logo search
6 ГЕОГРАФИЯ УКРАИНЫ

Экономическое районирование Украины

Отрасли хозяйства размещены на территории Украины неравномерно, в зависимости от природных условий и ресурсов, наличия трудовых ресурсов, особенностей географического положения (приближенности к путям сообщения). В связи с этим возникло географическое, или территориальное, разделение труда между разными частями страны, то есть их специализация на производстве определенной продукции или предоставлении определенных услуг.

Разные по специализации территории объединены инфраструктурой и осуществляют обмен товарами и услугами. Территории могут быть разными по площади и экономическому значению: от промышленного пункта до больших экономических зон (макрорегионов).

Территориальная структура хозяйства – это объединение, взаимосвязь и взаимное размещение разных по специализации территорий.

Все единицы территориальной структуры хозяйства можно объединить в такие элементы: точечные (промышленные пункты и промышленные центры), узловые (промышленные узлы и агломерации), ареальные (промышленные или сельскохозяйственные зоны и районы), региональные (административные районы, области, макрорегионы).

В Украине выделяют 3 отличающихся своей специализацией макрорегиона: Восточный (сохраняет промышленную специализацию), Северо-Западный (с промышленной, сельскохозяйственной, санаторно-курортной специализацией), Южный (с санаторно-курортной, сельскохозяйственной специализацией и обслуживающими их отраслями промышленностями).

Каждый из макрорегионов можно разделить на меньшие по площади и разные по отраслевой специализации территории: экономические районы.

Экономический район – это территория, которая отличается от других географическим положением, природными ресурсами и отраслями специализации.

Территория Украины разделена на такие экономические районы:

План характеристики экономического района

  1. Экономико-географическое положение и его хозяйственное значение

  2. Природные условия и природные ресурсы

  3. Население и трудовые ресурсы

  4. Хозяйство: промышленность, сельское хозяйство, транспорт, экономические связи с другими территориями.

  5. Проблемы и перспективы развития экономического района.

Донецкий экономический район

Донецкий экономический район занимает восточную часть страны. Его площадь – 53,2 тыс км2 (9% общей площади Украины). Население – 7,4 млн чел. В состав входит Донецкая и Луганская области.

На севере и востоке район граничит с промышленно развитыми областями России; на западе – с важными промышленными районами Украины (Приднепровским и Северо-Восточным); на юге – имеет выход в Азовское море (порт Мариуполь).

Донецкий район пересекают многочисленные транзитные пути сообщения, что способствует его экономическим связям с соседними территориями.

Для развития хозяйства район имеет благоприятные природные условия. Он расположен на равнинной территории в пределах Донецкого кряжа, Приазовской и Среднерусской возвышенности. Климат в районе умеренный, континентальный. Высокие летние температуры способствуют развитию сельского хозяйства, а недостаточное увлажнение требует орошения.

В Донецком районе сконцентрированы значительные и разнообразные природные ресурсы. Из минерального сырья ведется добыча каменного угля (Донбасс), кухонной соли (Артемовск, Славянск), ртутной руды (Никитовка), стройматериалов, флюсовых известняков, огнеупорных глин. Известны минеральные источники в Славянске.

Район имеет хорошие земельные ресурсы. Большинство почв составляют черноземы обыкновенные. В то же время территория ощущает дефицит водных ресурсов. Потребности хозяйства в воде удовлетворяет река Северский Донец и каналы Днепр-Донбасс, Северский Донец-Донбасс.

Лесные ресурсы отсутствуют.

В районе сосредоточены значительные трудовые ресурсы. Район занимает 1-е место по количеству и плотности населения (139 чел\км2) в Украине. 57,5% населения – украинцы, 38,6% - русские. Есть много греков.

Уровень урбанизации очень высокий (88%), а в Донецкой области – самый высокий в Украине (90%). Самые большие города: Донецк (1,016 млн. чел.), Мариуполь (492 тыс. чел.), Луганск (463 тыс. чел.), Макеевка (400 тыс. чел.).

