13. «Нефтегазовый мост» Каспий — Европа
В ближайшей перспективе все большую роль в энергоснабжении зарубежной Европы будет играть район Каспийского моря, который в начале XXI в. вообще обещает стать одним из главных поставщиков нефти и природного газа на мировой рынок. Одновременно проблема «Каспий — Европа» уже превратилась в узел не только экономических, но и прежде всего геополитических противоречий. Она затрагивает как акваторию самого моря, так и прибрежные территории, богатые ресурсами углеводородов.
Нефтегазовые ресурсы Каспия известны уже давно. В Азербайджане, на Апшеронском п-ове, добыча их началась еще в XIX в., а на морском шельфе — в 1924 г. Давно уже известны и разрабатываются нефтяные и газовые месторождения Казахстана — в бассейне р. Эмбы и на п-ове Мангышлак, а также в прикаспийской части Туркмении.
Однако настоящий нефтяной бум на Каспии связан не с ними, а с теми новыми открытиями, которые были сделаны здесь в последнее время. И хотя при оценке общих нефтяных ресурсов Каспийского региона можно встретить огромные расхождения (от 3 млрд. до 25 млрд. и даже до 40—50 млрд. т), все чаще начали говорить о едва ли не новом «нефтяном Эльдорадо», «нефтяном Клондайке», сопоставимом по размерам и значению уже не столько с Северным морем, сколько с зоной Персидского залива. Если же принять в расчет и перспективные геологические структуры, то до конца 1990-х гг. только морских месторождений на Каспии было разведано несколько десятков. Но к ним нужно добавить и внеморские, причем очень крупные, месторождения, также входящие в зону Каспия. Однако все же правильнее сравнивать Каспий с Северным морем. Доказанные запасы нефти составляют здесь 5,1 млрд. т (3,3% мировых), а газа — 8 трлн. м3 (5% мировых).
В Азербайджане на шельфе Каспия открыто около 30 месторождений, из которых примерно половина уже эксплуатируется или готовится к эксплуатации. Общие нефтяные ресурсы в стране оцениваются от 2 до 5 млрд. т, доказанные — в 1 млрд. т, причем нефтегазоносные структуры отличаются благоприятными горно-геологическими условиями, а нефть — высоким качеством. В первую очередь в разработку были введены морские месторождения Азери, Чираг, Гюнешли, а затем Карабах, Ашрафи и некоторые другие. Общие запасы природного газа в Азербайджане оцениваются в 4—6 млрд. т, доказанные — в 720 млн. т. В основном они сосредоточены в морских месторождениях Шах-Дениз и Апшерон.
Нефтяные ресурсы Казахстана оцениваются в 3,6 млрд т. Они концентрируются главным образом в двух крупнейших месторождениях, расположенных в западной части страны, — Тенгиз и Карачаганак. Поскольку это не просто нефтяные, а нефтегазоконденсатные месторождения, то с ними связаны и довольно большие запасы природного газа (1,9 трлн. м3). В конце 1990-х гг. были пробурены первые разведочные скважины на новой морской структуре Кашаган — в ближайшей перспективе крупнейшем добывающем проекте Казахстана. Всего же в Казахстане открыто более 200 месторождений нефти и газа.
В Туркмении тоже было открыто более 50 месторождений, но особенно она выделяется по запасам газа (доказанные — 3 трлн. м3). Разведка и освоение первых морских структур (Сердар, Гоплан) начались здесь в 1998 г.
В российской части Каспийской акватории доказанные запасы нефти предположительно составляют 300 млн. т. До недавнего времени Россия воздерживалась от проведения здесь поисково-разведочных работ на нефть и газ, поскольку эта акватория считается заповедной для воспроизводства рыбных ресурсов. Но недалеко от побережья активно разрабатывается Астраханское нефтегазоконденсатное месторождение. В последние годы интерес к изучению морских структур значительно возрос.
Всего перспективных структур такого рода в российской части моря насчитывается 20, они расположены в северной части моря и у побережья Дагестана. В южной же, иранской, части Каспия пока ни нефтяные, ни газовые месторождения не обнаружены.
