12. Зарубежная Европа: сдвиги в географии энергопотребления
До Второй мировой войны топливно-энергетическое хозяйство зарубежной Европы ориентировалось в основном на собственные энергоресурсы. При этом в топливно-энергетических балансах большинства стран преобладал уголь, значительные запасы которого имелись в Германии, Великобритании, Франции, Бельгии, Польше, Чехословакии, некоторых других странах. Но в послевоенный период в топливно-энергетическом хозяйстве зарубежной Европы произошли кардинальные структурные и географические изменения, связанные со сдвигами в структуре потребления топлива. Соответственно сложились и совершенно иные пропорции между собственными и внешними источниками топлива и энергии.
В качестве одной из тенденций можно отметить неуклонное уменьшение самообеспеченности энергоресурсами стран региона. Так, к концу 1990-х гг. в большинстве стран Западной Европы она сократилась до 1/4—1/3, в лучшем случае до 1/2 (табл. 12) и только в Великобритании и в Норвегии оставалась очень большой.
Такое снижение самообеспеченности явилось прямым следствием уменьшения в энергопотреблении доли угля и увеличения доли нефти и природного газа, ресурсы которых в зарубежной Европе не столь велики. Отсюда и рост зависимости от импорта энергоресурсов.
Таблица 12
СТРАНЫ ЗАРУБЕЖНОЙ ЕВРОПЫ, В КОТОРЫХ В КОНЦЕ 1990-х гг. ЧИСТЫЙ ИМПОРТ ЭНЕРГОНОСИТЕЛЕЙ (В % ОТ ВСЕГО КОММЕРЧЕСКОГО ЭНЕРГОПОТРЕБЛЕНИЯ) ПРЕВЫШАЛ 50%
Страна | Доля импорта, % | Страна | Доля импорта, % |
Португалия | 87 | Греция | 64 |
Италия | 82 | Германия | 60 |
Бельгия | 79 | Швеция | 59 |
Латвия | 76 | Финляндия | 57 |
Словакия | 72 | Словения | 55 |
Австрия | 71 | Болгария | 54 |
Ирландия | 71 | Венгрия | 51 |
Испания | 68 |
|
|
Сокращение доли угля в энергопотреблении началось в зарубежной — в особенности в Западной — Европе уже в первый послевоенный период, а в 1990-х гг. его доля стабилизировалась на уровне примерно 1/5. Соответственно в Великобритании уровень угледобычи за это время снизился в четыре, а в ФРГ — в три раза. В Бельгии и Нидерландах, а недавно и во Франции были закрыты все угольные шахты. Впрочем, в известной мере такое сильное сокращение добычи компенсируется импортом более дешевого заморского угля — из ЮАР, Австралии, Колумбии, США. В 2000 г. уже 2/3 общего спроса на уголь в Западной Европе удовлетворялось за счет импорта (165 млн. т), а к 2020 г., согласно прогнозам, доля импорта увеличится до 4/5.
Длительный период дешевой нефти привел к тому, что в зарубежной Европе именно она заняла первую строчку в структуре потребления энергоресурсов, причем доля ее достигла 1/2. После энергетического кризиса середины 1970-х гг. многие полагали, что к концу XX в. она уменьшится до 1/4, однако этого не случилось — она осталась почти такой же большой.
Соответственно сохранилась и большая зависимость региона от импорта нефти. Если принимать в расчет только Западную Европу, то в 2005 г. в ней было потреблено 750 млн. т нефти, из которых собственная добыча составила 250 млн., а импорт достиг 500 млн. т (67% потребления). Зависимость Центрально-Восточной Европы от импорта нефти еще более велика. Зарубежная Европа снабжается нефтью из трех главных районов: 1) нефтегазоносного бассейна Северного моря; 2) развивающихся стран; 3) России (рис. 21).
Снабжение стран зарубежной Европы нефтью с промыслов Северного моря в первую очередь характеризует ту самую самообеспеченность этим видом топлива, о которой говорилось выше. Благодаря поставкам из Великобритании и Норвегии она оказывается довольно значительной, но в дальнейшем снизится.
