logo search
Geografia

Национальная политика в рф

 

Национальная политика — это и целенаправленная деятельность по регулированию этно-политических процессов, содержащая в своей основе цель, принципы, главные направления, систему мер по их реализа­ции.

 

Главной задачей государственной национальной поли­тики является согласование интересов всех проживающих в стране народов, обеспечение правовой и материальной осно­вы для их развития на принципах добровольного, равноправ­ного и взаимовыгодного сотрудничества. Учет этнонацио-нальных особенностей в жизни общества должен осущест­вляться в границах соблюдения прав человека.

В разное время и в различных странах национальная по­литика может менять характер от национального террора (погромы, этнические чистки и т. п.), искусственной ассими­ляции (политика и практика насильственного обращения лиц одной социально-культурной, этнонациональной, кон­фессиональной и иной принадлежности в другую (соответс­твующую) принадлежность) до предоставления полной культурной и частично политической автономии различным народам в рамках единого государства.

 Национальная политика в Российской Федерации представляет собой систему мер, направленных на обнов­ление и дальнейшее эволюционное развитие национальной жизни всех народов России в рамках федеративного госу­дарства, а также на создание равноправных отношений между народами страны, формирование демократических механизмов разрешения национальных и межнациональных проблем. Документами, определяющими национальную по­литику в нашей стране, являются Конституция РФ, а также принятая в 1996 г. «Концепция национальной политики Рос­сийской Федерации».

После распада СССР начался новый этап в развитии наше­го государства на основе традиций российской государствен­ности, принципов федерализма и гражданского общества.

 Для нашей многонациональной страны значима проду­манная демократическая национальная политика, которая включает следующие направления:

 - развитие федеративных отношений, обеспечивающих гармоничное сочетание самостоятельности субъектов Россий­ской Федерации и целостности Российского государства;

- развитие национальных культур и языков народов Рос­сийской Федерации, укрепление духовной общности россиян;

- обеспечение политической и правовой защищенности малочисленных народов и национальных меньшинств;

- достижение и поддержание стабильности, прочного межнационального мира и согласия на Северном Кавказе;

- поддержка соотечественников, проживающих в госу­дарствах — участниках Содружества Независимых Госу­дарств, а также в Латвийской, Литовской и Эстонской респуб­ликах, содействие развитию их связей с Россией.

Основные принципы национальной политики в России

• Равенство прав и свобод человека и гражданина незави­симо от его пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и обще­ственным объединениям.

• Запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

• Сохранение целостности и неприкосновенности террито­рии Российской Федерации.

• Равноправие всех субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государствен­ной власти.

• Гарантия прав коренных малочисленных народов в соот­ветствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципа­ми и нормами международного права и международными до­говорами Российской Федерации.

• Право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность без всякого принужде­ния.

• Содействие развитию национальных культур и языков народов России.

• Своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов.

• Запрещение деятельности, направленной на подрыв бе­зопасности государства, возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды.

• Защита прав и интересов граждан Российской Федерации за ее пределами, поддержка соотечественников, проживаю­щих в зарубежных странах, в сохранении и развитии родного языка, культуры и национальных традиций, в укреплении их связей с Родин

5

Трудовые ресурсы представляют собой трудоспособную часть населения страны, которая в силу психофизиологических и интел­лектуальных качеств способна производить материальные блага или услуги. К трудовым ресурсам относятся люди как занятые в эко­номике, так и не занятые, но способные трудиться.

В настоящее время в соответствии с трудовым законодательством Рос­сийской Федерации нижней границей трудоспособного возраста счи­тается 16 лет, а верхней, определяемой правом на получение пенсии -54 года для женщин и 59 лет для мужчин. Однако для некоторых ви­дов профессиональной деятельности, связанных с высокими психо­физиологическими нагрузками на организм человека, пенсионная планка заметно ниже - на 5-10, а то и более лет. 

Определенную часть людей трудоспособного возраста состав­ляют те, кто никогда не работал или перестал работать из-за пло­хого здоровья. Речь идет об инвалидах I и II групп, которых го­сударство обеспечивает пенсией. Однако некоторые из этой группы населения, особенно в случаях, когда на производствах создают­ся приемлемые условия, трудятся. Поэтому к трудоспособному на­селению в трудоспособном возрасте относятся граждане этого воз­раста, за исключением неработающих инвалидов I и II групп.

Часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг, составляет экономически ак­тивное население (рабочую силу). Его численность измеряется по отношению к определенному периоду и включает занятых и без­работных.

К занятым в составе экономически активного населения отно­сятся лица обоего пола в возрасте 16лет и старше, а также лица младших возрастов, которые в рассматриваемый период: (а) выпол­няли работу по найму за вознаграждение (на условиях полного либо неполного рабочего времени), а также иную приносящую доход работу (самостоятельно или у отдельных граждан); (б) вре­менно отсутствовали на работе из-за болезни, травмы, отпуска, выходных дней, забастовки или других подобных причин; (в) вы­полняли работу без оплаты на семейном предприятии.

К безработным относятся лица от 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период (а) не имели работы (доходного за­нятия); (б) занимались поиском работы (обращались в службу занятости, к администрации предприятия, использовали личные связи, помещали объявления в печати и др.) или предпринима­ли шаги к организации собственного дела; (в) были готовы при­ступить к работе.

Понятие «трудовые ресурсы» используется для характеристики трудоспособного населения вмасштабах всей страны, региона, отрасли экономики, либо в рамках какой-либо профессиональной группы. 

Персонал предприятия — это совокупность физических лиц, состоящих с предприятием, как юридическим лицом, в отношениях, регулируемых договором найма.

Группировку персонала в соответствии с видами деятельности, выполняемыми функциями и категориями должностей отражает его статистическая структура. В ней выделяют: 1. персонал основных видов деятельности (лица, работающие в основных и вспомогательных, научно-исследовательских подразделениях, аппарате управления и т.д.) 2. персонал неосновных видов деятельности (работники ремонтного, жилищно-коммунального хозяйства, подразделений социальной сферы). По характеру трудовых функций персонал подразделяется на рабочих и служащих.

 Эффективность использования трудовых ресурсов - важнейшее экономическое понятие, характеризующее результативность использования трудовых ресурсов; выражается в достижении наибольшего эффекта при минимальных затратах трудовых ресурсов и измеряется как отношение результата к затратам живого труда во всех сферах деятельности: в сфере материального производства, в непроизводственной сфере, в сфере общественного, коллективного и частного производств

7

Приро́дные ресу́рсы — естественные ресурсы: тела и силы природы, которые на данном уровне развития производительных сил и изученности могут быть использованы для удовлетворения потребностей человеческого общества.

Классификация:

По происхождению:

  1. Ресурсы природных компонентов (минеральные, климатические, водные, растительные, почвенные, животного мира)

  2. Ресурсы природно-территориальных комплексов (горно-промышленные, водохозяйственные, селитебные, лесохозяйственные)

По видам хозяйственного использования:

  1. Ресурсы промышленного производства

  2. Энергетические ресурсы (Горючие полезные ископаемые, гидроэнергоресурсы, биотопливо, ядерное сырье)

  3. Неэнергетические ресурсы (минеральные, водные, земельные, лесные, рыбные ресурсы)

  4. Ресурсы сельскохозяйственного производства (агроклиматические, земельно-почвенные, растительные ресурсы — кормовая база, воды орошения, водопоя и содержания)

По виду исчерпаемости:

  1. Исчерпаемые

  2. Невозобновляемые (минеральные, земельные ресурсы)

  3. Возобновляемые (ресурсы растительного и животного мира)

  4. Не полностью возобновляемые — скорость восстановления ниже уровня хозяйственного потребления (пахотно пригодные почвы, спеловозрастные леса, региональные водные ресурсы)

  5. Неисчерпаемые ресурсы (водные, климатические)

По степени заменимости:

  1. Незаменимые

  2. Заменимые

По критерию использования:

  1. Производственные (промышленные, сельскохозяйственные)

  2. Потенциально-перспективные

  3. Рекреационные (природные комплексы и их компоненты, культурно-исторические достопримечательности, экономический потенциал территории)

приро́дные усло́вия

совокупность природных факторов – географического положения территории, природных ресурсов, живой и неживой природы и других компонентов и явлений географической среды, существующих вне зависимости от деятельности человека. К природным условиям относят рельеф, климат, режим рек и озёр, растительность, животный мир и пр. Природные условия оказывают существенное влияние на размещение производства, расселение людей, развитие сельского хозяйства и др. В то же время они, в отличие от природных ресурсов, непосредственно не участвуют в хозяйственной деятельности человека. Иногда одинаковые совокупности называют природными условиями и природными ресурсами, напр. климатические условия или ресурсы.