И Азербайджан, и Казахстан, и Туркмения уже заключили многочисленные соглашения о разработке нефтяных и газовых месторождений Каспия с крупными нефтяными компаниями США, Великобритании, Норвегии, Нидерландов, Италии, Японии, Саудовской Аравии, Омана, а также России.
Только в Азербайджане над реализацией 17 крупных морских нефтегазовых проектов работают 33 нефтяные компании из 14 стран, включая российский «ЛУКОЙЛ». В составе акционеров Казахстанской международной шельфовой операционной компании девять крупных западных акционеров, среди которых «Экссон-Мобил», «Шеврон», «Шелл», «Аджип», «Амоко» и др. Несколько международных нефтяных и газовых консорциумов создано и в Туркмении.
На протяжении 1990-х гг. все эти меры практически еще не могли сказаться. В 1992 г. во всем Каспийском регионе было добыто 40 млн. т нефти и 59 млрд. м3 природного газа. В последующие годы уровень добычи даже снизился. Но затем, уже в начале XXI в., он стал довольно быстро возрастать, достигнув в 2003 г. соответственно 77 млн. т и 77 млрд. м3. Больше всего нефти добывают в Казахстане (51 млн. т), Азербайджане (15) и Туркмении (10), а газа — в Туркмении, Казахстане, России (Астраханское месторождение) и Азербайджане. Предполагается, что в 2009 г. добыча нефти в Азербайджане достигнет 55 млн. т, а Казахстан намечает в 2015 г. достигнуть уровня добычи нефти в 200 млн. т.
Однако при этом возникают по крайней мере две сложные проблемы. Первая из них связана с разделом акватории Каспийского моря на сферы влияния между прибрежными странами, а вторая — с выбором оптимальных путей транспортирования углеводородов из Каспийского региона.
Проблема юридического статуса Каспия действительно довольно сложна. Когда к этому морю выходили только две страны — Советский Союз и Иран — его статус определялся двусторонними соглашениями между ними от 1921 и 1940 гг. Но теперь таких государств пять, и они никак не могут выработать общую позицию по этому вопросу. Если относиться к Каспию как к морю, то его акватория (по аналогии с Северным морем) должна быть разделе на между прибрежными государствами на сектора. Если же рассматривать Каспий как замкнутый озерный водоем, то пользование всей его акваторией должно быть общим, без всяких разграничений. Лишь постепенно, после долгих споров, сошлись на компромиссном принципе: «вода общая, а дно делим».
Это означает, что водная акватория Каспийского моря с ее биоресурсами должна остаться в общем владении пяти стран — как единая и неделимая. А нефтегазоносное дно его нужно разделить на пять национальных секторов, с учетом так называемой срединной линии. При таком раскладе России должно достаться 16% дна, Казахстану — 29, Туркмении — 21, Азербайджану — 20 и Ирану — 14%. С этим решением вполне согласны Россия, Казахстан и Азербайджан, в известной степени — Туркмения. Но против него резко выступает Иран, предлагающий поделить Каспий на пять равных частей, чтобы каждой стране досталось по 20%. Для заключения пятисторонней Конвенции по правовому статусу Каспия, по-видимому, потребуется еще определенное время. А пока прибрежные страны пошли по пути двустороннего сотрудничества. Сначала Россия и Казахстан подписали соглашение о разграничении дна северной части Каспийского моря; поскольку при этом линия раздела прошла через три крупных нефтяных месторождения, стороны договорились об их совместной разведке и эксплуатации. Затем аналогичная договоренность о разделе дна была достигнута между Казахстаном и Азербайджаном.
Еще более сложной оказалась проблема транспортирования нефти и газа, основная часть добычи которых предназначается для снабжения зарубежной Европы. Эта сложность объясняется в первую очередь двумя основными факторами: геополитическим и экономическим.