Нефть из развивающихся стран Африки, Азии и Латинской Америки поступает в зарубежную Европу разными морскими путями, которые можно подразделить на средиземноморские и атлантические. По Средиземному морю поступает нефть из стран Юго-Западной Азии, транспортируемая по Суэцкому каналу, и из средиземноморских стран Северной Африки, прежде всего из Алжира и Ливии. Для ее переработки в портах Марселе, Генуе, Таррагоне, Триесте, Аугусте были построены крупные НПЗ, причем самый мощный нефтеперерабатывающий комплекс на этом фланге (60 млн. т в год) возник на Сицилии, выгодно расположенной на основных нефтяных трассах Средиземноморья. По просторам собственно Атлантического океана в зарубежную Европу поступает нефть из Юго-Западной Азии, Нигерии, Венесуэлы, некоторых других стран. Это привело к концентрации НПЗ в портах Роттердаме (80 млн. т в год), Антверпене, Лондоне, Ливерпуле, Гавре, Гамбурге и др.
Но концентрация нефтепереработки в морских портах была характерна только для начального этапа, охватывавшего 50—60-е гг. XX в. Затем — с целью приблизить ее к районам потребления — началось сооружение нефтепроводов от портов в глубь территории региона. На средиземноморском фланге таких нефтепроводов три: крупнейший из них начинается у Марселя и идет на север по долине Роны, два других берут начало в Генуе и Триесте и проходят через Альпы. На собственно атлантическом фланге два нефтепровода протягиваются к Рейну от Роттердама и Вильгельмсхафена. Благодаря этим трубопроводным системам крупными центрами переработки нефти стали Ингольштадт, Карлсруэ, Кёльн в Германии, районы итальянской Ломбардии и испанской Месеты.
Что же касается третьего важнейшего источника нефтеснабжения зарубежной Европы —России, то в этом смысле ее с полным основанием можно назвать преемницей Советского Союза, который в течение четырех десятилетий снабжал нефтью и нефтепродуктами социалистические страны Восточной Европы, а также экспортировал их в Западную Европу. Именно с этой целью был построен крупнейший магистральный нефтепровод «Дружба», создан морской «нефтяной мост» Новороссийск — Бургас, налажен экспорт нефти через порты Балтийского моря, в первую очередь через литовский Вентспилс.
Вся эта нефтеэкспортная инфраструктура продолжает действовать и теперь, хотя грузопотоки нефти несколько уменьшились. В середине 1990-х гг. по нефтепроводу «Дружба» более 40 млн. т нефти перекачивалось в Германию, Польшу, Чехию, Словакию, Венгрию и Югославию. Крупнейшим нефтеэкспортным портом России остается Новороссийск, но часть нефти продолжает вывозиться через Вентспилс, Херсон и Одессу.
В перспективе нефтеэкспортные возможности России должны еще больше возрасти, что связано в первую очередь с осуществлением двух больших проектов, первый из которых можно назвать северным, а второй— южным.
Северный проект заключается в строительстве Балтийской трубопроводной системы (БТС). Она должна обеспечить экспортный выход нефти из осваиваемого Тимано-Печорского нефтегазоносного бассейна, а также из Западной Сибири и Урало-Поволжья. С этой целью сооружены новые участки и расширены существующие нефтепроводы, связывающие северные районы Архангельской области с Ярославлем и далее с Киришами под Санкт-Петербургом. Отсюда нефтепровод прошел до нового морского терминала в Приморске (на берегу Финского залива), который был торжественно введен в строй в конце 2001 г. Этот нефтепровод «перехватит» значительную часть нефти, которая экспортировалась в зарубежную Европу через Вентспилс, что позволит избежать уплаты весьма высоких тарифов. Уже в 2003 г. его пропускная способность составила 12 млн. т, а в дальнейшем планируется увеличить ее до 42 (позднее до 50) млн. т.
Рис. 21. Снабжение зарубежной Европы нефтью
Южный проект связан со значительным расширением экспорта нефти (не только российской, но также казахстанской и азербайджанской) через черноморский порт Новороссийск. В соответствии с этим проектом также сооружены новые магистральные нефтепроводы, реконструированы действующие, а под Новороссийском, в Южной Озерейке, введен в строй большой нефтяной терминал. Первый танкер с казахстанской нефтью для Западной Европы вышел отсюда в октябре 2001 г.
