logo
диплом мой / Мурин В

Заключение

В соответствии с поставленными целями и задачами квалификационной работы можно сделать следующие выводы:

1. Были рассмотрены основные формы организации деятельности школьников при изучении природы тундры России. При рассмотрении выявлено многообразие форм и направлений внеклассной работы по географии различной классификации.

2. Зона тундры России расположена вдоль побережья морей Северного Ледовитого океана. На побережье тундры развит молодой равнинный рельеф, южнее нарушается холмами и грядами ледникового происхождения и остаточного, возвышенностями коренных пород. В формировании морфоскульптур ведущее значение имеет многолетняя мерзлота. Тундра отличается очень суровым климатом (субарктический климат). Зима длиться 8−9 месяцев. Средняя температура июля в тундре составляет 5−10 °C. Зимой средняя температура до −30 °C. Почвы тундры маломощные, содержат до 5% гумуса. Осадков в тундре выпадает немного (200−300 мм в год), количество осадков постоянно превышает испаряемость; вследствие этого распространена заболоченность. Растительность тундры составляют в первую очередь лишайники и мхи; встречающиеся покрытосеменные растения, кустарники и кустарнички. Из животных встречаются белый медведь, северные олени, лисицы, волки, тюлени, касатки, белухи, лемминги, пуночка, полярная сова и белая куропатка, сапсан. Реки и озёра богаты рыбой.

3. В зоне тундры антропогенному воздействию наиболее подвержены такие компоненты природы как: почва, внутренние и подземные воды, атмосферный воздух.

Основные угрозы для биоразнообразия тундровых экосистем:

Нарушение вечномерзлотных грунтов и растительного покрова зоны тундры: использование вездеходного транспорта в летнее время; разведка и добыча полезных ископаемых. В результате происходит изменение и фрагментация или уничтожение природных экосистем, происходят процессы криогенной эрозии в результате нарушений естественного растительного покрова и загрязнений; инвазии чужеродных видов; нарушение биоценотической структуры ландшафтов и подрыв кормовой базы животных.

Загрязнение вод бассейнов рек в пределах тундровой зоны России:

выбросы и стоки промышленных предприятий; сельскохозяйственная деятельность; бытовые и муниципальные стоки; нефтедобыча и транспортировка нефти и нефтепродуктов; водный и наземный транспорт; глобальный и трансграничный атмосферный перенос загрязнений; гидростроительство; чрезмерное водопотребление промышленными, сельскохозяйственными и коммунальными предприятиями; экологически непродуманное ведение хозяйства и эрозия почв на территории водосборов; чрезмерный вылов промысловых гидробионтов, браконьерство; инвазии чужеродных видов, в том числе завозимых с балластными водами судов; разрушение местообитаний гидробионтов при углублении русел рек для судоходства и добыче песка и гравия. В результате происходит токсикация водоемов; закисление водоемов в результате выпадения кислых атмосферных осадков; термофикация водоемов; нарушение баланса поступления биогенных элементов в водоемы, изменение соотношения процессов продукции и деструкции органического вещества в экосистемах, нарушение естественного цикла биогенных элементов; нарушение естественной динамики экосистем, в том числе в результате нарушения гидрологического режима водоемов; нарушение пространственной структуры экосистем; исчезновение из экосистем «ключевых видов» гидробионтов, приводящее к деградации пищевой цепочки.

Загрязнение атмосферного воздуха тундровой зоны: основной вклад в загрязнение атмосферного воздуха вносят предприятия металлургии, ядерные реакции при получении атомной энергии, сгорание топлива и мусора; авто и воздушный транспорт; испытания ядерного оружия; различные химические производства, в том числе переработка нефти, газа и угля. На них приходится основная доля выбросов в атмосферу загрязняющих веществ, характеризующихся многокомпонентным химическим составом, более половины, которых составляет диоксид серы, бенз(а)пирен и формальдегид, никель и его соединения, медь, кобальт, свинец, мышьяк и кадмий.

4. На основе анализа литературы о специфических чертах природы тундры России, анализа литературы по внеклассной организации деятельности учащихся по географии отобрана наиболее подходящая форма внеклассной работы по изучению тундры России, а именно экскурсия. Так как зона тундры России находится на очень большом расстояние от города Новокузнецка, то не представляется возможности организовать туда полноценную экскурсию для школьников. Исходя из этого, выбрана форма виртуальной экскурсии, посредствам которой, школьники могут познакомиться с уникальной природой тундры России.

Разработана внеклассная виртуальная экскурсия на тему: «Путешествие в тундру», которую можно использовать во внеклассной работе по географии в 8 классе.