logo search
6 ГЕОГРАФИЯ УКРАИНЫ

Западно-Волынский экономический район

Западно-Волынский экономический район занимает крайнюю северо-западную часть Украины. По площади и численности населения он является самым меньшим в Украине (площадь 40,3 тыс. км2, 6,6% общей площади страны). В состав района входят Волынская и Ровненская области.

Район имеет пограничное положение: на севере он граничит с Белоруссией; на западе – с Польшей; на юге – граничит с Карпатским и Подольским экономическими районами, на востоке – со Столичным.

Отдалённость от центральных и промышленных районов Украины определяет низкий уровень индустриализации региона, а близость к государственным границам – возможность сотрудничества с соседними странами. Однако по территории района проходят немного путей сообщения, что существенно тормозит его дальнейшее развитие.

Природные условия достаточно специфические. Территория размещена в пределах Полесской низменности и Волынской возвышенности. Климат характеризуется невысокими показателями температуры воздуха и чрезмерным увлажнением. Это способствует заболачиванию территории.

Среди природных ресурсов ведущее место занимают лесные и рекреационные. Значительные запасы древесины связаны с высоким показателем лесистости территории. Рекреационное значение имеют Шацкие озера и экологически чистые лесные массивы. Район чрезмерно обеспечен водными ресурсами: их основными источниками являются притоки Припяти и Западный Буг.

Минеральных ресурсов немного. Они представлены отложениями каменного угля (Львовско-Волынский бассейн) и торфа. Разрабатываются месторождения янтаря. Разведаны перспективные запасы медных руд.

Земельные ресурсы района бедны: преобладают кислые дерново-подзолистые почвы. Лишь на юге они сменяются плодородными серыми лесными.

Благодаря природным условиям средняя плотность населения 54,6 чел.\км2 (более высокий прирост населения по сравнению с государственным). Кроме украинцев (9,4% населения района), обитают русские, белорусы, поляки. Уровень урбанизации невысокий (48,5%). Большими городами являются Ровно (249 тыс. чел.) и Луцк (209 тыс. чел.), средний город – Ковель.

Особенности природных условий, природных ресурсов и расселения определяют невысокий уровень экономического развития района и его аграрно-индустриальную специализацию. Западно-Волынский район дает 5% сельскохозяйственной и 3% промышленной продукции страны.

Основу хозяйства составляет АПК. В сельском хозяйстве преобладает растениеводство. Выращивают культуры, не требовательные к почве и теплу. Из зерновых преобладают рожь, гречка; из технических – лен-долгунец и хмель. Также культивируют много картофеля и кормовые растения. На юге на серых лесных почвах выращивают озимую пшеницу и сахарную свеклу.

Ведущей отраслью животноводства является молочно-мясное скотоводство, а также развито свиноводство, овцеводство, птицеводство, пчеловодство, кролиководство, прудовое рыбоводство.

Сельскохозяйственное сырье перерабатывают пищевая и легкая промышленности. В районе работают предприятия молочной, маслосыродельной, мясной, мукомольно-крупяной, плодоовощной промышленности. Меньшее развитие получили сахарная и спиртовая промышленности. Предприятия легкой промышленности производят льняные (Ровно), шелковые (Луцк), трикотажные ткани (Дубно), одежду и обувь (областные центры, Ковель).

Энергетической базой района является угольная промышленность и атомная электроэнергетики (Ровненская АЭС).

Машиностроение специализируется на производстве сельхозмашин (Ковель, Ровно), приборов (Ровно, Луцк), грузовых и пассажирских автомобилей (Луцк).

Химическая промышленность синтезирует азотные удобрения (Ровно), а также производит бытовую химию и пластмассы.

Высокого уровня развития достигла лесная промышленность, изготавливающая мебель, фанеру, тару, строительные детали (Ковель, Луцк, Ровно, Сарны), спички (Березное), стандартные домики (Костополь).

Основной продукцией строительных материалов является цемент, который производят в Здолбунове.

Транспортное сообщение Западно-Волынского района недостаточно. Основными видами транспорта является железнодорожный и автомобильный. Судоходство развито на Припяти, Горине, Стыри.

Западно-Волынский экономический район на внутренний рынок страны поставляет сельскохозяйственные машины, приборы, грузовые и пассажирские автомобили, азотные удобрения, лесоматериалы, мебель, льняные ткани и др.

Из других районов сюда поступают машины и оборудование, грузовые и легковые автомобили, калийные и фосфатные удобрения, прокат металлов, продукты питания.

Проблема Западно-Волынского района – низкий уровень экономического развития при высоком уровне естественного прироста населения. Поэтому возникают проблемы трудоустройства.

Осушение болот привело к ветровой эрозии почв.