Сущность геополитического фактора прежде всего — в особенностях политико-географического положения Каспийского региона, находящегося в границах так называемой дуги нестабильности Евразии. Понятно, что это не может не увеличить степень риска при доставке нефти и газа на мировые рынки. Немаловажно и то, что их транзит должен осуществляться через территории третьих стран, для которых характерны периодические вспышки межгосударственных и межэтнических конфликтов (чеченский, абхазский, курдский сепаратизм и т. п.).
Сущность экономического фактора — в особенностях транспортно-географического положения Каспийского региона, который на многие тысячи километров удален от основных рынков сбыта нефти и газа. Это означает, что система экспортных нефте- и газопроводов должна обеспечивать одновременно и максимальную пропускную способность, и минимальные капиталовложения, и приемлемые для нефтяных компаний тарифы за транзит нефти и газа. Но по причине того, что каждая из пяти прикаспийских стран стремится в первую очередь обеспечить свои собственные интересы, добиться «в товарищах согласья» оказалось очень трудно.
Для транспортирования азербайджанской нефти до конца 1990-х гг. существовал только один северный маршрут: она перекачивалась по нефтепроводу Баку — Новороссийск длиной 1410 км, который имеет пропускную способность в объеме всего 5 млн. т в год. Для ранней, т. е. первичной нефти с новых азербайджанских месторождений этого, в общем, было достаточно. Что же касается поздней (или «большой») нефти, которая пошла в начале XXI в., то Россия предложила быстро и намного (до 30 млн. т) увеличить мощность действующего нефтепровода с последующим транспортированием нефти танкерами через черноморские проливы. В 2000 г. была также построена ветка нефтепровода длиной 220 км в обход неспокойной Чечни. Однако Турция и западные нефтяные компании усиленно склоняли Азербайджан к принятию иного, южного маршрута транспортирования «большой» нефти, в соответствии с которым она пойдет на экспорт, минуя территорию России.
При этом в качестве доводов в пользу южного варианта приводили сложные погодные условия в акватории Новороссийского порта, но в особенности — перегруженность черноморских проливов Босфор и Дарданеллы. По турецким данным, через эти проливы ежегодно проходят 4,5 тыс. танкеров, а объем перевозимой ими нефти достигает 60 млн. т, что не соответствует ни требованиям безопасности судоходства, ни экологическим нормам.
В конце 1990-х гг. проекты, конкурирующие с выгодным для России северным вариантом, уже начали осуществлять. Сначала были сооружены нефтепровод Баку — Тбилиси — Супса (южнее Поти) длиной 920 км и пропускной способностью 6,5 млн. т в год, а также внебереговой терминал в Супсе для беспричальной погрузки нефти (рис. 26). По нему также пошла ранняя азербайджанская нефть. А для перекачки «большой» азербайджанской нефте был предложен проект сооружения нефтепровода от Баку до турецкого порта Джейхаг на Средиземном море, который фактически исключил бы и Россию, и Иран из транзита этой нефти. Соглашение о его строительстве было подписано в 1999 г. на саммите ОБСЕ в Стамбуле, но началось оно — после долгих дискуссий — только осенью 2002 г., а завершено было весной 2005 г. (рис. 26). Затраты составили 3,5 млрд. долл.
Нефтепровод Баку — Тбилиси — Джейхан имеет протяженность 1730 км (в том числе на территории Азербайджана — 468 км, Грузии — 225 и Турции — 1037 км) и рассчитан на перекачку 50 млн. т нефти в год. Однако азербайджанские месторождения Азери, Чираг и Гюнешли даже при максимальном уровне добычи не смогут обеспечить его загрузку, в этом поможет Казахстан. Главное же заключается в том, что этот нефтепровод в СНГ — первый, проложенный в обход России и сооруженный при участии США, Великобритании и некоторых других стран Запада (компании «Бритиш Петролеум», «Экссон-Мобил» и др.). Не случайно в печати его оценили как не столько экономический, сколько геополитический проект. В газовой отрасли аналогом этого нефтепровода стал газопровод Баку — Тбилиси — Эрзурум длиной 1050 км, сданный в эксплуатацию в конце 2006 г. По нему на турецкий рынок поставляется газ с морского месторождения Шах-Дениз.
