logo
Geografia

33. Экономико-географическая характеристика Волго-Вятского экономического района

Состав района: Кировская и Нижегородская облас­ти, республики Марий Эл, Мордовия и Чувашия.

Площадь района 265,4 тыс. кв. км, население — 8,4 млн человек,

Отрасли хозяйственной специализации: точное и транспортное машиностроение, лесная и химическая промышленность, скотоводство молочного и молочно-мясного направления.

Экономико-географическое положение. Местополо­жение района на Волге, между экономически развитыми Центральным, Уральским и Поволжским районами, бла­гоприятно сказывается на развитии его производитель­ных сил.

Природные условия. Равнинный рельеф благопри­ятствует хозяйственному строительству. Термическая и влагообеспеченность достаточны для повсеместного вы­ращивания серых хлебов, кормовых культур, картофе­ля, овощей, а на юге — и более теплолюбивых культур. Преобладают кислые дерново-подзолистые и серые лес­ные почвы.

Природные ресурсы. Хозяйственное значение име­ют фосфориты (Вятско-Камское месторождение) торф, горючие сланцы, минерально-строительное сырье (гипс, известняки, кварцевые пески, доломиты), водные (реки Волга, Вятка, Ока и Ветлуга) и лесные ресурсы.

Население отличается пониженной долей русских (до 80%), наряду с которыми в районе проживают чуваши, марийцы, мордва, татары. Средняя плотность населе­ния ВВЭР - 31,5 чел. на 1 кв. км. Около 70% его жите­лей сосредоточено в городах. Трудовые ресурсы харак­теризуются высокой производственной квалификацией.

Промышленность. Ведущая отрасль промышленно­сти ВВЭР — машиностроение. В составе машинострои­тельного комплекса преобладают отрасли квалифици­рованного, точного (производство фрезерных и дерево­обрабатывающих станков, электроизмерительных при­боров, телевизоров, инструментов и др.), транспортного и сельскохозяйственного машиностроения. Транспортное машиностроение представлено в районе производ­ством легковых и грузовых автомобилей (Нижний Нов­город), автобусов (Павлово-на-Оке), самосвалов (Саранск), моторов (Заволжье), речных судов (Нижний Новгород), сельскохозяйственное — производством трак­торов (Чебоксары).

Местные передельные заводы (Омутнинский, Выксунский, Нижегородский и др.) лишь частично удовлетво­ряют потребности района в металле. Металл в большом количестве завозится с Урала и других районов.

Стекольная промышленность (г. Бор) выпускает техническое (автомобильное) и оконное стекло, тек­стильная — технические и льняные ткани (Нижний Новгород).

Лесная промышленность. ВВЭР — один из главных районов лесозаготовок, лесопиления, деревообработки (производство фанеры, мебели, спичек и др.), производ­ства целлюлозы, бумаги, картона, продукции лесохи­мии (канифоль, скипидар, спирты, лаки и др.). Круп­ные целлюлозно-бумажные комбинаты находятся в Балахне, Волжске, Правдинске.

Химическая промышленность. На привозном сырье (нефть и газ) создан мощный химический комплекс, включающий производство углеводородных соединений, резино-технических изделий, автомобильных шин, ис­кусственных кож, пластмасс, минеральных удобрений (Киров, Саранск, Дзержинск).

Топливно-энергетическая промышленность. Масш­табы добычи местного топлива (торф, сланцы) и произ­водства электроэнергии (Нижегородская и Чебоксар-ская ГЭС, Балахнинская ГРЭС и др.) не покрывают все по­требности района. Много топлива (уголь, нефть, газ) и электроэнергии поступает из других районов.

Среди отраслей легкой промышленности выделяется производство кожевенно-обувных и меховых изделий (Киров).

Сельское хозяйство. Ведущая отрасль сельского хо­зяйства ВВЭР - животноводство. Его профилирующие отрасли — скотоводство молочного и молочно-мясного направления, свиноводство. Важное хозяйственное зна­чение имеют овцеводство (мясо-шерстного и шубного направлений), кролиководство, птицеводство и пчело­водство.

В растениеводстве велик удельный вес кормовых куль­тур, картофеля. Основная зерновая культура — озимая рожь, основная техническая - лен-долгунец. На севере района выращивают также овес и ячмень, на юге — яро­вую пшеницу, гречиху и сахарную свеклу.

Транспорт и хозяйственные связи. Район распола­гает всеми видами транспорта. При наибольшем значе­нии железнодорожного транспорта в межрайонных и внутрирайонных перевозках велик удельный вес речно­го транспорта (самый высокий из всех районов). Маги­стральные железнодорожные линии (Москва - Нижний Новгород — Киров — Пермь, Москва — Арзамас — Ка­зань, Нижний Новгород - Саранск - Пенза, Санкт-Пе­тербург — Котельнич - Киров — Пермь) связывают Вол­го-Вятский район с Центральным, Поволжским, Ураль­ским, Северо-Западным районами. Железнодорожный транспорт тесно взаимодействует с речным (судоходные реки - Волга, Ока, Вятка, Ветлуга). Крупнейшие реч­ные порты — Нижний Новгород, Чебоксары. Из автомо­бильных путей выделяется магистраль Москва — Ниж­ний Новгород — Казань. По территории района прохо­дит несколько газопроводов и нефтепроводов, обеспечи­вающих поступление нефти и газа из Поволжья, Урала и Западной Сибири (нефтепроводы из Альметьевска и газопроводы из Уренгоя к Нижнему Новгороду и др.).

Ввоз в Волго-Вятский район превышает вывоз. В рай­он ввозятся нефть, газ, каменный уголь, прокат черных и цветных металлов, зерно и др., вывозятся лес и лесо­материалы, автомобили, станки, трактора, речные суда, бумага, картон, меховые изделия, изделия легкой про­мышленности, продукция химической индустрии (минеральные удобрения и пр.). В международном разде­лении труда район участвует в основном продукцией машиностроения, главным экспортером продукции ко­торого выступает Нижегородская область.

34. Экономико-географическая характеристика Северо-Западного экономического района

Состав района: Ленинградская, Новгородская и Псков­ская области, город Санкт-Петербург.

Площадь — 196,5 тыс. кв. км, население — 7,9 млн человек. Плотность 40,3 чел. на 1 кв. км.

Отрасли хозяйственной специализации: точное ма­шиностроение, судостроение, химическая и текстиль­ная промышленность, льноводство. Одна из важнейших хозяйственных функций района — осуществление внеш­неторговых связей.

Экономико-географическое положение Северо-За­падного района характеризуют приморское (побережье Балтики) и пограничное положение с Белоруссией, промышленно развитыми странами Балтии, Центральным районом, богатым сырьевыми и топливными ресурсами Северным районом.

Природные условия. Подзолистые, заболоченные по­чвы лесной зоны в условиях короткого, дождливого и прохладного лета малопригодны для интенсивного раз­вития земледелия, но могут быть использованы для вы­ращивания скороспелых зерновых, кормовых культур, льна-долгунца, овощей и картофеля.

Природные ресурсы. Хозяйственное значение име­ют бокситы (Тихвинское месторождение), фосфориты (Кингисеппское месторождение), огнеупорные глины (Боровичское месторождение), известняки, сланцы, торф, биологические (рыбные) и лесные ресурсы.

Население. Доля городского населения в районе (87%) — самая высокая в России. Около 90% жителей района сосредоточено в Санкт-Петербурге и в Ленин­градской области. Район располагает высококвалифи­цированными кадрами рабочих и служащих, мощной системой проектно-конструкторских и опытно-экспери­ментальных институтов и заводов.

Промышленность. Благодаря выгодному ЭГП и воз­можности использования привозного сырья и топлива в районе сложились разносторонне развитые машино­строительная, химическая и текстильная промышлен­ность.

