logo search
СЭГ

13. «Нефтегазовый мост» Каспий — Европа

В ближайшей перспективе все большую роль в энергоснабжении зарубежной Европы будет иг­рать район Каспийского моря, который в нача­ле XXI в. вообще обещает стать одним из глав­ных поставщиков нефти и природного газа на мировой рынок. Одновременно проблема «Кас­пий — Европа» уже превратилась в узел не только экономических, но и прежде всего гео­политических противоречий. Она затрагивает как акваторию самого моря, так и прибрежные территории, богатые ресурсами углеводородов.

Нефтегазовые ресурсы Каспия известны уже давно. В Азербайджане, на Апшеронском п-ове, добыча их началась еще в XIX в., а на морском шельфе — в 1924 г. Давно уже из­вестны и разрабатываются нефтяные и газо­вые месторождения Казахстана — в бассейне р. Эмбы и на п-ове Мангышлак, а также в при­каспийской части Туркмении.

Однако настоящий нефтяной бум на Каспии связан не с ними, а с теми новыми открытиями, которые были сделаны здесь в последнее время. И хотя при оценке общих нефтяных ресурсов Каспийского региона можно встретить огромные расхождения (от 3 млрд. до 25 млрд. и даже до 40—50 млрд. т), все чаще начали говорить о едва ли не новом «нефтяном Эльдорадо», «нефтяном Клондайке», сопоставимом по размерам и значению уже не столько с Северным морем, сколько с зоной Персидского залива. Если же принять в расчет и перспективные геологические структуры, то до конца 1990-х гг. только морских месторождений на Каспии было разведано несколько десятков. Но к ним нужно добавить и внеморские, причем очень круп­ные, месторождения, также входящие в зону Каспия. Однако все же правильнее сравнивать Каспий с Северным морем. Доказанные запасы нефти составляют здесь 5,1 млрд. т (3,3% миро­вых), а газа — 8 трлн. м3 (5% мировых).

В Азербайджане на шельфе Каспия открыто около 30 месторождений, из которых пример­но половина уже эксплуатируется или готовит­ся к эксплуатации. Общие нефтяные ресурсы в стране оцениваются от 2 до 5 млрд. т, доказан­ные — в 1 млрд. т, причем нефтегазоносные структуры отличаются благоприятными гор­но-геологическими условиями, а нефть — высоким качеством. В первую очередь в разра­ботку были введены морские месторождения Азери, Чираг, Гюнешли, а затем Карабах, Ашрафи и некоторые другие. Общие запасы природного газа в Азербайджане оцениваются в 4—6 млрд. т, доказанные — в 720 млн. т. В основном они сосредоточены в морских мес­торождениях Шах-Дениз и Апшерон.

Нефтяные ресурсы Казахстана оцениваются в 3,6 млрд т. Они концентрируются главным образом в двух крупнейших месторождениях, расположенных в западной части страны, — Тенгиз и Карачаганак. Поскольку это не прос­то нефтяные, а нефтегазоконденсатные место­рождения, то с ними связаны и довольно боль­шие запасы природного газа (1,9 трлн. м3). В конце 1990-х гг. были пробурены первые раз­ведочные скважины на новой морской струк­туре Кашаган — в ближайшей перспективе крупнейшем добывающем проекте Казахстана. Всего же в Казахстане открыто более 200 мес­торождений нефти и газа.

В Туркмении тоже было открыто более 50 месторождений, но особенно она выделяется по запасам газа (доказанные — 3 трлн. м3). Развед­ка и освоение первых морских структур (Сер­дар, Гоплан) начались здесь в 1998 г.

В российской части Каспийской акватории доказанные запасы нефти предположительно составляют 300 млн. т. До недавнего времени Россия воздерживалась от проведения здесь по­исково-разведочных работ на нефть и газ, по­скольку эта акватория считается заповедной для воспроизводства рыбных ресурсов. Но недалеко от побережья активно разрабатывает­ся Астраханское нефтегазоконденсатное место­рождение. В последние годы интерес к изуче­нию морских структур значительно возрос.