Нужно, однако, учитывать и то, что некоторые из стран Центрально-Восточной Европы предпринимают шаги по уменьшению своей зависимости от импорта российской нефти, стараясь переориентироваться на импорт из развивающихся стран или реимпорт из стран Западной Европы. В качестве примера такого рода можно привести построенный еще в бывшей СФРЮ нефтепровод «Адриа», связавший район порта Риека с НПЗ этой страны, а затем получивший выход к Будапешту и Братиславе, т. е. фактически соединенный с южной ветвью нефтепровода «Дружба». Ныне нефть в Риеку поступает морским путем из Ирана и (в количестве до 30 млн. т в год) идет на НПЗ Хорватии, Боснии, Венгрии, Словакии, Австрии — взамен или в дополнение к нефти, поступающей сюда по нефтепроводу «Дружба». Второй пример такого же рода — сооружение в середине 1990-х гг. нефтепровода «Меро» (длина 350 км, пропускная способность 10 млн. т), который связал Ингольштадт (Бавария) с районом Западной Чехии, где заканчивается южная ветвь нефтепровода «Дружба». В результате теперь нефть в Чехию поступает не только с Востока, но и с Запада. При этом нужно учитывать и то, что в Евросоюзе, куда вскоре войдут многие из стран ЦВЕ, действует положение, по которому его члены не могут зависеть от поставок энергоресурсов из одного источника более чем на 30%.
Крупнейшим в зарубежной Европе потребителем импортной нефти была и остается Германия. В этой стране потребляется 130— 140 млн. т нефтепродуктов в год, а поступают они в основном с германских же НПЗ, имеющих мощность по прямой перегонке в 110 млн. т. Однако география импорта нефти в последние десятилетия изменилась весьма сильно. До энергетического кризиса середины 1970-х гг. главными ее поставщиками в ФРГ были Ливия и Саудовская Аравия, а в конце
1990-х гг. ими стали Россия (25 млн. т), Норвегия (22 млн.т) и Великобритания (17 млн. т). Кроме того, Германия ввозит нефть также (в порядке убывания) из Ливии, Сирии, Казахстана, Саудовской Аравии, Алжира, Анголы, Дании, Нигерии, Конго, Венесуэлы, Азербайджана, Нидерландов и Туниса.
Несмотря на то что в топливоснабжении зарубежной Европы первое место остается за нефтью, особенно большое внимание в последнее время привлекают вопросы, связанные с обеспечением потребностей этого региона в природном газе. Этот повышенный интерес объясняется многими общими причинами — устойчивой конкурентоспособностью газа на мировом рынке энергоресурсов, его экологическими преимуществами, удобством транспортирования, освоением новых прогрессивных технологий и др. Потребление природного газа в зарубежной Европе давно уже имеет тенденцию к непрерывному росту и к 2005 г. достигло почти 550 млрд. м3. Это означает, что газовый рынок зарубежной Европы по объему годового потребления (более 20% мирового) уступает только рынкам Северной Америки (31%) и стран СНГ (24%). Соответственно и доля природного газа в энергопотреблении зарубежной Европы увеличилась с 2% в 1960-х гг., 8% в 1970 г. и 14% в 1980 г. до примерно 25% в 2005 г. При этом главными импортерами были и остаются Германия (90 млрд. м3 в год), Италия (65 млрд.) и Франция (45 млрд.). Согласно прогнозу газового баланса зарубежной Европы, к 2015 г. спрос на природный газ в этом регионе может возрасти до 640 млрд. м3 (в том числе в Западной Европе — до 500 млрд. и в Центрально-Восточной — до 140 млрд. м3).
Зарубежная Европа снабжается природным газом из четырех главных районов: 1) Нидерландов, 2) нефтегазоносного бассейна Северного моря, 3) стран Северной Африки, 4) России. По данным Международного энергетического агентства (МЭА), в конце 1990-х гг. на европейском газовом рынке соотношение этих четырех регионов было следующим: голландским газом удовлетворялось 25% потребностей, норвежским — 17, североафриканским — 17 и российским — 41%. Следовательно, самообеспеченность зарубежной Европы природным газом (первые два показателя) можно оценить в 42%, а степень ее импортной зависимости — в 58%. Со временем, однако, эта зависимость будет, по всей вероятности, возрастать, что открывает новые возможности и перед Россией, и перед Северной Африкой.
Кратко охарактеризуем каждый из четырех источников газоснабжения стран зарубежной Европы.
