31. Экономгеографическоя характеристика Центрального экономического района
Состав района: Московская, Брянская, Владимирская, Ивановская, Калужская, Костромская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тверская, Тульская, Ярославская области, город Москва.
Площадь — 483 тыс. кв. км, население — 29,4 млн человек.
Отрасли хозяйственной специализации: машиностроение, химическая и текстильная промышленность, производство льна-долгунца, картофеля, овощей, молочной продукции животноводства.
Экономико-географическое положение. Район расположен в центре Европейской части России, на пересечении многочисленных путей сообщения, железных и автомобильных дорог, рек и воздушных трасс, трубопроводов и пр. Центральное транспортно-географическое положение способствует развитию экономики района.
Природные условия. Термические ресурсы и условия увлажнения позволяют выращивать почти все сельскохозяйственные культуры умеренного пояса. Для получения высоких и устойчивых урожаев большая часть сельскохозяйственных земель (подзолистые и серые лесные почвы) нуждается в мелиорации, известковании, внесении минеральных удобрений.
Природные ресурсы. Наибольшее хозяйственное значение имеют фосфориты (Егорьевское и Полпинское месторождения), бурые угли (Подмосковный бассейн), строительные материалы (стекольные пески, цементное сырье, гипс и др.), торф. Леса имеют в основном водоохранное и рекреационное значение.
Население. Средняя плотность населения района 61 человек на 1 кв. км. Большая часть населения (83%) проживает в городах. Центр отличает высокая квалификация трудовых ресурсов, наличие мощной базы для проведения научных экспериментов, проектных и опытно-конструкторских работ.
Промышленность. Ведущая отрасль промышленности района — машиностроение. В составе машиностроительного комплекса преобладают наукоемкие, квалифицированные отрасли — приборостроение, электротехническая, радиотехническая и электронная промышленность и др. Центр производит значительное количество металлообрабатывающих станков и инструмента (Москва, Рязань, Тула, Иваново и др.), паровых котлов (Подольск), турбин и генераторов, электромоторов (Москва и др.).
Получили развитие все отрасли транспортного машиностроения: автомобилестроение (Москва, Брянск, Серпухов и др.), тепловозостроение (Коломна, Людиново, Муром и др.), вагоностроение (Тверь, Брянск, Мытищи), авиастроение (Москва, Смоленск), судостроение (Рыбинск). Сельскохозяйственное машиностроение представлено производством пропашных тракторов (Владимир), льноуборочных (Бежецк), силосоуборочных (Люберцы) и картофелеуборочных (Рязань, Тула) комбайнов.
Химическая промышленность включает производство синтетических смол и пластмасс (Москва, Орехово-Зуево, Новомосковск, Владимир и др.), химических волокон (Тверь, Рязань, Клин и др.), синтетического каучука и шин (Москва, Ярославль, Ефремов), фосфатных (Воскресенск, Полпино) и азотных (Новомосковск, Щекино, Доргобуж) удобрений, лаков, красок и другой продукции.
Текстильная промышленность — старейшая отрасль района. Центр выпускает все виды тканей: хлопчатобумажные, шелковые, льняные, шерстяные, синтетические. Кроме льна и синтетических волокон, используется привозное сырье (хлопок, шелк-сырец, шерсть). Большая часть предприятий текстильной промышленности сосредоточена в Московской, Ивановской и Костромской областях.
Металлургия. Только часть своих потребностей в металле Центр удовлетворяет за счет собственного производства (Новотульский металлургический комбинат, передельные заводы в Москве и Электростали).
Топливно-энергетическая промышленность. Основная местная топливная база - Подмосковный угольный бассейн. В Московской, Ярославской и Тверской областях ведется добыча торфа. Большую часть электроэнергии производят тепловые (Костромская, Канаковская ГРЭС и др.) и атомные (Смоленская, Калининская АЭС) электростанции. Своего топлива и электроэнергии не хватает. Нефть, природный газ, уголь и электроэнергия поступают из других районов (Республика Коми, Поволжье, Западная Сибирь).
Развиты кожевенно-обувная (Тверь, Кимры, Москва и др.), стекольная и фарфоро-фаянсовая (Гусь-Хрустальный, Ликино-Дулево, Дятьково и др.), цементная (Подольск, Воскресенск), пищевая, деревообрабатывающая промышленность, производство строительных материалов,
Сельское хозяйство ЦЭР имеет в основном пригородное направление: производство молока, мяса, яиц, овощей, картофеля. Специализируется район на производстве льна-долгунца. Посевы льна сосредоточены в северных и западных областях — Тверской, Смоленской, Ярославской и Костромской. Главная зерновая культура — озимая рожь. На юге района (в лесостепной полосе) выращивают яровую пшеницу, гречиху, сахарную свеклу и махорку.
Главные отрасли животноводства — скотоводство молочного и молочно-мясного направления, свиноводство и птицеводство.
Транспорт и хозяйственные связи. Центр имеет густую и разветвленную сеть железных и автомобильных дорог, развитый водный, воздушный и трубопроводный транспорт. От Москвы в разных направлениях отходят 11 железных дорог и 15 автомагистралей, связанных кольцевыми, окружными железными и автомобильными дорогами. Москва — порт пяти морей, главный центр межрайонных и международных авиационных линий. Резко преобладают железнодорожные перевозки грузов. Ввоз грузов в район преобладает над вывозом. Район завозит природный газ, нефть и каменный уголь, прокат черных и цветных металлов, лесные грузы, зерно, хлопок, шерсть, кожи; вывозит продукцию машиностроения, химической и легкой промышленности.
- 4 Национальный состав населения
- Национальная политика в рф
- 30. Природно-ресурсный потенциал и его экономическая оценка
- 31. Экономгеографическоя характеристика Центрального экономического района
- 32. Экономико-географическая характеристика Центрально-Черноземного экономического района
- 33. Экономико-географическая характеристика Волго-Вятского экономического района
- 44. На территориальную организацию черной металлургии оказывает влияние:
- 45. Развитие и размещение химического комплекса обусловлено влиянием ряда факторов