logo search
Geografia

32. Экономико-географическая характеристика Центрально-Черноземного экономического района

Состав района: Белгородская, Воронежская, Курская, Липецкая и Тамбовская области.

Площадь — 167,7 тыс. кв. км, население - 7,8 млн человек.

Отрасли хозяйственной специализации: добыча же­лезной руды, черная металлургия, машиностроение, хи­мическая и пищевая промышленность, производство зерна, сахарной свеклы, мяса и др. сельскохозяйствен­ной продукции.

Экономико-географическое положение. ЦЧР распо­ложен между промышленно развитыми Центральным, Донецко-Приднепровским (Украина), Северо-Кавказ­ским и Поволжским районами.

Природные условия (равнинный рельеф, умеренно континентальный климат, плодородные черноземные почвы) благоприятны для сельскохозяйственного про­изводства.

Природные ресурсы. Железные руды Курской магнит­ной аномалии (КМА) высокого качества, велики по запа­сам, залегают на небольшой глубине. Кроме железных руд КМА, большое хозяйственное значение имеют мел, известняки, цементное сырье, фосфориты (Щитровское ме­сторождение), бокситы (Висловское месторождение).

Население. ЦЧР густо заселен — средняя плотность населения составляет 46 человек на 1 кв. км. Высок удельный вес (до 40%) сельских жителей. Промышлен­ность и сельское хозяйство хорошо обеспечены рабочей силой.

Промышленность. Ведущие отрасли промышленнос­ти района — железорудная и металлургическая. Добыча и обогащение железной руды КМА ведется на крупных ка­рьерах и мощных горно-обогатительных комбинатах (Ми­хайловский, Лебединский, Стойлинский, Яковлевский и Гостищевский ГОКи). Железная руда КМА широко ис­пользуется не только в металлургии самого ЦЧР (Ново­липецкий металлургический комбинат, Липецкий завод «Свободный Сокол», Оскольский электрометаллургичес­кий комбинат), но и на заводах Центра, Урала и других районов России.

С черной металлургией тесно связано машинострое­ние. В ЦЧР в равной мере хорошо развиты отрасли тя­желого, металлоемкого машиностроения (производство экскаваторов, кузнечно-прессового и горнообогатитель­ного оборудования в Воронеже, паровых котлов в Бел­городе, тяжелых станков и тракторов в Липецке и др.) и точного, квалифицированного машиностроения (про­изводство вычислительных машин и электроаппарату­ры в Курске, телевизоров и радиоприемников в Вороне­же, химических приборов в Тамбове и др.).

Химическая промышленность. Ее ведущие отрас­ли — производство синтетического каучука и автомо­бильных шин (Воронеж), химических волокон (Курск), моющих средств (Шебекино), красителей (Тамбов), азот­ных удобрений (Липецк), в основном используют при­возное сырье (нефть, газ).

Пищевая промышленность (сахарная, мукомольно-крупяная, крахмало-паточная, спиртовая, мясная, мас­лобойная, масло- и сыродельная и др.), напротив, пол­ностью основана на использовании (переработке) мест­ного сельскохозяйственного сырья.

Среди других отраслей промышленности выделяется цементная (Белгород, Липецк и др.).

Топливно-энергетическая промышленность. ЦЧР беден топливно-энергетическими ресурсами. Основу его энергетического хозяйства составляет атомная энерге­тика (Нововоронежская и Курская АЭС).

Сельское хозяйство. ЦЧР — один из крупнейших сель­скохозяйственных районов России. Ведущая отрасль сель­ского хозяйства - земледелие. Его профилирующие от­расли — производство зерна и картофеля, технических, овощных, плодовых и ягодных культур. Важнейшая зер­новая культура — озимая пшеница. Выращивают также кукурузу, ячмень, просо, рожь, овес и гречиху. Главные технические культуры - сахарная свекла и подсолнеч­ник.

Посевы сахарной свеклы более всего распространены в Белгородской, Курской и Воронежской областях, под­солнечника - в Тамбовской области.

Животноводство. ЦЧР имеет мощную кормовую базу в виде сельскохозяйственных культур (корнеплоды, ку­куруза, картофель и пр.) и многочисленных отходов пи­щевой промышленности. Профилирующие отрасли жи­вотноводства — молочно-мясное скотоводство, свиновод­ство и птицеводство. По производству мяса на душу населения ЦЧР превосходит все районы федерации.

Транспорт и хозяйственные связи. Основным видом транспорта в транспортной системе района является железнодорожный (на его долю приходится более 95% отправления грузов), обеспечивающий его хозяйствен­ные связи и выполняющий транзитные функции. По тер­ритории района проходят: важные железнодорожные ма­гистрали, соединяющие Центр России с Украиной, По­волжьем, Северным Кавказом и другими районами (Мос­ква - Курск - Белгород - Харьков, Москва - Воронеж - Лиски — Ростов, Москва — Елец — Валуйки — Донбасс, Москва — Мичуринск — Тамбов — Саратов, Волгоград — Поворино — Грязи — Орел — Рига, Харьков — Лиски — Балашов, Воронеж - Курск - Киев), крупные автостра­ды в том же направлении (Москва — Симферополь, Мос­ква — Воронеж - Ростов-на-Дону, Москва — Тамбов — Волгоград), магистральные трубопроводы из Западной Сибири, Поволжья, Северного Кавказа и стран Средней Азии. Существенное значение для района имеет и воз­душный транспорт. Речной транспорт развит слабо. Един­ственная судоходная магистраль — Дон с притоками Северским Донцом и Хопром.

В межрайонном грузообороте ввоз грузов превышает вывоз. В большом количестве завозятся топливо, уголь, лес и пиломатериалы, различное оборудование, в струк­туре вывоза преобладают продукция сельского хозяй­ства и пищевой промышленности, железная руда, чу­гун и сталь, строительные материалы.