Машиностроение Северо-Запада отличают трудоем­кость и техническая сложность производства. Предпри­ятия отрасли выпускают турбины, генераторы и атом­ные реакторы (заводы «Электросила», Металлический, Невский, Ижорский), продукцию оптико-механической, электронной и радиотехнической промышленности, раз­нообразные приборы и станки. Машиностроительный комплекс включает также судостроение (Балтийский, Адмиралтейский, Невский и др. заводы), вагонострое­ние, тракторостроение (Кировский завод), производство полиграфических машин и др. Подавляющая часть пред­приятий машиностроительного комплекса размещает­ся в Санкт-Петербурге.

Химическая промышленность представлена в рай­оне производством синтетических смол и пластмасс, хи­мических волокон, резино-технических изделий, лаков, красок, щелочей, кислот, фармацевтических препара­тов (предприятия расположены в Санкт-Петербурге, Новгороде, Киришах), фосфорных (Санкт-Петербург, Кингисепп, Волхов) и азотных (Новгород) удобрений.

Текстильная промышленность. Район производит льняные (на собственной сырье), хлопчатобумажные, шерстяные, шелковые и синтетические ткани (Санкт-Петербург, Псков, Новгород).

Большое значение для экономики района также име­ют алюминиевая (Волхов, Бокситогорск, Пикалево, Тих­вин), деревообрабатывающая (производство фанеры, ме­бели, спичек и т. д.) и целлюлозно-бумажная, рыбная и маслодельная, стекольная и фарфоро-фаянсовая промыш­ленность, производство обуви и меховых изделий.

Топливно-энергетическая промышленность. Большая часть потребности в топливе (уголь, нефть, природный газ) удовлетворяется за счет поступления из других районов. Интенсивно используется и местное топливо (торф, слан­цы). В производстве электроэнергии велика роль тепло­вых (Ленинградская ТЭЦ, Псковская, Северная ГРЭС и др.) и атомных (Ленинградская АЭС) электростанций.

Сельское хозяйство. Ведущие направления в сель­ском хозяйстве — молочное животноводство и свиновод­ство, выращивание картофеля, овощей и льна. В земле­делии высок удельный вес кормовых культур (1/2 посе­вов), доля зерновых невелика. Основная зерновая куль­тура — озимая рожь. Выращивают также овес, ячмень и яровую пшеницу. Сельское хозяйство Северо-Запада находится под непосредственным воздействием Санкт-Петербурга - большая часть посевов картофеля и ово­щей, молочное животноводство, свиноводство и птице­водство сосредоточены в ближайшей к городу зоне. Лен, помимо Ленинградской, возделывается в Псковской и Новгородской областях. Собственной сельскохозяйствен­ной продукции району не хватает. Исключение — льно­водство, имеющее межрайонное значение.

Транспорт и хозяйственные связи. Транспорт ока­зывает большое влияние на развитие хозяйства райо­на. Наибольшее значение имеют железнодорожный и морской транспорт. Санкт-Петербург — второй по объе­му грузооборота железнодорожный узел России (после Московского), связан с Москвой, с европейским Севером и Уралом (Санкт-Петербург - Череповец - Волог­да — Пермь, Санкт-Петербург — Мурманск и др.). стра­нами Балтии, Скандинавии, Калининградом (Санкт-Пе­тербург - Хельсинки), с Украиной, Белоруссией и др. (всего от него отходит 12 магистралей).

В межрайонных связях велика роль речного транс­порта - Волго-Балтийская и Мариинская речные систе­мы соединяют Северо-запад с Центральным, Волго-Вят­ским, Поволжским и Уральским районами.

Морской транспорт региона осуществляет каботаж­ные перевозки и внешнеэкономические связи со стра­нами Европы и Америки.

Ввоз грузов в район значительно превосходит вывоз. Район ввозит в основном нефть, газ, каменный уголь, нефелины, лес и лесоматериалы, металлы, строитель­ные материалы; вывозит продукцию машиностроения, химической, лесной, деревообрабатывающей, целлюлоз­но-бумажной и легкой промышленности.

35. Северный экономический район

Состав района: Архангельская (с Ненецким автоном­ным округом), Вологодская и Мурманская области, рес­публики Карелия и Коми.

Площадь — 1,5 млн кв. км, население — 5,8 млн че­ловек.

Отрасли хозяйственной специализации: горнодобы­вающая, химическая, лесная и пищевая промышлен­ность, черная и цветная металлургия.

Экономико-географическое положение. Северный рай­он имеет выход к Белому и незамерзающему Баренцеву морям, граничит с экономически развитыми, но слабо обес­печенными топливными и сырьевыми ресурсами Северо-Западным, Центральным и Волго-Вятским районами,

Природные условия. Земледелие на большей части территории (области, занятые лесами, болотами и тунд­рой; засоренные валунами, бедные подзолисто-глеевые и торфяно-болотные почвы) практически невозможно. Об­ширные площади тундры и лесотундры могут быть ис­пользованы лишь как пастбища для оленей. Земледелие можно успешно развивать только в южной лесной окра­инной части района, где температуры обеспечивают выз­ревание зерновых культур, а условия увлажнения благо­приятны для льноводства.

Природные ресурсы. Район исключительно богат ми­нерально-сырьевыми, лесными (сосна, ель, береза), био­логическими (пушной зверь, дичь, рыба) и водными (реки Северная Двина, Печора, Онега, Пенега, Мезень, озера Ладожское, Онежское и др.) ресурсами.

Население. При незначительной плотности (около 4 человек на 1 кв. км), большая часть (77%) населения проживает в городах. Район испытывает острую нехватку в рабочей силе.

Промышленность. В составе промышленности Север­ного района преобладают добывающие отрасли: уголь­ная (Печорский бассейн), нефтяная (Усинское, Ухтинс­кое и др. месторождения), добыча природного газа (Вук-тыльское, Воивожское и др. месторождения), железных (Костомукшское, Ковдорское, Оленегорское и др. мес­торождения), медно-никелевых и апатито-нефелиновых руд (месторождения Кольского полуострова), бокситов (Северо-Онежское и Южно-Тиманское месторождения), слюды и строительных материалов (месторождения Ка­релии), поваренной соли и др.

Ведущие отрасли обрабатывающей промышлен­ности — черная и цветная металлургия, химическая, лесная, пищевая и льняная, созданы на местном сырье.

Черная металлургия представлена в районе полным циклом производства (Череповецкий металлургический комбинат), цветная — выплавкой алюминия (Кандалак­ша, Надвоицы), меди, никеля и кобальта (Мончегорск, Никель), химическая промышленность — переработкой апатитов Хибинского месторождения (Кировск, Апатиты), производством азотных удобрений (Череповец), син­тетических смол и пластмасс (Ухта); лесная - заготов­кой и переработкой древесины, производством целлю­лозы и бумаги (Архангельск, Котлас, Сегежа, Кондопога, Сыктывкар и др.).

В составе пищевой промышленности особенно вы­деляются рыбная и маслодельная. В Баренцевом и Бе­лом морях ведут морской лов сельди, трески, пикши, камбалы. Крупные рыбоконсервные и рыбоперерабаты­вающие комбинаты созданы в Мурманске, Архангельс­ке, Беломорске и др. городах. Маслоделие развито в Вологодской и на юге Архангельской области.

Машиностроение обслуживает отрасли хозяйствен­ной специализации района. Его предприятия выпуска­ют трелевочные тракторы (Петрозаводск), пилорамы (Вологда), морские и речные суда (Мурманск, Архан­гельск, Котлас) и др.

Электроэнергетика. Большую часть электроэнергии вырабатывают Кольская АЭС и Печорская ГРЭС. На се­вере Мурманской области в губе Кислой создана при­ливная электростанция (Кислогубская ПЭС).

Сельское хозяйство. В сельскохозяйственное исполь­зование вовлечено около 5% территории района. Сель­скохозяйственные земли находятся, главным образом, в Вологодской области. На остальной территории (зона тундры и лесотундры) земледелие имеет очаговый ха­рактер (хозяйства пригородного типа, по долинам рек и т.д.). Главная отрасль сельского хозяйства — молочное животноводство. В тундре и лесотундре занимаются оле­неводством. Развито пушное звероводство. Растениевод­ство специализируется на производстве льна, большая часть посевов которого сосредоточена в Вологодской области, выращивании картофеля и овощей. Удельный вес основных зерновых (рожь, овес, ячмень) в посевах невелик. Сельское хозяйство не удовлетворяет потреб­ности населения района в продуктах питания.

Транспорт и хозяйственные связи. В районе раз­виты все виды транспорта. Более других — железнодо­рожный, обеспечивающий почти 70% грузооборота, морской и речной. Железнодорожный транспорт вклю­чает магистрали, связывающие район с Центральным (Москва - Архангельск), Северо-Западным (Волхов — Петрозаводск - Мурманск), Уральским (Санкт Петер­бург — Череповец — Вологда — Киров — Екатеринбург) и Западно-Сибирским (Коноша — Котлас — Воркута — Салехард — Лабытанги) районами. Преимущественно для внутренних перевозок используют речной транс­порт (реки Северная Двина, Вычегда, Сухона, Печора, Мезень, Пинега, Уса, озера Ладожское и Онежское, каналы Беломоро-Балтийский и Волго-Балтийский). Основные автомобильные магистрали: Петрозаводск — Мурманск и Вологда — Архангельск. Трубопроводный транспорт представлен нефтепроводами Усса — Ярос­лавль и газопроводами «Сияние Севера» от Вуктыльского месторождения (Уренгой — Надым — Пунга — Вуктыл — Центр из Западной Сибири и др.).

Морской транспорт обеспечивает каботажные пере­возки по морям Северного морского пути и экспортно-импортные операции. Мурманск — незамерзающий мор­ской порт, Архангельск — специализированный лесоэк-спортный порт. Из района вывозится лес и лесоматери­алы, продукция целлюлозно-бумажной промышленно­сти, нефть, газ, каменный уголь, черные и цветные ме­таллы, апатитовые руды, рыба и рыбопродукты; вво­зятся продукты питания, товары широкого потребле­ния, машины и оборудование. Район активно участвует и в международных связях (крупный поставщик за ру­беж древесины, целлюлозы и бумаги, угля, апатитов).

36. Экономико-географическая характеристика Поволжского экономического района

Состав района: Астраханская, Волгоградская, Пен­зенская, Самарская, Саратовская и Ульяновская облас­ти, республики Татарстан и Калмыкия.

Площадь района — 536 тыс. кв. км, население — 16,9 млн человек,

Отрасли хозяйственной специализации: транспорт­ное и сельскохозяйственное машиностроение, нефтяная, газодобывающая, химическая и пищевая промышлен­ность, электроэнергетика, производство зерновых, тех­нических, овощных и бахчевых культур.

Экономико-географическое положение. Район рас­положен по обе стороны Волги, вдоль среднего и ниж­него течения реки. Местоположение района благопри­ятно для хозяйственных связей как с соседними (Вол­го-Вятский, Центрально-Черноземный, Северо-Кавказ­ский, Уральский район и Казахстан), так и с более уда­ленными районами,

Природные условия на большей части территории Поволжья (области лесной, лесостепной и степной зоны) благоприятны для развития сельского хозяйства. Ис­ключение — отдельные районы Нижнего Поволжья (Кал­мыкия), отличающиеся засушливостью климата и силь­ной засоленностью почв.

Природные ресурсы. Велики запасы нефти (Ромашкинское, Бавлинское и Ново-Елховское месторождения в Татарстане; Мухановское, Кулешовское и др. место­рождения в Самарской области) и природного газа (Ас­траханское газоконденсатное месторождение), поваренной соли (озера Баскунчак и Эльтон), серы (Алексеевское месторождение), строительных материалов (мел, известняки, мергели, доломиты, гипс и др.), гидроре­сурсов.

Население. Более 70% жителей Поволжья - горо­жане. Район хорошо обеспечен трудовыми ресурсами. Плотность 31,4 чел. на 1 кв. км.

Промышленность. Ведущая отрасль промышленнос­ти Поволжья - машиностроение. В его составе особенно выделяются транспортное и сельскохозяйственное маши­ностроение, представленные в районе производством лег­ковых и грузовых автомобилей (Тольятти, Набережные Челны, Ульяновск), троллейбусов (Энгельс), речных су­дов (Астрахань, Волгоград), самолетов (Самара, Саратов и др.), тракторов (Волгоград) и другой сельскохозяйствен­ной техники и машин. Высок удельный вес Поволжья в республиканском производстве оборудования для нефтя­ной и химической промышленности, электротехничес­ких изделий, вычислительной техники, различных при­боров и станков.

Свои потребности в металле район частично покры­вает за счет местного производства (передельный завод в Волгограде). Большую часть металла Поволжье полу­чает из других районов.

Нефтяная, газодобывающая и химическая, промыш­ленность района тесно связаны между собой. Нефть до­бывают в Татарстане, Самарской, Волгоградской и Сара­товской областях, природный газ - в Астраханской, Вол­гоградской и Саратовской областях, В этом районе со­здана мощная сеть нефтеперерабатывающих (Волгоград, Саратов, Казань, Тольятти, Новокуйбышевск, Сызрань и др.), газобензиновых (Альметьевск в Татарии и Отрадное в Самарской области) и газоперерабатывающих (Астра­хань) заводов, предприятий по производству синтетичес­кого каучука и автомобильных шин (Волжский, Казань, Нижнекамск, Тольятти), химических волокон (Балаково, Саратов, Энгельс), синтетических смол и пластмасс (Нижнекамск), азотных удобрений (Тольятти).

Электроэнергетика. Ее основу составляет каскад ГЭС, расположенных на Волге и Каме (Волгоградская, Са­марская, Саратовская, Нижнекамская). В составе элек­троэнергетики также тепловые (Заинская, Волгоград­ская ГРЭС и др.) и атомные (Балаковская и Димитровградская АЭС).

Отрасли специализации пищевой промышленности — мукомольная, соляная, рыбная, маслобойная.

Межрайонное значение имеют алюминиевая (Волгог­рад, Самара), цементная (Вольск, Жигулевск и др.) и текстильная (Камышин в Волгоградской области) про­мышленность.

Сельское хозяйство. Поволжье — один из важней­ших земледельческих и животноводческих районов Рос­сии. Ведущая отрасль земледелия — зерновое хозяйство. Под зерновыми занято более 65% посевных площадей. Основная зерновая культура — пшеница. В хорошо ув­лажненной правобережной части лесостепного и степ­ного Поволжья выращивают озимую пшеницу, в более континентальной левобережной — яровую. В лесном Поволжье большие площади заняты посевами озимой ржи, в областях засушливого юга возделывают рис (на поливных землях) и просо. Главные технические куль­туры — подсолнечник, сахарная свекла, горчица. Полу­чили большое развитие бахчеводство и овощеводство (особенно на Нижней Волге), картофелеводство и садо­водство.

Специализация животноводства — скотоводство мо­лочно-мясного и мясного направления, тонкорунное и полутонкорунное овцеводство. Развито свиноводство, а в отдельных районах (Калмыкия) — коневодство.

Транспорт. Основа транспортной сети Поволжья — Вол­га и пересекающие ее в широтном направлении железно­дорожные магистрали: Москва — Казань — Екатеринбург, Москва — Сызрань - Самара Кинель — Челябинск, Ртищево - Саратов - Уральск (связывает район с Украиной и Казахстаном), Инза — Ульяновск - Мелекес - Уфа.

