logo search
СЭГ

25.Меры по охране окружающей среды в зарубежной Европе

Ухудшение экологической ситуации в регионе привело к тому, что уже в 60—70-х гг. XX в. во многих странах Европы начались поиски но­вых концепций природопользования, путей со­вершенствования экологической политики. Деятельность государства выразилась прежде всего в принятии новых природоохранных за­конов, как общих законов об охране природы, так и относящихся к охране вод, воздуха, зе­мельных, лесных и других ресурсов. Основопо­лагающий принцип этих законов: «Платит тот, кто загрязняет». Были увеличены также госу­дарственные расходы на НИОКР в области ох­раны окружающей среды. Постепенно стали расти и расходы частного капитала — прежде всего на создание очистных сооружений.

Чрезвычайно активизировались и различ­ные общественные движения. Большое значе­ние во многих странах приобрели партии «зе­леных», ориентирующиеся в первую очередь на некоторые городские агломерации и универ­ситетские города. Эти партии завоевали доста­точно прочные позиции в Европейском парла­менте, в Национальном собрании Франции, в палате общин Великобритании, в бундестаге ФРГ, в шведском риксдаге, в итальянской палате депутатов и в других парламентах. В 1980-х гг. партии и движения «зеленых» стали возникать и в странах Центрально-Вос­точной Европы.

Постепенно в зарубежной Европе стала складываться иерархия природоохранитель­ных программ и действий, включающая не­сколько взаимосвязанных уровней. Первый из них можно назвать районным уровнем. Ярким примером такого рода может служить земля Северный Рейн — Вестфалия в ФРГ с населе­нием 18 млн. человек, где реализуется очень крупная природоохранная программа, в соот­ветствии с которой уже модернизировано более 2000 промышленных и других объектов, пред­ставляющих главным образом «грязные» про­изводства. Все они оборудованы современными фильтрами, очистными сооружениями, конт­рольно-измерительной аппаратурой. Швейцария, Австрия, некоторые средиземноморские страны начинают принимать меры по активи­зации природоохранных акций в районах кон­центрации туризма и рекреации. Среди этих мер — ограничения на приток туристов, раз­грузка самых перенасыщенных местностей и центров, формирование сети охраняемых тер­риторий, регулирование потоков автотранс­порта.

Второй уровень — это уровень отдельных стран. Все страны Западной Европы давно уже приняли специальные природоохранные зако­нодательства. По степени их строгости особо выделяются Швеция, Норвегия и Финляндия. Затем идут Дания, Нидерланды и ФРГ, да­лее — Франция, Великобритания, Италия, Бельгия, Люксембург, Ирландия. В качестве примера страны, которая уже достигла на этом пути ощутимых успехов, можно привести ФРГ.

В Германии была принята специальная программа защиты климата, предусматриваю­щая сокращение до 2005 г. выбросов СО2 на 25% по сравнению с 1990 г. Уже к 2000 г. эти выбросы (источниками их на 36% служит сжи­гание нефти и нефтепродуктов, на 21 — бурого угля, на 20 — каменного угля и на 23% — природного газа) были уменьшены на 15%. Очистке подвергаются почти все сточные воды. Утилизируется 90% сельскохозяйственных от­ходов, 98% корпусов выбрасываемых автомо­билей. Такие успехи были достигнуты в ре­зультате двух основных направлений природо­охранной деятельности.

Во-первых, это законодательное направле­ние. Оно выражается в том, что конституция ФРГ защищает права граждан «на здоровую ес­тественную основу жизни». В 1999 г. был вве­ден в действие закон об экологической налого­вой реформе, сущность которого заключается в учреждении нового налога на потребление электроэнергии и повышенного налога на ис­пользование нефтепродуктов.

Во-вторых, это технологическое направле­ние. За последнее время Германия создала крупнейшую в Европе «экоиндустрию», в кото­рой занято около 1 млн. человек. Страна пре­вратилась в ведущего мирового экспортера очистного оборудования. Это позволило ей так­же широко внедрить в производство экологиче­ски чистые технологии, доступные не только крупным, но и средним, и мелким фирмам. Кроме того, ФРГ располагает лучшими экспер­тами в области защиты окружающей среды.

Природоохранные меры в ФРГ проводят и регулируют на трех уровнях: федеральном, зе­мельном и местном. На федеральном уровне ими ведает Министерство окружающей среды, защиты природы и безопасности ядерных реак­торов (кстати, созданное в 1986 г. после черно­быльской аварии в СССР). Каждая федераль­ная земля также имеет собственное ведомство по вопросам окружающей среды, которое в ос­новном и отвечает за выполнение общегерман­ского природоохранного законодательства. Не­которые исполнительные функции (например, обработка и утилизация твердых отходов) вхо­дят в компетенцию местных органов власти.