Нидерланды начали экспортировать природный газ в 1960-х гг. — после освоения гигантского месторождения Слохтерен в провинции Гронинген. Со временем для транспортирования этого газа были построены газопроводы Слохтерен — Брюссель, Слохтерен — Гамбург и так называемый Трансъевропейский, проложенный через территории ФРГ, Швейцарии до района Милана в Северной Италии (длина его 810 км). Эта система газоснабжения продолжает работать и в наши дни, но возможности увеличения поставок голландского газа специалисты считают уже довольно ограниченными. В 2005 г. Нидерланды экспортировали 50 млрд. м3 природного газа.
Из стран, добывающих природный газ в акватории Северного моря, как уже было отмечено, главная роль принадлежит Норвегии. Она экспортирует около 70 млрд. м3 газа в Германию, Великобританию, Бельгию, Австрию, Испанию, Чехию и ведет соответствующие переговоры с Данией, Швецией, Польшей, Словакией и Венгрией. Все время увеличивая свои экспортные поставки, Норвегия была и продолжает оставаться главным конкурентом российского «Газпрома» на газовом рынке зарубежной Европы. После сооружения газопровода «Интерконнектор» в континентальную Европу стал поступать и британский газ.
Рис. 22. Экспорт сжиженного природного газа из Северной Африки в Западную Европу (по Л. В. Деточенко)
Среди стран Северной Африки специализацию на экспорте природного газа в зарубежную Европу имеют Алжир и Ливия, обладающие очень большими запасами этого вида топлива при довольно низком уровне собственного потребления. Однако доля Ливии в этом экспорте сравнительно невелика. Что же касается Алжира, то он экспортирует около 60 млрд. м3 газа, причем в перспективе эти объемы вполне могут возрасти. Природный газ из Алжира экспортируется в Европу и в сжиженном виде, и по газопроводам.
Алжир еще в 1960-е гг. стал первой страной в мире, начавшей экспортировать сжиженный природный газ (СПГ), и в 70— 80-х гг. XX в. здесь была создана соответствующая довольно мощная инфраструктура: были обустроены крупные газовые месторождения, построены заводы по сжижению газа, газоэкспортные терминалы. В середине 1990-х гг. СПГ из Алжира по долгосрочным контрактам и разовым сделкам получали Франция, Бельгия, Испания, Италия, Великобритания, Германия, где были оборудованы терминалы по приему СПГ (рис. 22). Позднее алжирский СПГ стал поступать и в Турцию. Кроме того, для транспортирования алжирского газа в Италию в 1982 г. был построен Транссредиземноморский газопровод длиной 2,5 тыс. км, на протяжении 600 км проходящий по морскому дну. В середине 1990-х гг., после сооружения новых ниток этого газопровода, его пропускная способность была значительно увеличена. Тогда же был введен в эксплуатацию еще один магистральный газопровод — «Магриб — Европа» длиной 1400 км. Он соединил газовые месторождения Алжира с Испанией (Кордова) через Гибралтарский пролив. Труба была проложена на глубине 400 м по дну этого пролива, откуда пришлось убрать остовы многочисленных судов, затонувших здесь во время Второй мировой войны. Встретившиеся на пути подводные впадины засыпали камнем, специально доставленным из Норвегии.
К сказанному можно добавить, что начались поставки природного газа в Европу из Египта. Из стран Тропической Африки в поставки СПГ включилась Нигерия. А на очереди еще страны Юго-Западной Азии, прежде всего ОАЭ и Катар, которые уже начали транспортировать сжиженный газ в Европу и намечают увеличение его поставок. Кроме того, начато сооружение газопровода из Ирана (через территорию Турции) в Грецию и Италию.
Четвертым крупным поставщиком природного газа в зарубежную Европу была и остается Россия, значительно превосходящая по объему поставок и Норвегию, и Нидерланды, и Алжир. Уже в конце 1990-х гг. российские поставки, осуществляемые «Газпромом», достигли 120 млрд. м3 (в том числе в Западную Европу — около 80 млрд. и в Центрально-Восточную — более 40 млрд. м3). Крупнейшими импортерами российского природного газа стали: Германия (33 млрд. м3), Италия (17 млрд.), Франция (11 млрд.), Чехия (8 млрд.), Польша, Венгрия и Словакия (по 7 млрд. м3). Кроме того, этот газ получают Финляндия, Австрия, Швейцария, Румыния, Болгария, Сербия и Черногория, Хорватия, Словения, Босния и Герцеговина, Греция, Турция. Добавим, что российский газ получают также Украина (55 млрд. м3) и Белоруссия (15—17 млрд. м3). Для снабжения природным газом сначала Восточной, а затем и Западной Европы еще в советское время были сооружены крупнейшие магистральные газопроводы «Союз» и «Братство», западные отрезки которых проходят через территорию Украины. Один газопровод был проложен через Выборг в Финляндию (рис. 23).