Всего перспективных структур такого рода в российской части моря насчитывается 20, они расположены в северной части моря и у побе­режья Дагестана. В южной же, иранской, час­ти Каспия пока ни нефтяные, ни газовые мес­торождения не обнаружены.

И Азербайджан, и Казахстан, и Туркмения уже заключили многочисленные соглашения о разработке нефтяных и газовых месторожде­ний Каспия с крупными нефтяными компа­ниями США, Великобритании, Норвегии, Ни­дерландов, Италии, Японии, Саудовской Ара­вии, Омана, а также России.

Только в Азербайджане над реализацией 17 круп­ных морских нефтегазовых проектов работают 33 нефтяные компании из 14 стран, включая российский «ЛУКОЙЛ». В составе акционеров Казахстанской меж­дународной шельфовой операционной компании де­вять крупных западных акционеров, среди которых «Экссон-Мобил», «Шеврон», «Шелл», «Аджип», «Амоко» и др. Несколько международных нефтяных и газовых консорциумов создано и в Туркмении.

На протяжении 1990-х гг. все эти меры прак­тически еще не могли сказаться. В 1992 г. во всем Каспийском регионе было добыто 40 млн. т нефти и 59 млрд. м3 природного газа. В после­дующие годы уровень добычи даже снизился. Но затем, уже в начале XXI в., он стал до­вольно быстро возрастать, достигнув в 2003 г. соответственно 77 млн. т и 77 млрд. м3. Больше всего нефти добывают в Казахстане (51 млн. т), Азербайджане (15) и Туркмении (10), а газа — в Туркмении, Казахстане, России (Астрахан­ское месторождение) и Азербайджане. Предпо­лагается, что в 2009 г. добыча нефти в Азер­байджане достигнет 55 млн. т, а Казахстан на­мечает в 2015 г. достигнуть уровня добычи нефти в 200 млн. т.

Однако при этом возникают по крайней ме­ре две сложные проблемы. Первая из них свя­зана с разделом акватории Каспийского моря на сферы влияния между прибрежными стра­нами, а вторая — с выбором оптимальных пу­тей транспортирования углеводородов из Кас­пийского региона.

Проблема юридического статуса Каспия действительно довольно сложна. Когда к этому морю выходили только две страны — Совет­ский Союз и Иран — его статус определялся двусторонними соглашениями между ними от 1921 и 1940 гг. Но теперь таких государств пять, и они никак не могут выработать общую позицию по этому вопросу. Если относиться к Каспию как к морю, то его акватория (по ана­логии с Северным морем) должна быть разделе на между прибрежными государствами на сек­тора. Если же рассматривать Каспий как зам­кнутый озерный водоем, то пользование всей его акваторией должно быть общим, без всяких разграничений. Лишь постепенно, после дол­гих споров, сошлись на компромиссном прин­ципе: «вода общая, а дно делим».

Это означает, что водная акватория Каспий­ского моря с ее биоресурсами должна остаться в общем владении пяти стран — как единая и неделимая. А нефтегазоносное дно его нужно разделить на пять национальных секторов, с учетом так называемой срединной линии. При таком раскладе России должно достаться 16% дна, Казахстану — 29, Туркмении — 21, Азер­байджану — 20 и Ирану — 14%. С этим реше­нием вполне согласны Россия, Казахстан и Азербайджан, в известной степени — Туркме­ния. Но против него резко выступает Иран, предлагающий поделить Каспий на пять рав­ных частей, чтобы каждой стране досталось по 20%. Для заключения пятисторонней Конвен­ции по правовому статусу Каспия, по-видимо­му, потребуется еще определенное время. А по­ка прибрежные страны пошли по пути двусто­роннего сотрудничества. Сначала Россия и Казахстан подписали соглашение о разграни­чении дна северной части Каспийского моря; поскольку при этом линия раздела прошла че­рез три крупных нефтяных месторождения, стороны договорились об их совместной развед­ке и эксплуатации. Затем аналогичная догово­ренность о разделе дна была достигнута между Казахстаном и Азербайджаном.