Другим примером такого рода может служить Швеция, где активная экологическая политика про­водится и на государственном, и на общественном уровнях. Главные цели этой политики заключаются в следующем: здравоохранение; сохранение природ­ного биологического разнообразия; управление природопользованием для его оптимизации; защита природных и культурных ландшафтов. В стране осу­ществляется программа экономии энергии, преиму­щественного использования энергоносителей (вклю­чая биомассу и альтернативные источники), безопас­ных для окружающей среды. Введены жесткие ограничения на выброс вредных веществ автотранс­портом. Принято решение о поэтапном закрытии АЭС.

Еще один пример — Нидерланды, где конститу­ция также содержит специальную статью о защите и улучшении среды жизни. В этой стране активно дей­ствует экологическая общественная организация «Де­ти Земли», которая осуществляет научно обоснован­ный План действий в сфере рационального природо­пользования.

Определенные успехи достигнуты также во Франции, природоохранная система которой отли­чается гораздо большей централизацией.

В Великобритании же, напротив, за конкретную реализацию экологического законодательства отвеча­ют прежде всего местные власти.

Третье звено в иерархии занимает междуна­родный уровень. Здесь в качестве примера можно привести охрану морских акваторий.

Еще в 1976 г. 17 средиземноморских стран приняли долгосрочную Конвенцию об охране Средиземного моря от загрязнения, известную под названием «Голубой план». Начиная с 1981 г. этот план был принят к исполнению в рамках «Программы действий в защиту Среди­земноморья» ООН. Он финансируется прави­тельствами средиземноморских стран и Евро­союзом. «Голубой план» предусматривает не только текущие мероприятия, но и коллектив­ные прогностические исследования на 40 лет.

В 1980-х гг. начались международные ме­роприятия по повышению экологической без­опасности Черного моря. А в 1996 г. состоялась первая Международная ассамблея на эту тему с участием представителей 20 стран и 10 между­народных организаций. В 1974 г. 13 европейских стран приняли Конвенцию по предупреж­дению загрязнения Северного моря, а в 1992г. 15 стран подписали аналогичный документ по Северной Атлантике. Проведено уже несколько международных конференций по проблеме экологической безопасности Балтийского моря.

С середины 1980-х гг. в пляжных зонах Западной Европы осуществляется так называемая Концепция голубого флага. Поднятие голубого флага означает, что качество воды в таких зонах вполне пригодно для рекреации. Статистика свидетельствует о том, что ужа к середине 1990-х гг. голубые флаги были подняты на 1200 пляжах 13 европейских стран. Оказалось, что са­мыми чистыми пляжами располагает Греция, за ней (в порядке убывания) следуют Дания, Ирландия, Италия, Испания, Нидерланды, Финляндия, Швеция, Португалия, Германия, Франция, Великобритания,

К этому же иерархическому уровню следу­ет, очевидно, отнести и соглашения о международных реках Европы. Так, еще в 1976 г. было: заключено международное соглашение о защите Рейна от химических загрязнений. В 1987г, была принята рассчитанная до 2000 г. «Про­грамма действий — Рейн», цель которой за­ключалась в том, чтобы уменьшить загрязне­ние реки, снизить угрозу аварий на ней, улучшить ее гидрологические, биологические к морфологические условия. Многолетние уси­лия по предупреждению загрязнения Рейн уже дали вполне ощутимый эффект. Качество рейнской воды значительно улучшилось, в ней снова появились разные виды пресноводный рыб, даже лососевых. Добавим, что в 19501 была создана Международная организация по исследованию Дуная, которая проводит работ), по его комплексному, в том числе природоох­ранному, изучению. В 1990 г. создана Между­народная комиссия по охране Эльбы.

В качестве четвертого звена принятой наш иерархии выступает субрегиональный уровень. Его можно рассматривать с подразделе­нием зарубежной Европы на четыре традици­онных субрегиона. Но фактический материя чаще группируется по двум более крупным частям Европы — Западной (прежде всего в со ставе ЕС) и Центрально-Восточной.

Начало проведению единой экологической политики Евросоюза было положено еще в 1973 г., когда входившие в него страны приступили к осуществлению своей первой про­граммы по охране окружающей среды. Затем было принято еще несколько подобных программ. Главным законодательным органом этой сфере выступает Совет министров ЕС, вы­дающий обязательные для всех стран Союза директивы, общее число которых уже к началу 1990-х гг. превысило 120. Среди них — дирек­тивы по охране воздушного бассейна, установ­лению ПДК для выбросов серы и азота, содер­жанию свинца в бензине, по охране водных ресурсов, установлению стандартов качества питьевой воды, по охране лесов, по сокраще­нию и утилизации твердых отходов, по сохра­нению биоразнообразия. С середины 1980-х гг. в практику вошло проведение экологической экспертизы. Много внимания в странах ЕС уде­ляется состоянию городской среды: разработа­ны 55 показателей, характеризующих состоя­ние воздуха, вод, почв, грунтов, превышение допустимых норм шума, количество отходов, степень озеленения, в соответствии с которыми провели инвентаризацию многих десятков го­родов. Создан Фонд охраны природы стран ЕС. Добавим, что к 2010 г. страны ЕС намечают до­вести долю экологически чистых возобновляе­мых источников в своем энергобалансе до 12%, а в производстве электроэнергии — до 22%.