Рис. 23. Основные газопроводы из России и стран СНГ в Европу
В 2005 г. объем перекачки газа в зарубежную Европу составил уже 140 млрд. м3. Это значит, что «Газпром» ныне удовлетворяет 26% потребностей 25 европейских стран в природном газе, обеспечивая 40% его общеевропейского импорта. К 2010 г. эти поставки предположительно возрастут до 200—230 млрд. м3. Отсюда вытекает необходимость сооружения новых магистральных газопроводов. Важнейшие из них — «Ямал — Европа», Североевропейский и «Голубой поток».
Идея сооружения трансконтинентального газопровода «Ямал — Европа» с проектной пропускной способностью 70—75 млрд. м3 зародилась еще в 1980-х гг., а осуществление ее началось в середине 1990-х гг. с расчетом на завершение к 2010 г. (рис. 23). Согласно проекту, трасса этой магистрали берет начало у Бованенковского месторождения на п-ове Ямал и затем на протяжении 2870 км проходит по территории России: до Торжка должны быть проложены три нитки, а далее, до границы с Белоруссией, две нитки газопровода. Белорусский (575 км) и польский (682 км) его отрезки также планируются двухниточными. От германского пограничного города Франкфурт-на-Одере газопровод пройдет в трех направлениях: на северо-запад, с выходом в Данию, на запад, с выходом во Францию и Бельгию, и на юго-запад, с выходом в Австрию, Швейцарию и Италию. Для приема этого газа в Германии уже построены новые газопроводы «Стегал», «Медал», «Ягал» и «Видал», которые можно рассматривать как составные части газопроводной системы «Ямал — Европа». В стране подготовлены десятки крупных подземных газохранилищ общей емкостью более 15 млрд. м3.
В 2005 г. строительство этого газопровода, рассчитанного на прокачку 33 млрд. м3 газа в год, было завершено.
Как этот, так и другие существующие газопроводы проходят через территории Белоруссии и Украины, причем за транзит России приходится платить. Важно и то, что западноевропейские страны покупают российский газ по цене 160 долл. за 1000 м3, а страны ближнего зарубежья по вдвое более низкой. Когда же в 2005 г. «Газпром» решил продавать газ Украине по цене, приближенной к мировой, это привело к острому «газовому» конфликту между двумя странами. Поэтому уже давно родилась идея соединить единые газопроводные системы России и Западной Европы напрямую, без стран-посредников.
Теперь эта идея осуществляется с помощью Североевропейского газопровода (СЕГ), соглашение о строительстве которого между «Газпромом» (51% акций) и западноевропейскими концернами было подписано в 2005 г. На европейском газовом рынке к 2010 г. ожидается рост потребления газа сверх уже заключенных долгосрочных контрактов в объеме порядка 100 млрд. м3. Действующие в настоящее время экспортные газопроводы из России в Европу не смогут в полной мере удовлетворить растущий спрос. Для решения этого вопроса и повышения надежности поставок российского газа на экспорт и задумано сооружение СЕГ, которое, по расчетам, обойдется в 5,7 млрд. долл. Согласно проекту, пропускная способность СЕГ должна составить 55 млрд. м3 в год, что позволит обеспечить 10% всех потребностей Западной Европы. Основной сырьевой базой нового газопровода должно послужить Южнорусское газонефтяное месторождение с запасами в 1 трлн. м3, расположенное в Ямало-Ненецком автономном округе.
Рис. 24. Североевропейский газопровод
Трасса СЕГ состоит из двух основных частей — сухопутной и морской. До г. Грязовец в Вологодской области газ пойдет по одному из действующих магистральных газопроводов. Новый отрезок Грязовец — Выборг длиной 917 км уже строится. От Выборга начнется морской участок СЕГ (1200 км), который пройдет по дну Балтийского моря до немецкого Грайфсвальда (рис. 24). Сначала будет проложена первая нитка пропускной способностью 27,5 млрд. м3 в год, за ней — вторая. Первая нитка будет закончена к середине 2010 г. Предусмотрено также сооружение морского отвода для подачи газа в Швецию, а затем и продление основной линии в Бельгию, Нидерланды и Великобританию.
