2.3 Виртуальная экскурсия на тему: «Путешествие в тундру»
Экскурсия - методически продуманный показ и анализ объектов, а также того, что связано с ними. В работе с детьми приобретает ценность виртуальная экскурсия как продукт деятельности учащихся. Виртуальная экскурсия - это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов и т.д. Преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность и многое другое. При создании виртуальной экскурсии требуются умения создания визуального продукта (например, презентация Power Point).
Подготовка экскурсии требует многих умений и знаний, их интеграции, привлечения жизненного опыта, открытия в себе потенциала для достижения цели.
В ходе экскурсии зрители не только видят объекты, на основе которых раскрывается тема, слышат об этих объектах необходимую информацию, но и овладевают практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа.
В зависимости от направленности экскурсии формируются эстетическое восприятие (умение воспринимать произведения художественной культуры), историческое восприятие (умения найти в объекте типичные черты и особенности; определить его эволюцию; найти исторические факты и др.) и т.д. [3].
Конспект виртуальной экскурсии на тему: «Путешествие в тундру».
Цель: Дать представление о природе тундры России.
Задачи:
Образовательная: сформировать представление о природе тундры России.
Развивающая: способствовать развитию образного мышления на основе изучения природы тундры России.
Воспитательная: показать значение и уникальность природы тундры России, как результат многолетней работы природных факторов, сформировать, на основе этого, нормы экологической дисциплины при посещении зоны тундры России.
Оборудование: мультимедийная аппаратура (проектор, мультимедийная доска), ноутбук.
Методы: объяснительно иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения.
Формы учебной деятельности: фронтальная.
Ход экскурсии
Организационный момент: учитель проверяет готовность учеников, создаёт положительный настрой на работу.
Первый смысловой блок: понятие «тундра».
Деятельность | |
учителя | учеников |
Учитель начинает показ электронной презентации со слайда, где отображена тема экскурсии. Задаёт вопросы для актуализации знаний: Что такое «тундра»? Что может означать слово «тундра»? | Записывают тему экскурсии в тетрадь, отвечают на вопросы. |
Учитель даёт определение понятия «тундра» и его происхождение, сопровождая свой рассказ фотографиями на слайдах | Ученики записывают определение термина тундра. |
Второй смысловой блок: географическое положение тундры России
Деятельность | |
учителя | учеников |
Учитель задаёт вопрос: как вы думаете где располагается зона тундры на территории нашей страны? Как вы думаете на сколько подзон обычно делят тундру? (3) какие это подзоны? (арктическая, типичная и южная) Учитель демонстрирует слайд и подробно рассказывает о географическом положении тундры. при этом сопровождая свой рассказ слайдами из презентации с фотографиями. | Дети открывают атласы, изучают карту природных зон России и дают свои ответы. Записывают правильные ответы в тетради.
Записывают в тетради рассказ учителя. |
Третий смысловой блок: Геологическое строение и рельеф тундры России.
Деятельность | |
учителя | учеников |
Учитель рассказывает ученикам геологическое строение тундры России. Учитель задаёт вопрос какие виды рельефа на территории тундры России вы можете назвать? (горы, хребты, плоскогорья, равнины, низменности) Какие полезные ископаемые, добываемые на территории тундры России вы можете назвать ? (апатит, нефелин, цинк, медь, флюорит, никель, каменный уголь, нефть и газ, соли и бокситы и другие). Демонстрируется слайд с изображениями данных полезных ископаемых. | Ученики слушают и записывают в свои тетради.
Ученики открывают атласы изучают карту геологического строения территории России, пытаются самостоятельно найти ответы и привести примеры.
Ученики открывают атласы изучают карту полезных ископаемых, самостоятельно находят и приводят примеры. |
четвёртый смысловой блок: Климат тундры России.
Деятельность | |
учителя | учеников |
Учитель задаёт вопрос: как выдумаете какой климат в тундре холодный или тёплый?( холодный) Попробуйте назвать температуры летом и зимой в тундре? (зимой средняя температура около -34°С; летом средняя около + 12 °С). Учитель начинает свой рассказ про климат тундры. Тундра располагается далеко на Севере, и её южная граница совпадает с холодным поясом, поэтому климат там холодный. Климат изменяется с запада на восток. чем дальше на Восток тем более суровая зима. | Ученики дают свой ответ и пытаются объяснить почему они думают именно так.
Ученики открывают атласы и изучают карты климата России. Дают свои ответы.
Ученики записывают в свои тетради. |
пятый смысловой блок: Растительность и животный мир.
Деятельность | |
учителя | учеников |
Учитель задаёт вопрос : как вы думаете какие растения бывают в тундре? Почему мхов и лишайников больше всего? Попробуйте назвать приспособления растений для выживания в тяжелых условиях Севера? (В тундре короткий вегетативный период и поэтому большинство растений многолетние и кустарнички) Какие животные обитают в тундре России? Какие эндемики вы можете назвать? Как вы думаете зачем белому медведю и бельку (детёнышу тюленя) белая шерсть? (естественный камуфляж) Учитель рассказывает ученикам о не лёгкой жизни животных на Севере. Демонстрируются слайды с фотографиями растений и животных тундры | Ученики называют растения которые там растут записывают правильные ответы в тетради.
Ученики называют животных, Записывают правильные ответы в тетради
Ученики конспектируют услышанное от учителя |
шестой смысловой блок: взаимоотношения коренных народов Севера и природы.
Деятельность | |
учителя | учеников |
Учитель задаёт вопрос: Какие коренные народы Севера вы можете назвать? (Эвенки, ненцы, ханты, якуты, юкагиры, чукчи) Можете назвать примеры взаимоотношений природы коренных народов и природы? Как взаимодействуют человек и северный олень? Какие способы передвижения раньше и до сих пор использовались коренными жителями? Каким промыслом занимаются коренные жители?
|
Ученики открывают атласы изучают карту населения России, дают свои ответы, записывают правильные в тетради. |
Заключение. Учитель: наше путешествие по природе тундры России заканчивается. Я хочу вас всех поблагодарить за внимание и помощь во время её проведения.
- Министерство образования и науки Российской Федерации
- Глава 1 Основные формы и направление внеклассной работы по
- Введение
- Глава 1 Основные формы и направление внеклассной работы по географии
- Глава 2 Экскурсионная деятельность школьников в изучении современного состояния тундры России
- 2.1 Особенности природы зоны тундры России
- 2.2 Антропогенный фактор и его воздействие на зону тундры России
- 2.2.1 Нарушение вечномерзлотных грунтов и растительного покрова зоны тундры
- 2.2.2 Загрязнение вод бассейна рек в пределах тундровой зоны России
- 2.2.3 Загрязнение атмосферного воздуха тундровой зоны
- 2.3 Виртуальная экскурсия на тему: «Путешествие в тундру»
- Заключение
- Список использованных источников: