logo
эптт 6

1. Северо-западный экономический район.

Состав района: Санкт-Петербург, Ленинградская, Новгородская и Псковская области; 200000 км2; 8 млн. человек.

Общие особенности региона: удобное транспортное положение (Москва, Европа, Восток); приморское положение; крупный научный центр (наукоемкость в 3 раза выше средне российской); большая роль ВПК (более 70 %).

Природные ресурсы: бокситы; лесные (45 %); торф; водные. Район беден природными ресурсами.

Население и трудовые ресурсы: очень высока плотность населения (41 чел. на 1 км2); повышенный показатель урбанизации (87 % жителей – городское население); сильный отрицательный прирост (10 % за 10 лет); высокий кадровый уровень.

Основные отрасли промышленности: концентрируются в Санкт- Петербурге и Ленинградской области. А) Машиностроение (26 % всей продукции района): судостроение; электротехническое машиностроение (турбины); сельскохозяйственное машиностроение (тракторы).

Б) ВПК – оптика, системы наведения. В) Химический комплекс: фармацевтика (положительное развитие – 30-40 % прибыли); производство удобрений).

Г) Лесная отрасль – мебель, бумага.

Д) Товары народного потребления.

Е) Электроэнергетика (работает на привозном сырье, ЛАЭС).

Ж) Транспорт: железнодорожный (более 50 % всех перевозок страны); речной и морской транспорт; ввоз преобладает над вывозом (отрицательное сальдо);

З) Наличие рекреационного хозяйства – музеи, памятники и пр.

Основные проблемы: ввоз энергоресурсов; неудачная конверсия; недостаток металла; большая экономическая безработица; неблагополучный криминальный фон.

2. Северный экономический район

Состав района: Архангельская, Вологодская, Мурманская области, республики Коми и Карелия; 1500 тыс. км2; 6 млн. чел. (самый малочисленный экономический район).

Общие особенности региона: наличие крупного морского хозяйства; лесная промышленность (42 % всей бумаги производится здесь); наличие огромных природных ресурсов (уголь, нефть, газ – Тимано-Печорская нефтегазовая провинция); экстремальные природно-климатические условия.

Природные ресурсы: нефть, газ, угольные ресурсы (Печорский угольный бассейн); железные руды (Кольский п-ов, «Северсталь»); сырье для цветной металлургии: бокситы (Средне-Тиманский рудник); медно-никелевая руда (Кольский п-ов); редкоземельные металлы; алмазы (Архангельск); лес (10 % от всех лесных ресурсов России) – низкотехнологичное производство; водные ресурсы.

Население и трудовые ресурсы: самый малочисленный район, плотность населения 4 чел./км2; высокий уровень урбанизации (76 % городского населения); резкий отток кадров.

Резкий спад, падение за последний год на 40 %, общее падение более 50 %.

Причины: распад хозяйственных связей. Отрасли: лесная – 21 %; черная металлургия – 20 %; электроэнергетика – 13 %; топливная промышленность – 10 %.

Основные отрасли промышленности:

Лесная: одна из главных, производство бумаги; мебельное производство (слабо конкурентное).

Металлургическая промышленность: Череповецкий металлургический комбинат (АО «Северсталь») – 2 место в РФ по удельному весу;4.5 млн. т. стали ежегодно; 1/6 всего российского проката; объем прибыли 300 млн. $; конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынке.

Машиностроение: судостроение для Арктики.

Химическая промышленность: фосфатные удобрения из отходов металлургии.

Топливно-энергетический комплекс: Концентрируется в Ненецком автономном округе.

А) угольная промышленность (Печорский угольный бассейн), 1/10 всего российского угля; глубокое залегание, дорогая добыча.

Б) нефть (Тимано-Печорская провинция) – 3 место по добыче и объемам нефти в РФ. Идет рост добычи.

В) электроэнергетика (ТЭЦ на своем угле, Кислогубская приливная электростанция).

АПК: сельхозугодья занимают 2 % территории района; животноводство – 80 % (оленеводство); рыбная промышленность (треска, селедка), 1/5 часть всей российской рыбы.

Транспорт: железнодорожный – 70 % грузооборота; вывоз угля, продукции машиностроения; ввоз продуктов пищевой промышленности, ТНП; газопровод «Сияние Севера»; Северный морской путь – лес, металлы, продукты питания.

Основные проблемы:

северный завоз, его ухудшение; кризис в угольной промышленности; слабая

социально-культурная инфраструктура.