Для транспортирования нефти из Казахстана в Европу еще в 1992 г. правительствами Казахстана, России и султаната Оман, к которым затем присоединились некоторые западные нефтяные компании, был создан Каспийский трубопроводный консорциум (КТК). Он разработал проект транспортирования нефти из Тенгиза (а в будущем и из Карачаганака) в Новороссийск — едва ли не самый крупный в Каспийском регионе как по стоимости (4,5 млрд. долл.), так и по объему перекачиваемой нефти (на первом этапе — 28 млн. т, а после завершения в 2007 г. — 67 млн. т в год). Особая выгода этого нефтепровода для России заключается в том, что он проходит в основном по ее территории и к тому же не пересекает северную часть Каспийского моря, что важно в экологическом отношении. По расчетам, этот нефтепровод за 40 лет эксплуатации может обеспечить России доходы — в виде прибылей и налоговых поступлений — в объеме 20 млрд. долл.
Трасса нефтепровода Тенгиз — Новороссийск имеет протяженность 1580 км и состоит из двух отрезков. Первый из них — от Тенгиза через Атырау (Гурьев) и Астрахань до пос. Комсомольский был проложен еще до распада СССР. В 1990-е гг. он был полностью реконструирован. Теперь он включает в себя совершенно новый переход «трубы» (ее диаметр 1,1м) через Волгу на глубине 70 м. Второй, новый, отрезок от Комсомольского через Кропоткин на Новороссийск построили в 1999— 2001 гг. (рис. 26). Летом 2001 г. тенгизская нефть начала поступать в Новороссийск. А в 2002г. пропускная способность нефтепровода должна была достигнуть запланированных для первой очереди 28 млн. т.
Консорциум реконструирует и нефтяной порт Новороссийска, самый большой в стране. Его снабжают тремя вынесенными причальными устройствами, т. е. специальными плавучими сооружениями для загрузки супертанкеров на расстоянии 5 км от берега. Первые танкеры с нефтью ушли отсюда уже в октябре 2001 г. А после полного ввода терминала пропускная способность новороссийского нефтяного порта увеличится в три раза. Следовательно, по этому показателю он фактически сравняется с турецким портом Джейхан.
Для обеспечения выхода казахстанской нефти на европейские рынки разработан еще один крупномасштабный проект — Транскаспийского нефтепровода. Он должен пройти по дну Каспия (388 км) от Актау до Баку, соединив Тенгиз и Узень с нефтепроводной системой Азербайджана и соседних стран. По другому варианту трасса этой магистрали будет проложена далее по территории Туркмении и пересечет Каспийское море уже по линии Туршенбаши — Баку (см. рис. 26).
В отличие от Азербайджана и Казахстана Туркмения, как уже отмечалось ранее, специализируется в основном на экспорте природного газа. Согласно самым оптимистическим подсчетам туркменских специалистов, страна может довести добычу газа до 45—47 млрд. м3 в год, причем из этого объема преобладающая часть предназначается для экспорта. Россия уже покупает у Туркмении 20 млрд. м3 (для собственного потребления и реэкспорта), Украина — 10 млрд. м3 (для собственного потребления). Этот газ поступает в общую систему газопроводов Средняя Азия — Центр. Но Туркмения продолжает искать выход для своего газа и на рынки зарубежной Европы.
С этой целью в конце 1990-х гг. был разработан проект строительства Транскаспийского газопровода общей протяженностью 2000 км, который должен пройти от месторождения-гиганта Шатлык на востоке Туркмении через акваторию Каспия и далее через Азербайджан и Грузию в Турцию с возможным продолжением его в Европу. Пропускную способность этого газопровода на первом этапе предполагали довести до 10, а на заключительном — до 30 млрд. м3 в год. Стоимость проекта оценивалась в 2,3—3 млрд. долл. В известном смысле он был альтернативой российскому «Голубому потоку». Однако сооружение «Голубого потока», газопровода Баку — Эрзурум и наступивший в Турции экономический спад делают осуществление этого проекта малореалистичным.