Еще более сложной оказалась проблема транспортирования нефти и газа, основная часть добычи которых предназначается для снабжения зарубежной Европы. Эта сложность объясняется в первую очередь двумя основны­ми факторами: геополитическим и экономиче­ским.

Сущность геополитического фактора преж­де всего — в особенностях политико-географи­ческого положения Каспийского региона, на­ходящегося в границах так называемой дуги нестабильности Евразии. Понятно, что это не может не увеличить степень риска при достав­ке нефти и газа на мировые рынки. Немало­важно и то, что их транзит должен осуществ­ляться через территории третьих стран, для ко­торых характерны периодические вспышки межгосударственных и межэтнических конф­ликтов (чеченский, абхазский, курдский сепа­ратизм и т. п.).

Сущность экономического фактора — в осо­бенностях транспортно-географического положения Каспийского региона, который на мно­гие тысячи километров удален от основных рынков сбыта нефти и газа. Это означает, что система экспортных нефте- и газопроводов должна обеспечивать одновременно и макси­мальную пропускную способность, и мини­мальные капиталовложения, и приемлемые для нефтяных компаний тарифы за транзит нефти и газа. Но по причине того, что каждая из пяти прикаспийских стран стремится в пер­вую очередь обеспечить свои собственные инте­ресы, добиться «в товарищах согласья» оказа­лось очень трудно.

Для транспортирования азербайджанской нефти до конца 1990-х гг. существовал только один северный маршрут: она перекачивалась по нефтепроводу Баку — Новороссийск длиной 1410 км, который имеет пропускную способ­ность в объеме всего 5 млн. т в год. Для ранней, т. е. первичной нефти с новых азербайджан­ских месторождений этого, в общем, было до­статочно. Что же касается поздней (или «боль­шой») нефти, которая пошла в начале XXI в., то Россия предложила быстро и намного (до 30 млн. т) увеличить мощность действующего нефтепровода с последующим транспортирова­нием нефти танкерами через черноморские проливы. В 2000 г. была также построена вет­ка нефтепровода длиной 220 км в обход неспо­койной Чечни. Однако Турция и западные неф­тяные компании усиленно склоняли Азербайд­жан к принятию иного, южного маршрута транспортирования «большой» нефти, в соот­ветствии с которым она пойдет на экспорт, ми­нуя территорию России.

При этом в качестве доводов в пользу южного варианта приводили сложные погодные условия в ак­ватории Новороссийского порта, но в особенности — перегруженность черноморских проливов Босфор и Дарданеллы. По турецким данным, через эти проливы ежегодно проходят 4,5 тыс. танкеров, а объем пере­возимой ими нефти достигает 60 млн. т, что не соот­ветствует ни требованиям безопасности судоходства, ни экологическим нормам.

В конце 1990-х гг. проекты, конкурирую­щие с выгодным для России северным вариан­том, уже начали осуществлять. Сначала были сооружены нефтепровод Баку — Тбилиси — Супса (южнее Поти) длиной 920 км и пропуск­ной способностью 6,5 млн. т в год, а также внебереговой терминал в Супсе для беспричальной погрузки нефти (рис. 26). По нему также по­шла ранняя азербайджанская нефть. А для пе­рекачки «большой» азербайджанской нефте был предложен проект сооружения нефтепровода от Баку до турецкого порта Джейхаг на Средиземном море, который фактически исключил бы и Россию, и Иран из транзита этой нефти. Соглашение о его строительстве было подписано в 1999 г. на саммите ОБСЕ в Стамбуле, но началось оно — после долгих дис­куссий — только осенью 2002 г., а завершено было весной 2005 г. (рис. 26). Затраты состави­ли 3,5 млрд. долл.