В более отдаленной перспективе в качестве дополнительной сырьевой базы для снабжения СЕГ предполагается использовать другие месторождения п-ова Ямал и Штокмановское газоконденсатное месторождение в Баренцевом море с запасами 3,2 трлн.м3 и проектной добычей 70—95 млрд. м3 в год. Часть этого запаса газа будет подвергаться сжижению, а часть может пойти на подпитку СЕГ.
Проект, получивший название «Голубой поток», предусматривает поставки российского газа в Турцию (а через ее территорию, возможно, в Грецию и Италию). Его разработка была вызвана экономическим бумом в Турции, потребности которой в газовом топливе начали быстро возрастать и, по расчетам, в 2010— 2020 гг. должны превысить 80 млрд. м3 в год. Природный газ из России в Турцию уже поступает по Трансбалканскому газопроводу в объеме 8 млрд. м3 в год, но «Голубой поток» рассчитан на прокачку 16 млрд. м3. Этой пропускной способности он должен достигнуть в 2008 г., а всего же за 25 лет, предусмотренных контрактом, в Турцию должно поступить 365 млрд. м3 природного газа на общую сумму 25 млрд. долл. С расчетом на его потребление началось сооружение крупных ТЭС, намечается газифицировать большинство областей (вилайетов) страны.
Снабжать газом эту систему должно месторождение Заполярное на севере Западной Сибири. Для этого предполагается использовать уже существующие магистральные газопроводы, соединяющие его через Уренгой, Чебоксары, Починки со Ставропольским краем (другой вариант транспортирования — через Кунгур и территорию Казахстана). А собственно «Голубой поток», имеющий протяженность 1213 км, состоит из трех главных участков (рис. 25). Первый из них — сухопутный участок Изобильный — Джубга, второй — морской, проходящий по дну Черного моря, а третий — еще один сухопутный, соединяющий турецкий порт Самсун с Анкарой. Первый и третий участки трассы были сооружены еще в 2000— 2001 гг., а второй закончили прокладывать в конце 2002 г. Морской участок имеет длину 393 км. Специалисты полагают, что он стал самым глубоководным в мире, поскольку на его пути встречаются глубины до 2600 м. Прокладку морской нитки газопровода осуществила итальянская фирма ENI, уже имевшая опыт подобных работ в Средиземном и Северном морях, в Мексиканском заливе.
Рис. 25. Газопровод «Голубой поток»
Нужно, однако, иметь в виду, что в связи с «Голубым потоком» возникли и некоторые довольно сложные проблемы. Во-первых, пока шло проектирование и сооружение газопровода, экономический подъем в Турции сменился спадом. Во-вторых, сам «Газпром» начал испытывать недостаток газа, так как три главных эксплуатируемых им месторождения-гиганта (Уренгойское, Медвежье и Ямбургское) уже вступили в стадию существенного сокращения добычи; только в 1999—2000 гг. она уменьшилась на 35 млрд. м3. В-третьих, на газовом рынке Турции начали или собираются начать конкурировать с Россией Иран, Азербайджан, Туркмения, а также Египет и Нигерия (СПГ). В-четвертых, экологи высказывают опасение, что металлические трубы газопровода (даже снабженные бетонной рубашкой) не смогут долго выдерживать огромное давление воды, да еще в сочетании с активной сероводородной средой. В-пятых, они же указывают на то, что может пострадать от загрязнения расположенный по соседству с Джубгой курортный район. И это не говоря уже о том, что стоимость «Голубого потока» составила почти 4 млрд. долл. В результате Турция вообще попыталась отказаться от импорта российского газа. Чтобы обеспечить полную загрузку уже построенного газопровода, «Газпрому» пришлось договориться с ней о вложении денег в сооружение потенциальных потребителей газа — электростанций, газораспределительных сетей и др.
В общеевропейской системе энергоснабжения все большую роль начинает играть экспорт и импорт электроэнергии. Достаточно сказать, что только в странах Европейского союза уже к началу XXI в. он достиг 250 млрд. кВт-ч, или 10% от общего производства электроэнергии странами Союза. При этом в качестве крупнейших экспортеров электроэнергии выступают Франция (80 млрд. кВт • ч), Швейцария (33 млрд.) и Германия (43 млрд.), а в качестве главных ее импортеров — Германия (48 млрд.), Швейцария (28 млрд.) и Нидерланды (20 млрд. кВт-ч).