Российские специалисты отмечают, что в развернувшейся борьбе за каспийскую нефть дирижирующую роль играют США, которые в этом случае преследуют не столько экономические, сколько геополитические цели. США стремятся укрепить позиции своего главного союзника в регионе — Турции, привязав к ней мусульманские государства, входившие ранее в СССР (Азербайджан, Казахстан, страны Средней Азии). Вот почему США активно поддерживали проект нефтепровода Баку — Джейхан, рассчитывая, что по нему пойдет
нефть не только из Азербайджана, но и (после сооружения Транскаспийского нефтепровода) из Казахстана. В этом свете нефтепровод Тенгиз — Новороссийск имеет особое геополитическое значение. И для Казахстана, который получил возможность поставлять свою нефть в зарубежную Европу по трубопроводной системе, не принадлежащей российской «Транснефти». И для России, которой транспортирование больших объемов нефти из Западного Прикаспия на европейский рынок выгодно не только экономически, но и геополитически. И для всего Европейского экономического сообщества, члены которого рассматривают реализацию этого проекта в качестве важного звена, скрепляющего их объединение.
При разработке и тем более при осуществлении всех перечисленных проектов необходимо, по мнению специалистов, иметь более точные расчеты перспективной добычи нефти в бассейне Каспия и создаваемых для ее перекачки транспортных мощностей. Достаточно сказать, что, по одному из расчетов, в 2005 г. добыча нефти, предназначенной на экспорт, должна была достигнуть 70 млн. т, а пропускная способность экспортных нефтепроводов — 140 млн. т. По другим расчетам, напротив, мощности по добыче намного превзойдут мощности по транспортированию. На этот случай (а также по геополитическим соображениям) проектируются новые трубопроводы уже к южным морям. Примерами такого рода могут служить проекты нефтепроводов для перекачки нефти из Казахстана к побережью Персидского залива через Иран и к побережью Аравийского моря через Туркмению, Афганистан и Пакистан (см. рис. 26). Отсюда нефть морским путем могла бы следовать и в Европу, и в Азиатско-Тихоокеанский регион. В 2002 г. было заключено соглашение о строительстве газопровода длиной 1500 км из Туркмении через Афганистан к одному из портов Пакистана на Аравийском море, а в 2003 г. — соглашение о строительстве газопровода в Индию. Туркмения также ищет выход на китайский рынок.
Рис. 26. Основные маршруты транспортирования каспийской нефти
- Тема 1 зарубежная европа
- 1. Зарубежная Европа в современном мире
- 2. Политическая карта и субрегионы зарубежной Европы
- 3. Европейский союз: уроки интеграции
- 4. Полезные ископаемые зарубежной Европы: размеры запасов и закономерности размещения
- 5. Польдеры и дамбы в Нидерландах
- 6. Зарубежная Европа: проблемы воспроизводства населения
- 7. Зарубежная Европа: обострение межнациональных отношений
- 8. Распад Югославии и его последствия
- 9. Зарубежная Европа как регион трудовых миграций населения
- 10. Крупнейшие городские агломерации и мегалополисы зарубежной Европы
- 11. Нефтегазоносный бассейн Северного моря
- 12. Зарубежная Европа: сдвиги в географии энергопотребления
- 13. «Нефтегазовый мост» Каспий — Европа
- 14. Районы и центры черной металлургии в зарубежной Европе
- 15. Автомобильная промышленность зарубежной Европы
- 16. Специализация сельского хозяйства зарубежной Европы
- 17. Высокоскоростные железнодорожные магистрали зарубежной Европы
- 18. Туннели в Альпах
- 19.Евротуннель под Ла-Маншем
- 20.На пути к единой транспортной системе Европы
- 21. Портово-промышленные комплексы зарубежной Европы
- 22.Технопарки и технополисы Западной Европы
- 23. Туристско-рекреационные районы зарубежной Европы
- 24.Загрязнение окружающей среды в зарубежной Европе
- 25.Меры по охране окружающей среды в зарубежной Европе
- 26.Охраняемые природные территории в зарубежной Европе
- 27. Объединение Германии: экономико-социально-географические проблемы