Нефтепровод Баку — Тбилиси — Джейхан имеет протяженность 1730 км (в том числе на территории Азербайджана — 468 км, Грузии — 225 и Турции — 1037 км) и рассчитан на пере­качку 50 млн. т нефти в год. Однако азербайд­жанские месторождения Азери, Чираг и Гюнешли даже при максимальном уровне добычи не смогут обеспечить его загрузку, в этом поможет Казахстан. Главное же заключается в том, что этот нефтепровод в СНГ — первый, проложенный в обход России и сооруженный при участии США, Великобритании и некото­рых других стран Запада (компании «Бритиш Петролеум», «Экссон-Мобил» и др.). Не случай­но в печати его оценили как не столько эконо­мический, сколько геополитический проект. В газовой отрасли аналогом этого нефтепрово­да стал газопровод Баку — Тбилиси — Эрзурум длиной 1050 км, сданный в эксплуатацию в конце 2006 г. По нему на турецкий рынок поставляется газ с морского месторождения Шах-Дениз.

Для транспортирования нефти из Казахста­на в Европу еще в 1992 г. правительствами Ка­захстана, России и султаната Оман, к которым затем присоединились некоторые западные нефтяные компании, был создан Каспийский трубопроводный консорциум (КТК). Он разра­ботал проект транспортирования нефти из Тенгиза (а в будущем и из Карачаганака) в Но­вороссийск — едва ли не самый крупный в Каспийском регионе как по стоимости (4,5 млрд. долл.), так и по объему перекачивае­мой нефти (на первом этапе — 28 млн. т, а после завершения в 2007 г. — 67 млн. т в год). Особая выгода этого нефтепровода для России заклю­чается в том, что он проходит в основном по ее территории и к тому же не пересекает север­ную часть Каспийского моря, что важно в эко­логическом отношении. По расчетам, этот неф­тепровод за 40 лет эксплуатации может обеспе­чить России доходы — в виде прибылей и налоговых поступлений — в объеме 20 млрд. долл.

Трасса нефтепровода Тенгиз — Новорос­сийск имеет протяженность 1580 км и состоит из двух отрезков. Первый из них — от Тенгиза через Атырау (Гурьев) и Астрахань до пос. Комсомольский был проложен еще до рас­пада СССР. В 1990-е гг. он был полностью ре­конструирован. Теперь он включает в себя со­вершенно новый переход «трубы» (ее диаметр 1,1м) через Волгу на глубине 70 м. Второй, но­вый, отрезок от Комсомольского через Кропот­кин на Новороссийск построили в 1999— 2001 гг. (рис. 26). Летом 2001 г. тенгизская нефть начала поступать в Новороссийск. А в 2002г. пропускная способность нефтепровода должна была достигнуть запланированных для первой очереди 28 млн. т.

Консорциум реконструирует и нефтяной порт Новороссийска, самый большой в стране. Его снабжают тремя вынесенными причальны­ми устройствами, т. е. специальными плавучи­ми сооружениями для загрузки супертанкеров на расстоянии 5 км от берега. Первые танкеры с нефтью ушли отсюда уже в октябре 2001 г. А после полного ввода терминала пропускная способность новороссийского нефтяного порта увеличится в три раза. Следовательно, по это­му показателю он фактически сравняется с ту­рецким портом Джейхан.

Для обеспечения выхода казахстанской нефти на европейские рынки разработан еще один крупно­масштабный проект — Транскаспийского нефтепро­вода. Он должен пройти по дну Каспия (388 км) от Актау до Баку, соединив Тенгиз и Узень с нефтепроводной системой Азербайджана и соседних стран. По другому варианту трасса этой магистрали будет про­ложена далее по территории Туркмении и пересечет Каспийское море уже по линии Туршенбаши — Баку (см. рис. 26).

