Национальная политика в рф
Национальная политика — это и целенаправленная деятельность по регулированию этно-политических процессов, содержащая в своей основе цель, принципы, главные направления, систему мер по их реализации.
Главной задачей государственной национальной политики является согласование интересов всех проживающих в стране народов, обеспечение правовой и материальной основы для их развития на принципах добровольного, равноправного и взаимовыгодного сотрудничества. Учет этнонацио-нальных особенностей в жизни общества должен осуществляться в границах соблюдения прав человека.
В разное время и в различных странах национальная политика может менять характер от национального террора (погромы, этнические чистки и т. п.), искусственной ассимиляции (политика и практика насильственного обращения лиц одной социально-культурной, этнонациональной, конфессиональной и иной принадлежности в другую (соответствующую) принадлежность) до предоставления полной культурной и частично политической автономии различным народам в рамках единого государства.
Национальная политика в Российской Федерации представляет собой систему мер, направленных на обновление и дальнейшее эволюционное развитие национальной жизни всех народов России в рамках федеративного государства, а также на создание равноправных отношений между народами страны, формирование демократических механизмов разрешения национальных и межнациональных проблем. Документами, определяющими национальную политику в нашей стране, являются Конституция РФ, а также принятая в 1996 г. «Концепция национальной политики Российской Федерации».
После распада СССР начался новый этап в развитии нашего государства на основе традиций российской государственности, принципов федерализма и гражданского общества.
Для нашей многонациональной страны значима продуманная демократическая национальная политика, которая включает следующие направления:
- развитие федеративных отношений, обеспечивающих гармоничное сочетание самостоятельности субъектов Российской Федерации и целостности Российского государства;
- развитие национальных культур и языков народов Российской Федерации, укрепление духовной общности россиян;
- обеспечение политической и правовой защищенности малочисленных народов и национальных меньшинств;
- достижение и поддержание стабильности, прочного межнационального мира и согласия на Северном Кавказе;
- поддержка соотечественников, проживающих в государствах — участниках Содружества Независимых Государств, а также в Латвийской, Литовской и Эстонской республиках, содействие развитию их связей с Россией.
Основные принципы национальной политики в России
• Равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям.
• Запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
• Сохранение целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации.
• Равноправие всех субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.
• Гарантия прав коренных малочисленных народов в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
• Право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность без всякого принуждения.
• Содействие развитию национальных культур и языков народов России.
• Своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов.
• Запрещение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды.
• Защита прав и интересов граждан Российской Федерации за ее пределами, поддержка соотечественников, проживающих в зарубежных странах, в сохранении и развитии родного языка, культуры и национальных традиций, в укреплении их связей с Родин
5
Трудовые ресурсы представляют собой трудоспособную часть населения страны, которая в силу психофизиологических и интеллектуальных качеств способна производить материальные блага или услуги. К трудовым ресурсам относятся люди как занятые в экономике, так и не занятые, но способные трудиться.
В настоящее время в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации нижней границей трудоспособного возраста считается 16 лет, а верхней, определяемой правом на получение пенсии -54 года для женщин и 59 лет для мужчин. Однако для некоторых видов профессиональной деятельности, связанных с высокими психофизиологическими нагрузками на организм человека, пенсионная планка заметно ниже - на 5-10, а то и более лет.
Определенную часть людей трудоспособного возраста составляют те, кто никогда не работал или перестал работать из-за плохого здоровья. Речь идет об инвалидах I и II групп, которых государство обеспечивает пенсией. Однако некоторые из этой группы населения, особенно в случаях, когда на производствах создаются приемлемые условия, трудятся. Поэтому к трудоспособному населению в трудоспособном возрасте относятся граждане этого возраста, за исключением неработающих инвалидов I и II групп.
Часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг, составляет экономически активное население (рабочую силу). Его численность измеряется по отношению к определенному периоду и включает занятых и безработных.
К занятым в составе экономически активного населения относятся лица обоего пола в возрасте 16лет и старше, а также лица младших возрастов, которые в рассматриваемый период: (а) выполняли работу по найму за вознаграждение (на условиях полного либо неполного рабочего времени), а также иную приносящую доход работу (самостоятельно или у отдельных граждан); (б) временно отсутствовали на работе из-за болезни, травмы, отпуска, выходных дней, забастовки или других подобных причин; (в) выполняли работу без оплаты на семейном предприятии.