9

Ресурсообеспеченность — это соотношение между величиной запасов природных ресурсов и объёмами их использования.

Она выражается запасами из расчёта на душу населения, тогда необходимо величину запасов данного ресурса поделить на численность населения страны. Или количеством лет, на которые хватит данного природного ресурса при существующих объёмах добычи, тогда размеры запасов данного ресурса необходимо поделить на современный объём добычи.

Расчет ресурсообеспеченности необходим в целях долгосрочного прогнозирования использования имеющихся ресурсов.

Одна из главных проблем человеческого общества, связанной с использованием природных ресурсов, является неравномерность их размещения. В мире есть территории, полностью лишенные, каких либо видов ресурсов и напротив, обладающие значительными их запасами.

Большинство стран располагают некоторым набором природных ресурсов. Однако, встречаются государства с очень скудными их объемами. Но это не всегда обрекает эту страну на нищенское существование, и наоборот, обладая большим их числом и количеством, можно нерационально ими воспользоваться. Например, Япония, являясь высокоразвитой страной, имеет ограниченное количествоминеральных ресурсов. В противоположность Японии можно привести примеры многих государств, обладающих богатейшими ресурсами, но не достигших больших успехов в социально-экономическом развитии.

10

Отрасль  это совокупность хозяйственных единиц, производящих качественно однородную продукцию или удовлетворяют определенные отноридни потребности общества. Все отрасли национального хозяйстваобъединяются прежде всего в две сферы - сферу материального производства и сферу услуг (раньше их также называли производственной и невыразвития производственной сферами).

            К сферы материального производства входят промышленность, сельское, лесное, рыбное хозяйство и строительство - отрасли, которые выпусвающими материальные блага (товары). Они подразделяются на более узкие отрасли, подотрасли, виды производств. Например, большой отраслью промышности является машиностроение, в составе которого выделяется транспортное машиностроение. Узкой его отраслью является автомобилестроение, а пидгалуззю - производство легковых автомобилей. Оно же включает многочисленные предприятия, производящие отдельные детали, узлы и агрегаты (например, моторы), а также сборочные и ремонтные предприятия.

У сфере услуг создаются духовные блага и услуги непроизводственногого и производственного характера. Одни отрасли этой сферы обслуживают безпосредственно населения (Культура, образование, медицинское и рекреационное обслувание, бытовое обслуживание), другие - население и производство (Транспорт и связь, финансы и кредит, торговля, страхование), третьи обеспечивают функционирование общества в целом (наука, управления).

Межотраслевой комплекс (МОК) — система предприятий и учреждений различных отраслей, объединенных выпуском определенной продукции, т.е. выполняющих общую народнохозяйственную функцию.

11

Факторы размещения производительных сил – это существенные условия, которые необходимо принимать во внимание при изучении или решении соответствующей проблемы. В состав факторов обычно включают: экономико-географическое положение; население и трудовые ресурсы; созданный производственный аппарат; имеющуюся на территории инфраструктуру; локализованные природные ресурсы (энергетические, минерально-сырьевые, биологические, водные); транспортный фактор; научно-технический потенциал; формы территориальной организации хозяйства; качество управления; социальный климат и др. Совокупность факторовделится на объективные и субъективные. Они соответствующим образом группируются и оцениваются по важности. Природные ресурсы, их региональное распределение, экономика добычи и использования рассматриваются как базовый элементразмещения производительных сил, основа их достаточной устойчивости во времени в силу длительности отработки вовлеченных в эксплуатацию месторождений, высокой капитало- и материалоемкости освоения новых. Для условий России принципиально важна реальность сдвига основных ресурсных баз в слабо освоенные районы Востока, Севера и Северо-Востока Российской Федерации.