Параллельно Волге проходит меридиональная доро­га Свияжск — Ульяновск — Сызрань — Иловля, имею­щая большое значение для внутрирайонных связей. Дороги Кизляр — Астрахань - Агрыз, Астрахань — Гу­рьев, Бугульма — Пронино - Сургут обеспечивают вы­ходы района на Северный Кавказ и в Казахстан и За­падную Сибирь.

По глубоководной Волжской магистрали осуществля­ются перевозки грузов и пассажиров, Волго-Камский реч­ной путь через систему каналов (Волго-Донской, Волго-Балтийский) обеспечивает району выход к Каспийско­му, Черному, Азовскому, Балтийскому и Белому морям. Крупнейшие порты — Астрахань, Волгоград, Самара.

Большое значение, особенно для перевозок грузов внут­ри района, имеет автомобильный транспорт. Развит тру­бопроводный транспорт. По району проходят газопрово­ды Саратов — Москва и Саратов - Нижний Новгород, нефтепроводы «Дружба» и Самара — Новороссийск, неф­тепроводы из Западной Сибири на Москву и Рязань и др. В Поволжье вывоз грузов преобладает над ввозом. Район вывозит нефть и нефтепродукты, газ, электроэнергию, цемент, рыбу, зерно, овощебахчевые культуры, продук­цию машиностроения (автомобили, самолеты, станки и др.), ввозит лес, минеральные удобрения, продукцию лег­кой промышленности, машины и оборудование

37. Экономико-географическая характеристика Уральского экономического района

Состав района: Оренбургская, Курганская, Челябин­ская, Свердловская и Пермская (с Коми-Пермяцким ав­тономным округом) области, республики Башкортостан и Удмуртия.

Площадь района — 824 тыс. кв. км, население — 20,3 млн человек.

Отрасли хозяйственной специализации: горноруд­ная, лесная и химическая промышленность, черная и цветная металлургия, машиностроение.

Экономико-географическое положение. Урал рас положен на «стыке» высокоразвитых западных и бога­тых сырьевыми и энергетическими ресурсами восточ­ных районов федерации.

Природные условия. Большая протяженность райо­на в меридиональном направлении обусловливает разли­чия природных условий (климата, почв, растительнос­ти) его областей, расположенных в лесной, лесостепной и степной зонах. Для сельского хозяйства наиболее бла­гоприятны природные условия лесостепного и степного Урала (сравнительно высокая термическая и влагообеспеченность, преобладающие черноземные почвы). Кли­матические и почвенные условия лесного Урала (корот­кий вегетационный период, дерновоподзолистые почвы) и южных окраин степного Урала (недостаток атмосфер­ной влаги, каштановые и светло-бурые почвы) менее удоб­ны для сельскохозяйственного использования.

Природные ресурсы. Велики запасы нефти (Туймазинское и Шкаповское месторождения в Башкортоста­не, Яринское в Пермской области и' др.), природного газа (Оренбургское месторождение), калийной и пова­ренной солей (Соликамское и Березниковское месторож­дения в Пермской области), бокситов (Североуральский бассейн), железных (Качканарская, Тагило-Кувшинская, Бакальская и Орско-Халиловская группы месторожде­ний), медных (Красноуральское, Кировоградское, Дегтярское, Гайское, Сибайское, Блявинское и др. место­рождения) и никелевых (Уфалейское, Режское и др. месторождения), асбеста (Баженовское месторождение), магнезита (Саткинское месторождение), серного колче­дана, сырья для строительных материалов, драгоцен­ных и поделочных камней, леса.

Население. Средняя плотность населения района 25 человек на 1 кв. км, большая его часть (75%) про­живает в городах. Промышленные кадры Урала отли­чаются высокой квалификацией.

Ведущее звено хозяйственного комплекса Урала — промышленность.

Черная металлургия. Металлургические комбина­ты — Магнитогорский, Нижне-Тагильский, Челябинс­кий и Орско-Халиловский используют железную руду местных месторождений и привозную (в основном с КМА и Казахстана). Коксующийся уголь поступает на Урал из Кузбасса и Караганды. Развиты передельная метал­лургия, прокат труб (заводы и Первоуральске и Челя­бинске), производство ферросплавов (Челябинск).

Цветная металлургия — выплавка меди, алюминия, никеля, цинка, титана и магния. Медеплавильные ком­бинаты расположены в Медногорске, Кировограде, Красноуральске, Ревде, Верхней Пышме и других городах; алюминий выплавляют в Краснотурьинске и Каменске-Уральском; никель — в Реже, Орске и Верхнем Уфалее; цинк — в Челябинске; титан и магний — в Соликамске и Березниках.

Химическая промышленность. Ее развитию на Ура­ле способствует наличие разнообразных ресурсов мине­рального сырья (нефть, природный газ, уголь, калий­ные и поваренные соли и др.) и многочисленных отхо­дов других производств (доменные, коксовые, попутные нефтяные, сернистые газы, отходы древесины и др.).

Урал специализируется на производстве азотных (Гу-баха, Магнитогорск и др.), фосфорных (Пермь) и калий­ных (Березники, Соликамск) удобрений, соды (Стерли-тамак в Башкортостане), серной кислоты (Пермь, Крас-ноуральск, Медногорск и др.). пластических масс и хи­мических волокон (Уфа, Салават, Екатеринбург и др.), синтетического каучука (Стерлитамак, Чайковский).

Машиностроение. По уровню развития машиностро­ения Урал уступает только Центральному району. Его профилирующие отрасли — производство тяжелых стан­ков, горного, металлургического и энергетического обо­рудования (Екатеринбург, Орск, Пермь, Нижний Тагил, Магнитогорск), точных станков и инструмента (Екате­ринбург, Челябинск, Златоуст и др.), автомобилестрое­ние (Миасс, Ижевск, Курган), вагоностроение (Нижний Тагил, Устъ-Катав), тракторостроение (Челябинск).

Лесная промышленность представлена на Урале пол­ным циклом производства, начиная от заготовки до хи­мической переработки древесины и целлюлозно-бумаж­ного производства. Лесозаготовки ведутся преимуществен­но в Пермской, Свердловской областях и в Удмуртии. Крупные центры целлюлозно-бумажной промышленнос­ти — Пермь, Краснокамск, Красновишерск, Новая Ляля.

Топливно-энергетическая промышленность. Добы­чу нефти ведут на месторождениях Пермской области, Удмуртии и Башкортостана, природного газа — Орен­бургской области. Масштабы разработок угля на Урале (Кизеловский каменноугольный, Челябинский, Бого­словский и Южноуральский буроуголъный бассейны) невелики.

Большую часть электроэнергии вырабатывают теп­ловые электростанции (Рефтинская, Троицкая, Ирклинская, Южно-Уральская, Средне-Уральская и др.).

В составе электроэнергетики Урала есть также не­сколько крупных ГЭС (Боткинская, Камская и др.), атом­ная электростанция (Белоярская АЭС).

Сельское хозяйство. Большая часть сельскохозяй­ственных угодий сосредоточена в областях лесостепно­го и степного Урала (Оренбургская, Курганская, Челя­бинская, Башкортостан).

В структуре посевных площадей здесь высок удель­ный вес зерновых и кормовых культур. Главная зерно­вая культура — яровая пшеница, главная кормовая — кукуруза (ее выращивают для получения силоса и зеле­ной массы). На юге степного Урала возделывают просо.

На северном, лесном Урале (Удмуртия, Пермская, Свер­дловская области) в составе зерновых преобладает рожь, а основная кормовая культура - клевер. Технические культуры — сахарная свекла и подсолнечник (лесостеп­ная и степная зоны), лен-долгунец (лесная зона), карто­фель и овощи занимают небольшие площади.