Донецкий экономический район имеет самый высокий уровень экономического развития в Украины. На него приходится 21% промышленного и 8% сельскохозяйственного производства страны.

Самыми развитыми отраслями являются электроэнергетика, угольная, металлургическая, химическая промышленности, тяжелое машиностроение и промышленность стройматериалов.

Ведущей отраслью в районе является угольная промышленность. Здесь добывают коксовый уголь (Донецкая область) и энергетический уголь (Луганская область).

Тепловые электростанции работают на местном топливе и дают 1\3 всей электроэнергии. Самыми мощными из них являются Угледарская, Луганская, Славянская.

Отрасль общегосударственной специализации – черная металлургия. Здесь сложилось 2 мощных металлургических района: Донецкий (с центрами Донецк, Макеевка, Енакиева, Алчевск, Харцизск, Краматорск, Стаханов, Луганск) и Приазовский (Мариуполь с комбинатом «Азовсталь»). Черную металлургию обеспечивают мощная коксохимическая промышленность.

Цветная металлургия в районе представлена производством цинка в Константиновке, ртути – в Никитовке, медного и латунного проката – в Артемовске.

Развита и химическая промышленность. На базе местной коксохимии производят азотные удобрения (Горловка, Северодонецк), анилиновые красители (Рубежное), фосфатные удобрения (Константиновка). На собственном сырье работает содовая и хлорная промышленность (Лисичанск, Славянск).

Предприятия химии органического синтеза представлены нефтеперерабатывающими заводами в Лисичанске, смол и пластмасс – в Донецке и в Северодонецке, резинотехнических изделий (Лисичанск).

Самые большие предприятия тяжелого машиностроения находятся в Краматорске и в Горловке.

Транспортное машиностроение представлено вагоностроительным заводом в Стаханове, производством тепловозов - в Луганске, железнодорожных цистерн – в Мариуполе.

Сельскохозяйственные машины производят в Луганске и Мариуполе.

Среди отраслей строительной индустрии наибольшего развития достигли цементная (Амвросиевка, Краматорск) и стекольная (Константиновка, Лисичанск, Артемовск). Кроме того, развивается производство шифера, керамических изделий, железобетонных конструкций.

Природные условия и потребности городского потребителя способствовали формированию в районе мощного АПК пригородного типа. В его развитии преобладают птицеводство, молочно-мясное скотоводство, свиноводство, а также выращивание овощей, ягод и фруктов. Около 80% сельскохозяйственных угодий приходится на пахотные земли, из них 1\2 находится под зерновыми культурами, а 1\3 – под кормовыми.

Продукцию сельского хозяйства перерабатывает пищевая промышленность (мукомольная, крупяная, мясная, молочная, хлебопекарная, кондитерская), которая сосредоточена в крупных промышленных городах.

В районе хорошо развит транспортный комплекс. Здесь сложилась самая густая железнодорожная сеть. Автомобильный транспорт занимает 2-е место по объему перевозок. Основными магистралями являются Донецк-Днепропетровск, Донецк-Харьков, Луганск-Запорожье.

Из Донецкого экономического района вывозят в другие районы уголь, кокс, черные металлы, электроэнергию, разнообразные машины и оборудование, удобрения.

Из Приднепровского района в Донбасс поступает железная и марганцевая руды; из Карпатского – калийные удобрения, лес, автобусы, телевизоры; из Столичного района – разнообразные машины и оборудование, продукция лесной промышленности; из Причерноморского и Подольского районов – продукты пищевой промышленности.

Проблемы Донецкого района носят социально-экономический и экологический характер. Остро стоит вопрос развития малых и средних городов, связанных с угледобычей. Металлургические предприятия нуждаются в техническом переоснащении и реконструкции. Еще одна острая проблема – водоснабжение в Донбассе.