Сопоставление наличных ресурсов с масштабами их современного использования и возможной интенсивностью вовлечения в хозяйственный оборот в перспективе позволяет определить обеспеченность регионов и зон по отдельным видам ресурсов. В современных условиях размещение трудовых ресурсов, особенно квалифицированных кадров, становится одним из главных факторов, определяющих территориальное развитие. Прежде всего это территориальное распределение населения, обеспеченность регионов трудовыми ресурсами, миграционные процессы, региональные и национальные особенности проживания и формирования трудовых навыков, региональные различия в затратах на проживание. Определяющее значение в этой группе имеет размещение населения и трудовых ресурсов. Технико-экономическое обоснование регионального развития промышленности базируется на исследовании количественного и качественного взаимодействияфакторов общеэкономического, отраслевого, регионального и социального характера. Анализ степени влияния отдельных факторов базируется на детальном изучении и учете направлений научно-технического прогресса, возможных изменений в организации производства.

Оценка каждого фактора основывается на дифференцированном региональном подходе при расчете расходных нормативов, уровня техники и технологии производства, стоимости производственных ресурсов. Общеэкономические факторы отражаются в ограничениях, которые накладываются на рассматриваемую отрасль экономики. В первую очередь это относится к потребности народного хозяйства в продукции конкретной отрасли, к социально-экономическим условиям конкретного периода развития, к обеспеченности страны и отдельных территорий ресурсами многоцелевого назначения и т. д. К отраслевым факторам, характеризующим технико-экономическую специфику отрасли промышленности, относятся дифференцированные по территории нормы расхода сырья, энергии, воды; трудоемкость и транспортабельность продукции. Этифакторы отражают влияние научно-технического прогресса, техники и технологии, а также форм организации общественного производства на эффективность территориальной организации отрасли

12

Закономерности размещения производительных сил представляют собой выявленные тенденции в размещении производства, обусловленные системой социально-экономических отношений, стадией экономического развития, научно-техническим прогрессом, требованиями экономической рациональности.

Они предполагают:

Принципы размещения производительных сил — это основные исходные положения долгосрочной экономической политики, которыми руководствуются в процессе разработки программ перспективного регионального развития. На основе принципов размещения производительных сил с учетом конкретных факторов и условий осуществляются преобразования в территориальной организации производства производительных сил как одно из важных направлений социально-экономического развития страны. При этом размещение производительных сил рассматривается в неразрывной связи с развитием хозяйства страны как его пространственное выражение. Принципы размещения производительных сил достаточно динамичны и могут меняться в связи с изменением социально-политической ситуации в стране, стратегических аспектов развития отдельных территорий. Выделяют три группы принципов размещения производительных сил.

1. Первая группа принципов размещения производительных сил исходит из общей задачи повышения экономической и социальной эффективности общественного производства с учетом минимизации затрат на производство продукции и ее транспортировку до потребителя.

К ней относят:

2. Вторая группа принципов обусловлена рациональным сочетанием природы и экономики. При размещении производительных сил обязательно должны учитываться такие принципы, какэкологический — предотвращение вредного воздействия производства на окружающую среду;градостроительный - увязка с генеральными планами городов, недопущение чрезмерной концентрации промышленности и вытекающих отсюда отрицательных социальных последствий;комплексного развития хозяйства, обеспечивающий в каждом экономическом районе рациональное сочетание экономического и социального развития, наибольшее соответствие экономики каждого региона местным природным и экономическим условиям.

3. Третью группу принципов формируют основы, вытекающие из рациональной пространственной организации территории страны. Среди них выделяют: специализацию предприятий (в экономически целесообразных пределах) соответственно основной специализации районов их размещения; выравнивание уровней экономического и социального развития различных частей страны, так как внутренняя дифференциация столь огромная и уникальная для одного государства, что сопоставима только с различиями между самыми богатыми и самыми бедными странами мира; учетмеждународного разделения труда и межгосударственной экономической интеграции - закономерного явления развивающейся глобализации экономики, умелое использование которого в современном мире позволит использовать геоэкономическое и геополитическое положение России (“евразийский мост”) для укрепления и развития экономического пространства страны.