Специализация животноводства — скотоводство мо­лочного и молочно-мясного, на юге Оренбургской обла­сти — мясного направления. Развиты овцеводство (тон­корунное и полу тонкорунное), свиноводство.

Транспорт и хозяйственные связи. Решающая роль в межрайонных перевозках грузов принадлежит желез­нодорожному транспорту. Связи с другими экономиче­скими районами осуществляются по широтным желез­нодорожным магистралям, пересекающим район (Ка­зань — Екатеринбург, Москва — Уфа— Челябинск, Кинель — Орск и др.). Меридиональные линии (Полуноч­ное - Орск, Соликамск — Бакал и др.) имеют внутри­районное значение.

Во внутрирайонных перевозках большую роль игра­ет и автомобильный и речной (реки Кама, Белая, Чусовая, Вишера) транспорт.

Через территорию Урала проходят магистральные нефтепроводы и газопроводы из Западной Сибири в райо­ны европейской России и страны Зарубежной Европы.

На Урале ввоз и вывоз грузов примерно равны. Рай­он ввозит уголь, железную руду, зерно, продукцию лег­кой и пищевой промышленности; вывозит цветные и черные металлы, машины, минеральные удобрения, лес, бумагу, нефть, газ и др.

38. Западно-Сибирский экономический район

Состав района: Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская и Тюменская (с Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким автономными округами) области, Алтайский край и республика Алтай.

Площадь района 2,4 млн кв. км, население — 15 млн. человек.

Отрасли хозяйственной специализации: топливная, металлургическая, химическая и лесная промышлен­ность, производство зерна и животного масла.

Экономико-географическое положение. Район сосед­ствует с индустриальным Уралом, богатыми минераль­но-сырьевыми ресурсами областями Восточной Сибири и Казахстана.

Природные условия. Обширные площади, занятые болотами, тундрой, покрытые лесами, кислые дерново-подзолистые, серые лесные и торфянистые почвы таеж­ной зоны в своем естественном виде, без проведения ме­лиоративных и др. работ (осушение заболоченных зе­мель, известкование почв, вырубка леса, расчистка тер­ритории и др.) непригодны для сельскохозяйственного использования.

Наиболее благоприятны для сельского хозяйства при­родные условия южных областей, расположенных в ле­состепной и степной зонах (количество тепла и атмос­ферных осадков, достаточное для выращивания скоро­спелых зерновых и др. сельскохозяйственных культур, плодородные черноземные и каштановые почвы, боль­шие площади пастбищ и лугов).

Природные ресурсы. Велики запасы нефти (Самотлорское, Сургутское, Усть-Балыкское, Федоровское, Мамонтовское и др. месторождения), природного газа (Урен­гойское, Ямбургское, Березовское, Медвежье, Заполяр­ное, Тазовское и др.), каменного угля (Кузнецкий бас­сейн), торфа, железных (Колпашевское, Бокчарское и др. месторождения) и марганцевых (Усинское месторож­дение) руд, полиметаллов (Салаирское, Золотушинское месторождения), ртути, золота, поваренной соли и мирабилитов (Кулундинское озеро), талька, барита, стро­ительных материалов, гидроресурсов (реки Обь, Иртыш, Катунь), биологических и лесных (около 90 % запасов леса района приходится на Тюменскую и Томскую об­ласти ресурсов).

Население. Средняя плотность 6,2 чел. на кв. км. Около 85% населения сосредоточено в лесостепной и степной части района. Район обладает большим науч­ным потенциалом, но является остродефицитным в от­ношении трудовых ресурсов.

Промышленность в Западной Сибири существенно преобладает над сельским хозяйством.

Топливно-энергетическая промышленность. Запад­ная Сибирь - основная топливная база России и СНГ (по поставкам и добыче нефти, природного газа и угля). Главные районы добычи нефти — Среднее Приобье (Ниж­невартовский и Сургутский районы) и Приуралье (Шаимский район). Добыча природного газа сконцентриро­вана на севере (Уренгойское, Ямбургское, Заполярное, Медвежье, Губкинское и др. месторождения), угля — на юге (Кузнецкий бассейн) района. На угле Кузбасса, по­путном нефтяном, природном газе и нефти Тюменской области созданы крупные тепловые электростанции (Бе-ловская, Томь-Усинская, Южно-Кузбасская, Сургутская, Нижневартовская, Уренгойская ГРЭС и др.), газобензи­новые (Нижневартовск, Правдинск) и нефтеперераба­тывающие (Омск) заводы. Нефть, природный газ и уголь в большом количестве вывозятся в другие районы.

Черная металлургия в Западной Сибири представ­лена Новокузнецким и Западно-Сибирским металлур­гическими комбинатами, заводом ферросплавов в Ново­кузнецке, Новосибирским и Гурьевским передельными заводами. Предприятия отрасли используют железные руды Горной Шории и Хакасии, кокс — Кузбасса.

Цветная металлургия включает выплавку алюми­ния (Новокузнецк), цинка (Белово), олова (Новосибирск), добычу золота и ртути.

Машиностроение. В машиностроительном комплек­се района преобладают металлоемкие отрасли — производство горно-шахтного и металлургического оборудо­вания (Новокузнецк, Прокопьевск, Анжеро-Судженск), паровых котлов (Бийск), турбин и генераторов (Новоси­бирск), тракторов (Рубцовск), грузовых вагонов (Новоалтайск) и речных судов (Тюмень, Тобольск).

Химическая промышленность. Район специализи­руется на производстве синтетического каучука и авто­шин (Омск), синтетических смол и пластмасс (Новоси­бирск, Тобольск, Томск и др.), азотных удобрений (Ке­мерово), соды (пос. Михайловский Алтайского края).

Лесная промышленность. Основной район лесозаго­товок — Среднее Приобье. Центры лесопиления и дере­вообработки сформировались на юге Западной Сибири в местах пересечения рек железными дорогами (Томск, Асино, Новосибирск, Омск, Барнаул и др.).

Сельское хозяйство Западной Сибири имеет зерново-животноводческую направленность. Под зерновыми культурами занята большая часть посевной площади района. Основная зерновая культура — яровая пшени­ца. Посевы пшеницы и других зерновых (рожь, ячмень, овес, просо, гречиха) сосредоточены в южной — лесо­степной и степной - части района. Посевы технических культур занимают незначительные площади. В лесостеп­ной и степных районах выращивают подсолнечник и сахарную свеклу, лен-кудряш, в районах лесной зоны — лен-долгунец. Главная отрасль животноводства — ско­товодство молочно-мясного направления. На севере рай­она большое хозяйственное значение имеет оленевод­ство, на юге — овцеводство (тонкорунного и полутонко­рунного направления) и свиноводство.

Транспорт. Велика роль железнодорожного, трубо­проводного и водного транспорта. Основу железнодорож­ной сети образуют части Транссибирской (Челябинск — Омск — Новосибирск — Красноярск), Среднесибирской (Иртышская — Корсун — Камень-на-Оби — Алтайская) и Южно-Сибирской (Кулунда - Барнаул - Артышта - Новокузнецк — Тайшет) магистрали, находящиеся на тер­ритории района. Большое значение имеют также же­лезные дороги Томск - Асино - Белый Яр - Ивдель — Обь, Тавда — Сотник (для перевозки леса и лесоматери­алов), Тюмень — Сотник — Сургут — Нижневартовск — Уренгой (для освоения нефтегазовых ресурсов), Кия — Шалтырь — Ачинск (для связи Кузбасса с Восточной Сибирью) и др.

Работа железных дорог существенно дополняется дру­гими видами транспорта - речным (реки Иртыш, То­бол, Тура, Обь, Томь, Бия, Чулым и др.), трубопровод­ным, автомобильным, воздушным. При этом трубопро водный транспорт играет особую роль в осуществлении межрайонных и международных связей (по вывозу гру­зов) Западной Сибири, а автомобильный и речной — в основном внутрирайонных. Северный морской путь так­же обеспечивает связи Западной Сибири с другими рай­онами страны.