К безработным относятся лица от 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период (а) не имели работы (доходного занятия); (б) занимались поиском работы (обращались в службу занятости, к администрации предприятия, использовали личные связи, помещали объявления в печати и др.) или предпринимали шаги к организации собственного дела; (в) были готовы приступить к работе.
Понятие «трудовые ресурсы» используется для характеристики трудоспособного населения вмасштабах всей страны, региона, отрасли экономики, либо в рамках какой-либо профессиональной группы.
Персонал предприятия — это совокупность физических лиц, состоящих с предприятием, как юридическим лицом, в отношениях, регулируемых договором найма.
Группировку персонала в соответствии с видами деятельности, выполняемыми функциями и категориями должностей отражает его статистическая структура. В ней выделяют: 1. персонал основных видов деятельности (лица, работающие в основных и вспомогательных, научно-исследовательских подразделениях, аппарате управления и т.д.) 2. персонал неосновных видов деятельности (работники ремонтного, жилищно-коммунального хозяйства, подразделений социальной сферы). По характеру трудовых функций персонал подразделяется на рабочих и служащих.
Эффективность использования трудовых ресурсов - важнейшее экономическое понятие, характеризующее результативность использования трудовых ресурсов; выражается в достижении наибольшего эффекта при минимальных затратах трудовых ресурсов и измеряется как отношение результата к затратам живого труда во всех сферах деятельности: в сфере материального производства, в непроизводственной сфере, в сфере общественного, коллективного и частного производств
7
Приро́дные ресу́рсы — естественные ресурсы: тела и силы природы, которые на данном уровне развития производительных сил и изученности могут быть использованы для удовлетворения потребностей человеческого общества.
Классификация:
По происхождению:
-
Ресурсы природных компонентов (минеральные, климатические, водные, растительные, почвенные, животного мира)
-
Ресурсы природно-территориальных комплексов (горно-промышленные, водохозяйственные, селитебные, лесохозяйственные)
По видам хозяйственного использования:
-
Ресурсы промышленного производства
-
Энергетические ресурсы (Горючие полезные ископаемые, гидроэнергоресурсы, биотопливо, ядерное сырье)
-
Неэнергетические ресурсы (минеральные, водные, земельные, лесные, рыбные ресурсы)
-
Ресурсы сельскохозяйственного производства (агроклиматические, земельно-почвенные, растительные ресурсы — кормовая база, воды орошения, водопоя и содержания)
По виду исчерпаемости:
-
Исчерпаемые
-
Невозобновляемые (минеральные, земельные ресурсы)
-
Возобновляемые (ресурсы растительного и животного мира)
-
Не полностью возобновляемые — скорость восстановления ниже уровня хозяйственного потребления (пахотно пригодные почвы, спеловозрастные леса, региональные водные ресурсы)
-
Неисчерпаемые ресурсы (водные, климатические)
По степени заменимости:
-
Незаменимые
-
Заменимые
По критерию использования:
-
Производственные (промышленные, сельскохозяйственные)
-
Потенциально-перспективные
-
Рекреационные (природные комплексы и их компоненты, культурно-исторические достопримечательности, экономический потенциал территории)
приро́дные усло́вия
совокупность природных факторов – географического положения территории, природных ресурсов, живой и неживой природы и других компонентов и явлений географической среды, существующих вне зависимости от деятельности человека. К природным условиям относят рельеф, климат, режим рек и озёр, растительность, животный мир и пр. Природные условия оказывают существенное влияние на размещение производства, расселение людей, развитие сельского хозяйства и др. В то же время они, в отличие от природных ресурсов, непосредственно не участвуют в хозяйственной деятельности человека. Иногда одинаковые совокупности называют природными условиями и природными ресурсами, напр. климатические условия или ресурсы.
9
Ресурсообеспеченность — это соотношение между величиной запасов природных ресурсов и объёмами их использования.
Она выражается запасами из расчёта на душу населения, тогда необходимо величину запасов данного ресурса поделить на численность населения страны. Или количеством лет, на которые хватит данного природного ресурса при существующих объёмах добычи, тогда размеры запасов данного ресурса необходимо поделить на современный объём добычи.
Расчет ресурсообеспеченности необходим в целях долгосрочного прогнозирования использования имеющихся ресурсов.
Одна из главных проблем человеческого общества, связанной с использованием природных ресурсов, является неравномерность их размещения. В мире есть территории, полностью лишенные, каких либо видов ресурсов и напротив, обладающие значительными их запасами.
