транспорт.
- 3.3. Автомобильный транспорт.
- 3.4. Воздушный транспорт.
- Список использованной литературы.