Для района характерно преобладание объема выво­зимых грузов над ввозимыми. Он вывозит нефть, газ, уголь, пиломатериалы, черные и цветные металлы, хи­мические продукты и др.; ввозит машины и оборудова­ние, продовольствие, изделия легкой промышленности.

39. Дальневосточный экономический район

Состав района: Приморский и Хабаровский (с Еврей­ской автономной областью) края, Амурская, Камчатс­кая (с Корякским автономным округом), Магаданская (с Чукотским автономным округом) и Сахалинская об­ласти, республика Саха (Якутия).

Площадь района — 6,2 млн кв. км, население — 7,3 млн человек.

Отрасли хозяйственной специализации: горноруд­ная (добыча золота, олова и алмазов), пищевая (рыбная и рыбоконсервная) и лесная промышленность.

Экономико-географическое положение. Основные черты ЭГП Дальнего Востока — значительная удален­ность от западных районов, приморское положение.

Природные условия. Горный рельеф (4/5 поверхно­сти района), суровый, резко континентальный климат, огромные пространства, занятые тундрой и вечной мер­злотой, существенно осложняют хозяйственное разви­тие северо-восточной части района (Республика Саха, Камчатская и Магаданская области). Природные усло­вия южной части Дальнего Востока (муссонный кли­мат, плодородные аллювиальные почвы Зейско-Бурейской низменности и черноземные — приморских равнин) благоприятны для сельскохозяйственной деятельности.

Природные ресурсы. Велики запасы угля (Ленский, Южно-Якутский, Райчихинский и др. бассейны и мес­торождения), нефти (о. Сахалин), природного газа (Усть-Вилюйское месторождение), железных руд (Алданский бассейн), полиметаллов (Дальнегорск), олова, вольфра­ма, молибдена, золота и алмазов, слюды, гидроресурсов (р. Лена, Колыма, Индигирка, Амур с Зеей и Буреей и др.), биологических (различные виды рыб, морского и пушного зверя и др.) и лесных ресурсов.

Население. Средняя плотность 1,2 чел. на 1 кв. км. Подавляющая часть населения живет на юге, вблизи Транссибирской железнодорожной магистрали и морс­ких портов.

Ведущая отрасль хозяйства Дальнего Востока про­мышленность, представлена прежде всего добычей зо­лота (бассейны рек Зеи, Бурей, Селемджи, Амгуни) и алмазов (Республика Саха), свинца и цинка (Дальне­горск в Приморском крае), олова (Хабаровский и При­морский края, Республика Саха), вольфрама (Магадан­ская область и Приморский край), плавикового шпата (Ярославское месторождение в Приморском крае).

Пищевая промышленность. Дальний Восток — ос­новной район лова рыбы и морепродуктов, производ­ства рыбных консервов. Наибольшее промысловое зна­чение имеют Охотское, Японское и Берингово моря. На их побережье созданы крупные рыбные комбинаты (Вла­дивосток, Находка, Корсаков, Петропавловск-Камчатс­кий, Магадан и др.). Развиты также маслобойная (пере­работка соевых бобов в Уссурийске и Хабаровске), му­комольная, маслодельная, молочная и сыроваренная промышленность.

Лесная промышленность. Леса покрывают большую часть территории района. На юге района произрастает много ценных лиственных пород. Большая часть заготовок приходится на Хабаровский и Приморский края, Амурскую и Сахалинскую области. Крупные лесопро­мышленные комбинаты и комплексы (Амурский, Зейский, Уссурийский, Тындинский, Комсомольский и др.) производят пиломатериалы, фанеру, мебель, картон, бумагу. Продукция лесопромышленного комплекса име­ет большое экспортное значение.

Топливно-энергетическая промышленность. Веду­щие отрасли — угольная и нефтяная. Разработки угля ведутся в Южно-Якутском (Нерюнгринский разрез), Райчихинском, Сучанском и др. бассейнах и месторожде­ниях, нефть добывают на Сахалине (Оха). В бассейне реки Вилюй добывают природный газ.

Электростанции района — Нерюнгринская и Примор­ская ГРЭС, Билибинская АЭС, Зейская, Колымская и Вилюйская ГЭС, Паужетская ГТЭС (на Камчатке).

Машиностроение (судостроение и судоремонт, стан­костроение, сельскохозяйственное и др.) в основном обес­печивают внутренние потребности района.

Сельское хозяйство Дальнего Востока имеет преиму­щественно животноводческое направление. Разводят крупный рогатый скот мясо-молочного направления, развиты оленеводство, пушное звероводство. В соответ­ствии с природными особенностями района земледелие наибольшее развитие получило на юге (Зейско-Бурейекая низменность, район озера Ханка и др.). Главная зерновая культура — яровая пшеница, главная техни­ческая - соя. Выращивают также рис, кукурузу (на силос), сахарную свеклу, картофель, овощи. Район лишь частично удовлетворяет свои потребности в продукции сельского хозяйства за счет местного производства.

Транспорт и связи. В перевозках грузов решающая роль принадлежит железнодорожному и морскому транс­порту. На севере района огромное значение имеет реч­ной, автомобильный и воздушный транспорт.

По территории Дальнего Востока проходит Транссибирская магистраль, восточный участок Байкало-Амур­ской магистрали, малый БАМ (Тында Веркакит — Томмот - Якутск).

Морской транспорт осуществляет перевозки малым каботажем (вдоль морей Тихоокеанского побережья) и большим каботажем (через Северный морской путь к портам арктических морей, Балтийского и Черного моря), обеспечивает экономические связи со странами бассейнов Тихого и Индийского океанов (Япония, Ки­тай, Корея, страны Южной и Юго-Восточной Азии), Крупные морские порты — Владивосток, Находка, Пет­ропавловск-Камчатский, Советская Гавань, Холмск, Певек, Тикси и др.

Важнейшие автомобильные дороги: Невер — Алдан — Якутск, Якутск — Магадан, Хабаровск — Владивосток, Хабаровск — Биробиджан, Колымский тракт (в Мага­данской области).

Речной транспорт весьма активно используют во внут­ренних перевозках (реки Амур и Лена). Трубопроводный транспорт представлен нефтепроводом Оха — Комсо­мольск-на-Амуре. На Дальнем Востоке ввоз грузов пре­вышает вывоз. В район ввозятся прокат черных метал­лов, машины и оборудование, зерно, овощи, фрукты, про­дукция легкой промышленности; вывозятся древесина и пиломатериалы, бумага, продукция рыбной промышлен­ности, концентраты цветных металлов, каменный уголь.

Дальний Восток имеет развитые экономические свя­зи и с зарубежными странами. Основную часть экспор­тной продукции составляют лес и лесоматериалы, бу­мага, рыба, цемент.

40. Северо-Кавказский экономический район

Состав района: Ростовская область, Краснодарский и Ставропольский края, республики Адыгея, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, Северная Осетия, Ин­гушетия и Чечня, Дагестан.

Площадь района — 355,1 тыс. кв. км, население — 17,6 млн. человек.

Отрасли хозяйственной специализации: пищевая, машиностроение, химическая, топливно-энергетическая промышленность, сельское и курортное хозяйство.

Экономико-географическое положение. Район на­ходится на пересечении путей из северных, централь­ных и восточных районов России в республики Закав­казья, граничит с разносторонне развитыми Донецко-Приднепровским (Украина), Поволжским и Централь­но-Черноземным районами, имеет выход к Черному, Азовскому и Каспийскому морям.

Природные условия (преобладающий равнинный ре­льеф, продолжительный безморозный период, обилие солнечного света и тепла, высокоплодородные черно­земные почвы) весьма благоприятны для сельскохозяй­ственной деятельности. Восточные, засушливые облас­ти района нуждаются в мелиорации (обводнении) сель­скохозяйственных земель.