Большинство стран располагают некоторым набором природных ресурсов. Однако, встречаются государства с очень скудными их объемами. Но это не всегда обрекает эту страну на нищенское существование, и наоборот, обладая большим их числом и количеством, можно нерационально ими воспользоваться. Например, Япония, являясь высокоразвитой страной, имеет ограниченное количествоминеральных ресурсов. В противоположность Японии можно привести примеры многих государств, обладающих богатейшими ресурсами, но не достигших больших успехов в социально-экономическом развитии.
10
Отрасль — это совокупность хозяйственных единиц, производящих качественно однородную продукцию или удовлетворяют определенные отноридни потребности общества. Все отрасли национального хозяйстваобъединяются прежде всего в две сферы - сферу материального производства и сферу услуг (раньше их также называли производственной и невыразвития производственной сферами).
К сферы материального производства входят промышленность, сельское, лесное, рыбное хозяйство и строительство - отрасли, которые выпусвающими материальные блага (товары). Они подразделяются на более узкие отрасли, подотрасли, виды производств. Например, большой отраслью промышности является машиностроение, в составе которого выделяется транспортное машиностроение. Узкой его отраслью является автомобилестроение, а пидгалуззю - производство легковых автомобилей. Оно же включает многочисленные предприятия, производящие отдельные детали, узлы и агрегаты (например, моторы), а также сборочные и ремонтные предприятия.
У сфере услуг создаются духовные блага и услуги непроизводственногого и производственного характера. Одни отрасли этой сферы обслуживают безпосредственно населения (Культура, образование, медицинское и рекреационное обслувание, бытовое обслуживание), другие - население и производство (Транспорт и связь, финансы и кредит, торговля, страхование), третьи обеспечивают функционирование общества в целом (наука, управления).
Межотраслевой комплекс (МОК) — система предприятий и учреждений различных отраслей, объединенных выпуском определенной продукции, т.е. выполняющих общую народнохозяйственную функцию.
11
Факторы размещения производительных сил – это существенные условия, которые необходимо принимать во внимание при изучении или решении соответствующей проблемы. В состав факторов обычно включают: экономико-географическое положение; население и трудовые ресурсы; созданный производственный аппарат; имеющуюся на территории инфраструктуру; локализованные природные ресурсы (энергетические, минерально-сырьевые, биологические, водные); транспортный фактор; научно-технический потенциал; формы территориальной организации хозяйства; качество управления; социальный климат и др. Совокупность факторовделится на объективные и субъективные. Они соответствующим образом группируются и оцениваются по важности. Природные ресурсы, их региональное распределение, экономика добычи и использования рассматриваются как базовый элементразмещения производительных сил, основа их достаточной устойчивости во времени в силу длительности отработки вовлеченных в эксплуатацию месторождений, высокой капитало- и материалоемкости освоения новых. Для условий России принципиально важна реальность сдвига основных ресурсных баз в слабо освоенные районы Востока, Севера и Северо-Востока Российской Федерации.
Сопоставление наличных ресурсов с масштабами их современного использования и возможной интенсивностью вовлечения в хозяйственный оборот в перспективе позволяет определить обеспеченность регионов и зон по отдельным видам ресурсов. В современных условиях размещение трудовых ресурсов, особенно квалифицированных кадров, становится одним из главных факторов, определяющих территориальное развитие. Прежде всего это территориальное распределение населения, обеспеченность регионов трудовыми ресурсами, миграционные процессы, региональные и национальные особенности проживания и формирования трудовых навыков, региональные различия в затратах на проживание. Определяющее значение в этой группе имеет размещение населения и трудовых ресурсов. Технико-экономическое обоснование регионального развития промышленности базируется на исследовании количественного и качественного взаимодействияфакторов общеэкономического, отраслевого, регионального и социального характера. Анализ степени влияния отдельных факторов базируется на детальном изучении и учете направлений научно-технического прогресса, возможных изменений в организации производства.