В отличие от Азербайджана и Казахстана Туркмения, как уже отмечалось ранее, специ­ализируется в основном на экспорте природно­го газа. Согласно самым оптимистическим под­счетам туркменских специалистов, страна мо­жет довести добычу газа до 45—47 млрд. м3 в год, причем из этого объема преобладающая часть предназначается для экспорта. Россия уже покупает у Туркмении 20 млрд. м3 (для собственного потребления и реэкспорта), Укра­ина — 10 млрд. м3 (для собственного потребле­ния). Этот газ поступает в общую систему газопроводов Средняя Азия — Центр. Но Турк­мения продолжает искать выход для своего га­за и на рынки зарубежной Европы.

С этой целью в конце 1990-х гг. был разра­ботан проект строительства Транскаспийского газопровода общей протяженностью 2000 км, который должен пройти от месторождения-ги­ганта Шатлык на востоке Туркмении через акваторию Каспия и далее через Азербайджан и Грузию в Турцию с возможным продолже­нием его в Европу. Пропускную способность этого газопровода на первом этапе пред­полагали довести до 10, а на заключитель­ном — до 30 млрд. м3 в год. Стоимость проекта оценивалась в 2,3—3 млрд. долл. В известном смысле он был альтернативой российскому «Голубому потоку». Однако сооружение «Го­лубого потока», газопровода Баку — Эрзурум и наступивший в Турции экономический спад делают осуществление этого проекта малоре­алистичным.

Российские специалисты отмечают, что в развернувшейся борьбе за каспийскую нефть дирижирующую роль играют США, которые в этом случае преследуют не столько экономиче­ские, сколько геополитические цели. США стремятся укрепить позиции своего главного союзника в регионе — Турции, привязав к ней мусульманские государства, входившие ранее в СССР (Азербайджан, Казахстан, страны Средней Азии). Вот почему США активно под­держивали проект нефтепровода Баку — Джейхан, рассчитывая, что по нему пойдет

нефть не только из Азер­байджана, но и (после соору­жения Транскаспийского неф­тепровода) из Казахстана. В этом свете нефтепровод Тенгиз — Новороссийск имеет особое геополитическое зна­чение. И для Казахстана, ко­торый получил возможность поставлять свою нефть в зару­бежную Европу по трубопро­водной системе, не принадле­жащей российской «Транс­нефти». И для России, которой транспортирование больших объемов нефти из Западного Прикаспия на евро­пейский рынок выгодно не только экономически, но и геополитически. И для всего Европейского экономического сообщества, члены которого рассматривают реализацию этого проекта в качестве важ­ного звена, скрепляющего их объединение.

При разработке и тем более при осуществлении всех пере­численных проектов необходимо, по мнению специалистов, иметь более точные расчеты перспективной добычи нефти в бассейне Кас­пия и создаваемых для ее перекачки транс­портных мощностей. Достаточно сказать, что, по одному из расчетов, в 2005 г. добыча нефти, предназначенной на экспорт, должна была до­стигнуть 70 млн. т, а пропускная способность экспортных нефтепроводов — 140 млн. т. По другим расчетам, напротив, мощности по до­быче намного превзойдут мощности по транс­портированию. На этот случай (а также по гео­политическим соображениям) проектируются новые трубопроводы уже к южным морям. Примерами такого рода могут служить проек­ты нефтепроводов для перекачки нефти из Ка­захстана к побережью Персидского залива че­рез Иран и к побережью Аравийского моря через Туркмению, Афганистан и Пакистан (см. рис. 26). Отсюда нефть морским путем мог­ла бы следовать и в Европу, и в Азиатско-Тихо­океанский регион. В 2002 г. было заключено соглашение о строительстве газопровода дли­ной 1500 км из Туркмении через Афганистан к одному из портов Пакистана на Аравийском море, а в 2003 г. — соглашение о строитель­стве газопровода в Индию. Туркмения также ищет выход на китайский рынок.

Рис. 26. Основные маршруты транспортирования каспийской нефти