Природные ресурсы. Хозяйственное значение имеют уголь (восточное крыло Донбасса в Ростовской области), нефть (месторождения Чечни и Дагестана, Майкопское и др.), природный газ (Северо-Ставропольское и Анаста-сиевско-Троицкое и др.), полиметаллические (Садонское месторождение в Северной Осетии), вольфрамово-молиб­деновые (Тырныиузское месторождение в Кабардино-Бал­карии) и медные (Урупское месторождение в Карачаево-Черкесии), цементное сырье (в районе города Новорос­сийска), мрамор (в районе Теберды) и др.

Северный Кавказ богат запасами геотермальных и ми­неральных вод (Кисловодск, Ессентуки, Железноводск, Махачкала), лечебных грязей (побережья Азовского и Каспийского морей), гидроресурсов (реки Кубань, Су-лак, Самур, Терек, Дон).

Население. Средняя плотность населения района 49 человек на 1 кв. км. Главная особенность населения Северного Кавказа — многонациональность состава. Всего здесь проживает более 40 национальностей: русские, ук­раинцы, чеченцы, ингуши, осетины, аварцы, лезгины, балкарцы, адыгейцы, карачаевцы и др. Район хорошо обеспечен трудовыми ресурсами.

Промышленность. В составе промышленности Север­ного Кавказа особенно выделяется пищевая. Получили развитие плодо-овощеконсервная (крупнейшие предпри­ятия отрасли — Крымский и Адыгейский комбинаты на­ходятся в Краснодарском крае, «Прасковея» — в Ставро­польском крае, Кизляр - в Дагестане и др.), сахарная (большинство сахарных заводов сосредоточено в Крас­нодарском крае), крахмало-паточная (маисовый комби­нат в городе Беслан Северной Осетии), маслобойно-жи­ровая, мукомольно-крупяная, мясо-молочная, рыбокон­сервная, чайная, табачная и другие промышленности.

Машиностроение. Его развитию на Северном Кавка­зе способствуют обеспеченность квалифицированными рабочими кадрами, наличие собственной металлургиче­ской базы (передельные заводы в Таганроге и Красном Сулине) и потребителей, благоприятные условия (ЭГП и транспортные) для сбыта продукции. Машинострои­тельные заводы района выпускают зерноуборочные ком­байны (Ростов-на-Дону, Таганрог), электровозы (Ново­черкасск), паровые котлы (Таганрог), атомные реакто­ры (Волгодонск), оборудование для угольной (Шахты, Каменск-Шахтинский), нефтяной (Грозный, Краснодар), химической, пищевой и др. отраслей.

Топливно-энергетическая промышленность. Ос­новные районы добычи нефти — Дагестан, Чечня, при­родного газа — Ставропольский и Краснодарский края, угля — Ростовская область.

Большую часть электроэнергии производят тепловые электростанции (Новочеркасская, Шахтинская, Краснодарская, Ставропольская, Невинномысская, Грознен­ская ГРЭС).

Химическая промышленность представлена в райо­не производством пластмасс и азотных удобрений (Не-винномысск), искусственных волокон (Каменск-Шахтин-ский), синтетических моющих средств, лаков и красок, резино-технических изделий и рядом других производств.

Межрайонное значение имеет свинцово-цинковая (Владикавказ), цементная (Новороссийск, Черкесск), обувная (Ростов-на-Дону), мебельная (Майкоп, Черкесск, Ростов-на-Дону и др.), текстильная (производство шер­стяных и хлопчатобумажных тканей) промышленность.

Сельское хозяйство. Северный Кавказ — крупней­ший сельскохозяйственный район России, дает большую часть производства зерна, семян подсолнечника, вино­града, плодов и овощей. По производству сахарной свек­лы уступает только ЦЧР. Северный Кавказ — единствен­ный в России район субтропического земледелия.

Главные зерновые культуры — озимая пшеница, рис, кукуруза, главные технические — подсолнечник и са­харная свекла. Посевы озимой пшеницы и подсолнеч­ника сосредоточены в Ростовской области, Краснодар­ском и Ставропольском краях; посевами сахарной свек­лы выделяется Краснодарский край. На Черноморском побережье и в предгорных районах Краснодарского края выращивают чай, табак, цитрусовые и другие теплолю­бивые культуры.

Развиты овцеводство, бахчеводство, садоводство и ви­ноградарство.

Отрасли специализации животноводства — скотовод­ство мясо-молочного направления, овцеводство (тонко­рунное и полутонкорунное), свиноводство.

Северный Кавказ — важнейший район лечения, от­дыха и туризма.

Транспорт представлен всеми современными вида­ми. Основной вид транспорта (в грузоперевозках) — железнодорожный. Северо-Кавказская железная дорога (ее основная магистраль Миллерово — Ростов-на-Дону — Армавир — Гудермес — Махачкала — Баку, пересекается в Тихорецке линией Волгоград — Сальск — Краснодар — Новороссийск) связывает район с Центром, Поволжь­ем, Украиной, Закавказьем. Важное значение имеет и дорога Астрахань — Кизляр.

Внутренний водный транспорт (реки Дон, Северский Донец, Кубань, Западный Маныч) по совокупному от­правлению грузов - второй в районе. Через Волго-Дон­ской канал Северный Кавказ соединен по воде с Волжско-Камской речной системой. Город Ростов-на-Дону — крупный речной порт. Морской транспорт по Черному, Азовскому и Каспийскому морям обеспечивает внутри­районные, межрайонные и международные перевозки. Крупнейшие порты — Новороссийск, Туапсе, Махачка­ла. Транспортный комплекс имеет и трубопроводный транспорт (нефтепроводы Махачкала — Грозный — Ту­апсе, Тихорецкая — Новороссийск — Туапсе и др.). Над районом пролегают воздушные трассы: Москва — Рос­тов-на-Дону — Краснодар — Адлер, Ростов-на-Дону — Ми­неральные Воды — Грозный — Махачкала и др. Круп­нейшие авиапорты — Ростов-на-Дону, Минеральные Воды, Адлер, Краснодар. Вывоз из района превышает ввоз.

Вывозятся уголь, нефть, зерно, овощи, фрукты, про­дукция пищевой промышленности (винодельческой, кон­сервной и др.), машиностроения, строительные матери­алы; ввозят лес и пиломатериалы, прокат черных ме­таллов, машины и оборудование, минеральные удобре­ния (калийные и фосфорные), продукцию легкой про­мышленности.

41. Восточно-Сибирский экономический район

Состав района: Красноярский край с Таймырским (или Долгано-Ненецким) и Эвенкийским автономными округами, Иркутская (с Усть-Ордынским Бурятским округом) и Читинская (с Агинским Бурятским окру­гом) области, республики Бурятия, Тува, Хакасия.

Площадь района 4,1 млн кв. км, население — 9,0 млн человек.

Отрасли хозяйственной специализации: горно-до­бывающая, лесная и химическая промышленность, элек­троэнергетика, цветная металлургия.

Географическое положение. Восточная Сибирь удалена на значительное расстояние от высокоразвитых за­падных районов, часть ее территории находится за По­лярным кругом, в зоне вечной мерзлоты.

Природные условия. Сильно пересеченный рельеф (3/4 поверхности района — возвышенности, плоского­рья и горы), суровый резко континентальный климат (короткий вегетационный период, очень низкие зимние, высокие летние температуры), огромные площади веч­ной мерзлоты (вечная мерзлота распространена почти на всей территории района, за исключением южной его части), повышенная сейсмичность существенно затруд­няют хозяйственное освоение района.