Оценка каждого фактора основывается на дифференцированном региональном подходе при расчете расходных нормативов, уровня техники и технологии производства, стоимости производственных ресурсов. Общеэкономические факторы отражаются в ограничениях, которые накладываются на рассматриваемую отрасль экономики. В первую очередь это относится к потребности народного хозяйства в продукции конкретной отрасли, к социально-экономическим условиям конкретного периода развития, к обеспеченности страны и отдельных территорий ресурсами многоцелевого назначения и т. д. К отраслевым факторам, характеризующим технико-экономическую специфику отрасли промышленности, относятся дифференцированные по территории нормы расхода сырья, энергии, воды; трудоемкость и транспортабельность продукции. Этифакторы отражают влияние научно-технического прогресса, техники и технологии, а также форм организации общественного производства на эффективность территориальной организации отрасли
12
Закономерности размещения производительных сил представляют собой выявленные тенденции в размещении производства, обусловленные системой социально-экономических отношений, стадией экономического развития, научно-техническим прогрессом, требованиями экономической рациональности.
Они предполагают:
-
рациональное, наиболее эффективное размещение производства;
-
неразрывную связь между размещением производительных сил и развитием экономических районов;
-
научно обоснованную специализацию экономических районов на основе территориального разделения труда;
-
комплексное развитие хозяйства экономических районов.
Принципы размещения производительных сил — это основные исходные положения долгосрочной экономической политики, которыми руководствуются в процессе разработки программ перспективного регионального развития. На основе принципов размещения производительных сил с учетом конкретных факторов и условий осуществляются преобразования в территориальной организации производства производительных сил как одно из важных направлений социально-экономического развития страны. При этом размещение производительных сил рассматривается в неразрывной связи с развитием хозяйства страны как его пространственное выражение. Принципы размещения производительных сил достаточно динамичны и могут меняться в связи с изменением социально-политической ситуации в стране, стратегических аспектов развития отдельных территорий. Выделяют три группы принципов размещения производительных сил.
1. Первая группа принципов размещения производительных сил исходит из общей задачи повышения экономической и социальной эффективности общественного производства с учетом минимизации затрат на производство продукции и ее транспортировку до потребителя.
К ней относят:
-
принцип размещения производства с учетом близости источников сырья, энергии и потребителей конечной продукции;
-
принцип комплексности, в том числе комплексного рационального использования природных ресурсов, при учете задач охраны и преобразования природы и первичного освоения наиболее эффективных ресурсов;
-
рациональная пространственная концентрация (агломерация) в виде территориально-производственных комплексов и территориально-отраслевых комплексов, а также промышленных районов, зон и узлов;
-
кооперирование производства между различными предприятиями, сокращающее нерациональные перевозки, при максимально возможном комплексном развитии хозяйства районов размещения.
2. Вторая группа принципов обусловлена рациональным сочетанием природы и экономики. При размещении производительных сил обязательно должны учитываться такие принципы, какэкологический — предотвращение вредного воздействия производства на окружающую среду;градостроительный - увязка с генеральными планами городов, недопущение чрезмерной концентрации промышленности и вытекающих отсюда отрицательных социальных последствий;комплексного развития хозяйства, обеспечивающий в каждом экономическом районе рациональное сочетание экономического и социального развития, наибольшее соответствие экономики каждого региона местным природным и экономическим условиям.
3. Третью группу принципов формируют основы, вытекающие из рациональной пространственной организации территории страны. Среди них выделяют: специализацию предприятий (в экономически целесообразных пределах) соответственно основной специализации районов их размещения; выравнивание уровней экономического и социального развития различных частей страны, так как внутренняя дифференциация столь огромная и уникальная для одного государства, что сопоставима только с различиями между самыми богатыми и самыми бедными странами мира; учетмеждународного разделения труда и межгосударственной экономической интеграции - закономерного явления развивающейся глобализации экономики, умелое использование которого в современном мире позволит использовать геоэкономическое и геополитическое положение России (“евразийский мост”) для укрепления и развития экономического пространства страны.