14

Формирование эффективной системы организации труда во многом зависит от организации связей и отношений, составляющих подсистему разделения труда, поскольку разделение труда первичный (системообразующий) элемент всей системы организации труда. Остальные же элементы, в том числе и кооперация труда, производные от разделения труда. Разделение труда по форме проявления делится на 2 типа: • первый тип — это разделение общественного труда на различные отрасли труда; • второй тип — разделение труда в производстве какого-либо товара. Несмотря на различие, оба типа разделения труда развиваются в едином процессе путем постоянного взаимодействия и потому имеют общие характерные признаки. Каждый из типов включает в себя виды разделения труда. К первому типу относят 2 вида: общее и частное; ко второму виду — единичное разделение труда. Общее разделение труда — это процесс обособления различных видов трудовой деятельности в рамках всего общества, то есть разделение труда между различными сферами деятельности и производства: промышленностью, сельским хозяйством, строительством, связью, торговлей, производственной и непроизводственной сферой. Частное разделение труда — это процесс обособления различных видов трудовой деятельности как по отраслям промышленности, сельского хозяйства, так и внутри них — по отдельным предприятиям. Внутри отрасли частное разделение труда характеризуется специализацией отдельных предприятий, объединений на производстве определенных видов продукции. Единичное разделение труда означает обособление различных видов ра¬бот внутри организации, предприятия, в рамках определенных структурных его подразделений (цех, участок, отдел, управление, бригада), а также распределение работ между отдельными работниками. Конкретные трудовые процессы осуществляются в рамках определенного трудового коллектива (организации, предприятия), следовательно, в рамках единичного разделения труда, поэтому непосредственным объектом организации труда на предприятии являются формы единичного разделения труда. Установление рациональных глубины и форм разделения и кооперации труда способствует снижению затрат труда, издержек производства, росту производительности труда. Это, в конечном счете, основные экономические цели, преследуемые при совершенствовании разделения труда. 

25

Экономико-географическое положение (ЭГП) — это пространственное расположение местности (страны, рай­она, населенного пункта или какого-либо другого хо­зяйственного объекта) по отношению к путям сообще­ния (транспортно-географическое положение), другим местностям (странам, районам, населенным пунктам, ме­сторождениям полезных ископаемых и т. п.), с которы­ми данная местность или объект связаны либо как с источниками снабжения (сырьем, топливом, энергией и т. п.), пополнения рабочей силой, либо как с района­ми сбыта и т. п.

Говоря о положении мы имеем в ввиду не просто место объектов а отношение между объектами. Намечая дальнейший путь развития города необходимо особое внимание обратить на еще не реализованные возможности ЭГП.

Выделяют четыре иерархических уровня ЭГП:

микроположение - положение в ближайшем окружении города;

мезоположение - положение в рамках большой части страны или небольшого государства;

макроположение - положение в границах крупных государств;

мегаположение - положение в масштабах всего мира или его регионов.

Но для дальнейшего развития необходимым оказалось выгодное мезо- и макро- ЭГП.

Выгодное положение одновременно по многим компонентам способствует развитию в городе разных отраслей хозяйства, росту многофункциональности и в конечном итоге росту размеров города. При этом особенно важным для современных городов является транспортно-географическое положение. Но любой из компонентов ЭГП может рассматриваться в разных территориальных масштабах.

Дополнитнльно:

Например:

Для осуществления тех или иных функций города более выгодным будут разные виды ЭГП. Так, для административного управления и концентрации внутренних экономических связей наиболее выгодно центральное ЭГП, которое обеспечивает равную доступность до всех частей территории. А для экономических связей с зарубежными государствами (другими районами) более выгодным будет приграничное или периферийное положение. В период когда одним из мировых центров экономического развития становится АТР, где располагаются страны лидирующие сегодня по темпам экономического роста выгодное экономическое положение получает дальневосточный город - порт Владивосток. Именно он может стать сегодня морскими воротами в АТР и соединить Европу с Тихим океаном.

Выгодное положение одновременно по многим компонентам способствует развитию в городе разных отраслей хозяйства, росту многофункциональности и в конечном итоге росту размеров города. При этом особенно важным для современных городов является транспортно-географическое положение. Но любой из компонентов ЭГП может рассматриваться в разных территориальных масштабах.

Наименее выгодно, как правило, глубинное положение - вдали и от центра, и от границ территории.

Выгодное ЭГП - это необходимое, но недостаточное условие развития города. Даже выгодное ЭГП в конкретных исторических, политических, социально-экономических условиях может не реализовываться в реальное городское развитие. Это одна из особенностей ЭГП. Также в качестве других особенностей можно выделить:

Интегральность. ЭГП включает большое количество отдельных компонентов и элементов, взаимное значение которых постоянно меняется под влиянием внешних условий.