Природные ресурсы. Велики запасы угля (Таймыр­ский, Тунгусский, Канско-Ачинский, Иркутский, Мину­синский и др. бассейны), железных (Хакасия, Ангаро-Питский и Ангаро-Илимский бассейны), медных (Удо-канское, Талнахское и др. месторождения), никелевых (район Норильска), полиметаллических (Нерчинская группа месторождений, Хапчеранга), золота (Бодайбо, Алдан, Балей), олова (Шерловая гора), поваренной соли (Усольское, Зиминское и др. месторождения), пресной воды (озеро Байкал), гидроресурсов (реки Енисей, Анга­ра), лесных и биологических ресурсов.

Население. При средней плотности 2,2 чел. на 1 кв. км наиболее густо заселена южная часть района, где плотность населения достигает 25—30 человек на 1 кв. км.

Промышленность. Старейшая отрасль хозяйства Во­сточной Сибири — горнодобывающая промышленность. Район занимает видное место в Федерации по добыче цветных, благородных и редких металлов, железных руд и угля, поваренной соли, слюды, графита, талька и асбеста.

Топливно-энергетическая промышленность. Ее раз­витию в районе способствуют наличие огромных запа­сов угля и гидроресурсов рек, благоприятные горно-геологические условия залегания угля (большая мощность угольных пластов, небольшая глубина их залегания и т. д.), гидрологические и инженерно-геологические ус­ловия строительства ГЭС (естественная зарегулированность рек, скальный фундамент и др.).

Здесь производят самые дешевые в федерации уголь и электроэнергию.

На большинстве угольных бассейнов(Канско-Ачин-ский, Иркутско-Черемховский, Минусинский) и место­рождений (Читинская область, Бурятия) разработки угля ведутся открытым (карьерным) способом. В местах до­бычи угля созданы мощные тепловые (Назаровская, Березовская и Ирша-Бородинская ГРЭС в Краснояр­ском крае; Гусино-Озерская ГРЭС в Бурятии, Харанорская ГРЭС в Читинской области), а на Ангаре и Енисее - крупные гидроэлектростанции (Саяно-Шушенская, Красноярская, Братская, Усть-Илимская, Богучанская, Иркутская ГЭС).

Цветная металлургия. Главные отрасли — алюми­ниевая, медно-никелевая, свинцово-цинковая, волъфрамово-молибденовая, оловянная и золотодобывающая про­мышленность. Алюминиевые заводы расположены вбли­зи крупных электростанций — в Красноярске, Братске, Шелехове и Саяногорске. Медь, никель, кобальт, пла­тину и др. металлы выплавляют на Норильском горно­металлургическом комбинате. Свинцово-цинковые кон­центраты производят в Забайкалье (Нерчинск), молиб­деновые - в Хакасии (Сорский комбинат), оловянные -в Читинской области (Шерловогорский ГОК).

Черная металлургия представлена передельными за­водами в Красноярске и Петровске-Забайкальском.

Лесная промышленность. По размерам лесозагото­вок Восточная Сибирь уступает только Северному райо­ну. Основные районы заготовок леса — бассейны рек Ангары, Енисея, Лены и их притоков. Лесопромыш­ленные комплексы (Красноярский, Енисейский, Братский и Усть-Илимский ЛПК) включают, помимо меха­нической обработки, лесохимию и целлюлозно-бумаж­ное производство.

Химическая промышленность развивается в райо­не благодаря наличию разнообразного сырья, дешевого топлива и электроэнергии. Здесь производят синтети­ческий каучук, химические волокна и шины (Красно­ярск), пластмассы и смолы (Ангарск), соду (Ачинск), лаки, краски и лекарственные препараты (Красноярск). Машиностроение. Машиностроительные заводы рай­она выпускают мостовые краны, экскаваторы, зерно­уборочные комбайны, речные суда (Красноярск), обору­дование для горнорудной промышленности (Иркутск), локомотивы (Улан-Удэ) и вагоны (Абакан).

Сельское хозяйство. Ведущая отрасль — животно­водство и зерновое хозяйство. В лесостепной зоне раз­водят скот мясо-молочного направления, в степных рай­онах юга (Хакасия, Бурятия, Тува и Читинская об­ласть) — овец тонкорунного и полутонкорунного, шер­стного и мясо-шерстного направления, на севере Крас­ноярского края - оленей. Получили развитие пушной промысел, звероводство, рыболовство, пчеловодство. Пахотные угодья занимают небольшие площади (они в основном сосредоточены в лесостепных и степных рай­онах, расположенных к западу от Байкала). Главная зерновая культура — яровая пшеница. Выращивают также овес и ячмень, сахарную свеклу (на юге Красно­ярского края и в Бурятии), бахчевые культуры (Мину­синская котловина). Продукция земледелия не покры­вает местные потребности, поэтому большое количе­ство зерна, овощей и плодов район завозит.

Транспорт. На юге района решающая роль в транс­портировке грузов принадлежит железнодорожному (Транссибирская Южно-Сибирская и Байкало-Амурская магистрали), на севере - речному (реки Енисей, Лена, Нижняя и Подкаменная Тунгуски, Хатанга) транспорту.

Речной транспорт дополняют оз. Байкал, Северный морской путь. Морские порты - Диксон, Игарка, Ду­динка, Нордвик. По территории района проходят авто­мобильные тракты: Усинский (Абакан — Кызыл), Ени­сейский (связывает Красноярск с Енисейском) и авто­магистрали (Абаза Ак - Довурак и др.), трубопроводы (нефтепровод Нижневартовск — Томск — Анжеро-Судженск - Красноярск — Ангарск). Большое значение имеет воздушный транспорт. В Восточной Сибири вы­воз грузов преобладает над ввозом. Вывозятся лес и ле­соматериалы, уголь, электроэнергия, цветные металлы, железная руда, пушнина; ввозятся нефть, машины и оборудование, продукция легкой промышленности и др.

42. Машиностроение относится к числу наиболее распространенных в территориальном отношении отраслей. Но в одних районах оно имеет профилирующее значение, а в других удовлетворяет внутренние потребности, дополняет промышленный комплекс. Почти 90% продукции МК производится в европейской части России. В Сибири и на Дальнем Востоке отрасль представлена в основном предприятиями электротехнической промышленности, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, по выпуску кузнечно-прессового и литейного оборудования. Рациональность дальнейшего размещения предприятий МК в этих районах обусловливается возрастающей потребностью в продукции, а также наличием энергии, топлива, металла, водных ресурсов, промышленных площадок, пригодных к строительству. Здесь можно создавать энерго- и металлоемкие отрасли.

Размещение предприятий машиностроения находится в прямой зависимости от характера выпускаемой продукции: широты номенклатуры, массы изделий, масштабов производства продукции. При этом на эффективность размещения влияет ряд факторов: научно-технический прогресс, специализация, кооперирование, концентрация, комбинирование производства, наличие трудовых ресурсов, близость к источникам сырья и материалов, к потребителям, объем транспортных работ, затраты на транспортировку.

Среди перечисленных факторов важная роль принадлежит специализации и кооперированию. Специализация — сосредоточение на производстве отдельных видов продукции или услуг. Она бывает предметная (выпуск определенных конечных видов продукции — машин, оборудования), подетальная (выпуск деталей, агрегатов, секций), технологическая (производство литья, заготовок) и функциональная (ремонт). Размещение специализированных заводов тесно связано с размещением предприятий, находящихся на близком расстоянии, с которыми они работают в кооперации. Кооперирование осуществляется как внутри отрасли, так и с заводами других отраслей, поставляющих металлы, изделия из пластмасс, стекла и др., интегрируя размещение взаимодействующих между собой предприятий.

Размещение предприятий машиностроения зависит в значительной степени от трудоемкости изделий, уровня квалификации рабочих и служащих. Особенно важна роль квалифицированных кадров в размещении таких отраслей, как электротехническая, радиотехническая, электронная, приборостроительная и др.