14
Формирование эффективной системы организации труда во многом зависит от организации связей и отношений, составляющих подсистему разделения труда, поскольку разделение труда первичный (системообразующий) элемент всей системы организации труда. Остальные же элементы, в том числе и кооперация труда, производные от разделения труда. Разделение труда по форме проявления делится на 2 типа: • первый тип — это разделение общественного труда на различные отрасли труда; • второй тип — разделение труда в производстве какого-либо товара. Несмотря на различие, оба типа разделения труда развиваются в едином процессе путем постоянного взаимодействия и потому имеют общие характерные признаки. Каждый из типов включает в себя виды разделения труда. К первому типу относят 2 вида: общее и частное; ко второму виду — единичное разделение труда. Общее разделение труда — это процесс обособления различных видов трудовой деятельности в рамках всего общества, то есть разделение труда между различными сферами деятельности и производства: промышленностью, сельским хозяйством, строительством, связью, торговлей, производственной и непроизводственной сферой. Частное разделение труда — это процесс обособления различных видов трудовой деятельности как по отраслям промышленности, сельского хозяйства, так и внутри них — по отдельным предприятиям. Внутри отрасли частное разделение труда характеризуется специализацией отдельных предприятий, объединений на производстве определенных видов продукции. Единичное разделение труда означает обособление различных видов ра¬бот внутри организации, предприятия, в рамках определенных структурных его подразделений (цех, участок, отдел, управление, бригада), а также распределение работ между отдельными работниками. Конкретные трудовые процессы осуществляются в рамках определенного трудового коллектива (организации, предприятия), следовательно, в рамках единичного разделения труда, поэтому непосредственным объектом организации труда на предприятии являются формы единичного разделения труда. Установление рациональных глубины и форм разделения и кооперации труда способствует снижению затрат труда, издержек производства, росту производительности труда. Это, в конечном счете, основные экономические цели, преследуемые при совершенствовании разделения труда.
25
Экономико-географическое положение (ЭГП) — это пространственное расположение местности (страны, района, населенного пункта или какого-либо другого хозяйственного объекта) по отношению к путям сообщения (транспортно-географическое положение), другим местностям (странам, районам, населенным пунктам, месторождениям полезных ископаемых и т. п.), с которыми данная местность или объект связаны либо как с источниками снабжения (сырьем, топливом, энергией и т. п.), пополнения рабочей силой, либо как с районами сбыта и т. п.
Говоря о положении мы имеем в ввиду не просто место объектов а отношение между объектами. Намечая дальнейший путь развития города необходимо особое внимание обратить на еще не реализованные возможности ЭГП.
Выделяют четыре иерархических уровня ЭГП:
микроположение - положение в ближайшем окружении города;
мезоположение - положение в рамках большой части страны или небольшого государства;
макроположение - положение в границах крупных государств;
мегаположение - положение в масштабах всего мира или его регионов.
Но для дальнейшего развития необходимым оказалось выгодное мезо- и макро- ЭГП.
Выгодное положение одновременно по многим компонентам способствует развитию в городе разных отраслей хозяйства, росту многофункциональности и в конечном итоге росту размеров города. При этом особенно важным для современных городов является транспортно-географическое положение. Но любой из компонентов ЭГП может рассматриваться в разных территориальных масштабах.
Дополнитнльно:
Например:
Для осуществления тех или иных функций города более выгодным будут разные виды ЭГП. Так, для административного управления и концентрации внутренних экономических связей наиболее выгодно центральное ЭГП, которое обеспечивает равную доступность до всех частей территории. А для экономических связей с зарубежными государствами (другими районами) более выгодным будет приграничное или периферийное положение. В период когда одним из мировых центров экономического развития становится АТР, где располагаются страны лидирующие сегодня по темпам экономического роста выгодное экономическое положение получает дальневосточный город - порт Владивосток. Именно он может стать сегодня морскими воротами в АТР и соединить Европу с Тихим океаном.
Выгодное положение одновременно по многим компонентам способствует развитию в городе разных отраслей хозяйства, росту многофункциональности и в конечном итоге росту размеров города. При этом особенно важным для современных городов является транспортно-географическое положение. Но любой из компонентов ЭГП может рассматриваться в разных территориальных масштабах.
Наименее выгодно, как правило, глубинное положение - вдали и от центра, и от границ территории.
Выгодное ЭГП - это необходимое, но недостаточное условие развития города. Даже выгодное ЭГП в конкретных исторических, политических, социально-экономических условиях может не реализовываться в реальное городское развитие. Это одна из особенностей ЭГП. Также в качестве других особенностей можно выделить:
Интегральность. ЭГП включает большое количество отдельных компонентов и элементов, взаимное значение которых постоянно меняется под влиянием внешних условий.
- 4 Национальный состав населения
- Национальная политика в рф
- 30. Природно-ресурсный потенциал и его экономическая оценка
- 31. Экономгеографическоя характеристика Центрального экономического района
- 32. Экономико-географическая характеристика Центрально-Черноземного экономического района
- 33. Экономико-географическая характеристика Волго-Вятского экономического района
- 44. На территориальную организацию черной металлургии оказывает влияние:
- 45. Развитие и размещение химического комплекса обусловлено влиянием ряда факторов