Литература
-
Мейлер Л.Е. Общий курс транспорта: Учебное пособие. – Калининград: БГАРФ, 2005. – 84с.
-
Троицкая Н.А., Чубуков А.Б. Единая транспортная система. 2 – е изд. – М.: Академия, 2004. – 240 с.
1 ЭРГАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА (от греч. ergon — работа) — сложная целеустремленная система, включающая человека (группу людей), техническое устройство (средств деятельности), объект деятельности и среду, в которой находится человек. На первом этапе исследований целью оптимизации Э. с. считалось приспособление человека к техническому устройству, на втором — технического устройства к человеку, его психологическим, физиологическим, антропометрическим и другим характеристикам. Для третьего этапа характерно рассмотрение Э. с. с позиций анализа человеческих факторов как ее совокупных интегральных качеств. При этом не человек рассматривается как рядовое звено, включенное в техническую систему, а техническое устройство — как средство, включенное в деятельность человека-оператора. Именно человек порождает и трансформирует цели функционирования Э. с, достигает их с помощью технического устройства. Существует несколько оснований классификаций Э. с. В зависимости от числа действующих в них людей различают моноэргатические (один оператор) и полиэргатические (несколько человек) системы. В зависимости от соподчиненности операторов в системе выделяют Э. с. первого, второго и более высоких порядков. Например, система второго порядка имеет два этажа управления, на первом из которых оператор работает с техническим устройством, а на втором — оператор кроме работы с техническим устройством осуществляет руководство действиями первого оператора. По функциональному критерию Э. с. разделяют на детерминированные (действующие по жесткому алгоритму) и недетерминированные, в которых появление тех или иных событий, а следовательно, и осуществление деятельности оператора имеет вероятностный характер. Имеются и другие критерии классификации Э. с, их число и разнообразие постоянно растет, что затрудняет попытки создания единой классификации.