Один из последних примеров такого рода — вве­дение в 2002 г. запрета на полеты самолетов с по­вышенным уровнем шума. Этот «шумовой запрет» особенно отрицательно сказался на авиаперевозках России, других стран СНГ и государств Централь­но-Восточной Европы, где самолеты, подпадающие под запрет, составляют основу самолетного парка. В ре­зультате пришлось отменить многие рейсы, большие потери понесли авиакомпании и туристические фирмы. А в 2006 г. должны войти в действие новые, еще бо­лее строгие международные нормы по авиашумам.

Все эти меры дали несомненный положи­тельный результат. За последнее время кон­центрация двуокиси серы и пыли в воздушном пространстве Лондона, Парижа, Роттердама, многих других крупных городов заметно сни­зилась. Выбросы соединений серы в 2000 г. по сравнению с уровнем 1980-х гг. сократились до !/з- Уменьшилась радиоактивность атмосферы и вод, что связано отчасти и с тщательной эко­логической экспертизой, которая теперь пред­шествует строительству АЭС. В большинстве случаев улучшилось и качество потребляемых вод, их подвергают биологической и другой очистке. Так, за последние 20 лет концентра­ция тяжелых металлов в Рейне, Темзе, Мозеле уменьшилась на 1/3 и более; восстановилось рейнское рыболовство. Удалось также умень­шить нефтяное загрязнение морей. Уровень за­грязнения Средиземного моря если и не сни­зился, то по крайней мере стабилизирован.

Экологическая ситуация в Центрально-Вос­точной Европе продолжает оставаться значи­тельно более сложной. Конечно, основной путь решения этой проблемы заключается в переходе от индустриальной к постиндустриальной экономике, в уменьшении доли «грязных» производств, во внедрении современных техно­логических процессов, дальнейшей экологиза­ции общественного сознания. Многие страны Центрально-Восточной Европы в конце 80-х — начале 90-х гг. XX в. приняли весьма эффек­тивные экологические программы. Однако их осуществлению мешает недостаток средств.

Страны Организации экономического сотрудниче­ства и развития (ОЭСР), в которую входят 30 госу­дарств, в 1990-х гг. предоставили миллиардные суб­сидии и кредиты на осуществление экологических проектов в Центрально-Восточной Европе. Внимание этим проектам уделяет и Европейский банк реконст­рукции и развития. Франция, Италия, Нидерланды, а также США и Япония осуществляют двусторонние контакты со странами этого субрегиона. По некото­рым западным оценкам конца 1990-х гг., для того, чтобы они достигли современного уровня состояния окружающей среды в Западной Европе, до 2010 г. по­требуются инвестиции в объеме 250 млрд. марок.

Наконец, в качестве пятого, наивысшего иерархического звена выступает общеевропей­ский уровень. На нем вопросами охраны окружающей среды занимаются Европейская экономическая комиссия (ЕЭК) ООН, Всемир­ная организация здравоохранения (ВОЗ), Совет Европы, многие другие. Они проводят свою по­литику в соответствии с Общеевропейским ак­том 1986 г. ЕЭК в 1998 г. провела конферен­цию министров экологии по проблеме «Окру­жающая среда для Европы», на основе которой в конце 1999 г. в Москве состоялось общеевро­пейское совещание «Развитие системы эколо­гического мониторинга в Европе». Кроме того, ЕЭК разработала природоохранные конвенции о предотвращении трансграничного загрязне­ния воздуха, загрязнения морей, о междуна­родной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, об охране озонового слоя и др. По решению Сове­та Европы 1995 г. был объявлен Европейским годом охраны природы. Действует программа наблюдений за состоянием окружающей среды в Европе. Созданы Институт европейской эко­логической политики, Европейское агентство по окружающей среде.

Рис. 54. Движение «Здоровые города» в зарубежной Европе

В географическом плане интересным примером общеевропейского сотрудничества может служить движение «Здоровые города». Разработку проекта та­ких городов с благоприятной для жизни городской средой начало в 1986 г. Европейское отделение ВОЗ. Первоначально предполагали участие в нем неболь­шого числа городов, но уже к 1990 г. их число достиг­ло 30 (рис. 54). Другой пример подобного рода — международный проект под названием «Зеленые легкие Европы». Суть этого проекта в том, чтобы уберечь и поддержать в хорошем состоянии еще сохранив­шиеся в некоторых странах крупные лесные массивы, привести их в порядок и постепенно начать расши­рять. Проект «Синие полосы Европы» предусматрива­ет усиление природоохранных мер в бассейнах Ду­ная, Рейна и других европейских рек. Еще один проект — «Экологический город будущего», в осу­ществлении которого участвуют многие европейские страны, включая Россию.

В 2002 г. группа американских ученых по­пыталась установить экологический рейтинг 142 стран мира. На первом месте в нем оказа­лась Финляндия. В десятку наиболее экологи­чески чистых попали еще шесть европейских стран — Норвегия, Швеция, Швейцария, Ис­ландия, Австрия и Латвия. С другой стороны, Италия оказалась только на 86-м месте, а Ве­ликобритания — на 98-м.