Для обмена электроэнергией в зарубежной Европе созданы две крупные объединенные энергосистемы. Первая из них — «Союз по координации производства и передачи электроэнергии» (UCPTE) — объединяет электростанции 15 стран Западной и Южной Европы суммарной мощностью более 400 млн. кВт. Вторая —Nordel— объединяет электростанции пяти стран Северной Европы суммарной мощностью в 60 млн. кВт. Страны Восточной Европы и СССР до начала 1990-х гг. имели свою Объединенную энергосистему «Мир» суммарной мощностью в 230 млн. кВт с Центральным диспетчерским управлением в Праге. Для передачи электроэнергии из СССР в страны Восточной Европы было сооружено несколько ЛЭП высокого и сверхвысокого напряжения. Однако после распада социалистической системы и Советского Союза энергосистема «Мир» перестала существовать, а Польша, Венгрия, Чехия, Словакия создали свое энергообъединение «Централ» (60 млн. кВт). Отдельно стала работать и Единая энергосистема (ЕЭС) России с суммарной мощностью электростанций 220 млн. кВт.
В 1990-х гг., после падения «железного занавеса», интеграционные тенденции в электроэнергетике Европы заметно возросли, причем проследить их можно по трем направлениям. Во-первых, это стремление к созданию единой энергосистемы всей зарубежной Европы (за пределами стран СНГ). Во-вторых, это уже неоднократно предпринимавшиеся попытки формирования объединенной энергетической системы стран СНГ под условным названием «Евразия». О степени реализации этой идеи может свидетельствовать тот факт, что к началу 2002 г. РАО «ЕЭС России» удалось восстановить параллельную работу энергосистемы со всеми остальными странами СНГ и со странами Балтии. И в-третьих, это увеличение обмена
электроэнергией между Восточной и Западной Европой. В системе этого «электроэнергетического моста» России отводится роль крупнейшего потенциального экспортера электроэнергии. Во всяком случае, по данным РАО «ЕЭС России», страна уже сейчас имеет возможность экспортировать как минимум 40—50 млрд. кВт • ч электроэнергии в год (а как максимум 100—150 млрд.).
Осуществление всех этих проектов открыло бы возможность создания «Общеевропейского энергетического дома», вполне созвучного идеям принятой в 1991 г. Европейской энергетической хартии и заключенного позднее на ее основе договора, который имеет юридическую силу во всех присоединившихся к нему 50 государствах. Большинство из них уже ратифицировало этот важный договор. Это относится и к странам СНГ.
- Тема 1 зарубежная европа
- 1. Зарубежная Европа в современном мире
- 2. Политическая карта и субрегионы зарубежной Европы
- 3. Европейский союз: уроки интеграции
- 4. Полезные ископаемые зарубежной Европы: размеры запасов и закономерности размещения
- 5. Польдеры и дамбы в Нидерландах
- 6. Зарубежная Европа: проблемы воспроизводства населения
- 7. Зарубежная Европа: обострение межнациональных отношений
- 8. Распад Югославии и его последствия
- 9. Зарубежная Европа как регион трудовых миграций населения
- 10. Крупнейшие городские агломерации и мегалополисы зарубежной Европы
- 11. Нефтегазоносный бассейн Северного моря
- 12. Зарубежная Европа: сдвиги в географии энергопотребления
- 13. «Нефтегазовый мост» Каспий — Европа
- 14. Районы и центры черной металлургии в зарубежной Европе
- 15. Автомобильная промышленность зарубежной Европы
- 16. Специализация сельского хозяйства зарубежной Европы
- 17. Высокоскоростные железнодорожные магистрали зарубежной Европы
- 18. Туннели в Альпах
- 19.Евротуннель под Ла-Маншем
- 20.На пути к единой транспортной системе Европы
- 21. Портово-промышленные комплексы зарубежной Европы
- 22.Технопарки и технополисы Западной Европы
- 23. Туристско-рекреационные районы зарубежной Европы
- 24.Загрязнение окружающей среды в зарубежной Европе
- 25.Меры по охране окружающей среды в зарубежной Европе
- 26.Охраняемые природные территории в зарубежной Европе
- 27. Объединение Германии: экономико-социально-географические проблемы