3. Европейский союз: уроки интеграции
Европейский союз (ЕС) — наиболее яркий пример региональной экономической интеграции. Впрочем, эту интеграцию называть экономической не совсем точно, поскольку она является одновременно и валютной, и политической, и культурной. В основополагающих документах ЕС четко записано, что союз призван содействовать сбалансированному и устойчивому экономическому и социальному прогрессу стран-членов, в особенности путем создания пространства без внутренних границ, что его цель заключается в проведении общей внешней политики и политики в области безопасности, развитии сотрудничества в области юстиции и внутренних дел. Словом, речь идет о создании действительно совершенно новой Европы, Европы без границ. Известно, что в свое время В. И. Ленин резко выступал против идеи Соединенных Штатов Европы. Похоже в наши дни она обрела вполне зримые черты.
В своем формировании современный Европейский союз прошел несколько этапов, которые прежде всего отражали его, так сказать, развитие вширь.
Формальной датой зарождения ЕС можно считать 1951 г., когда было учреждено Европейское объединение угля и стали (ЕОУС) в составе шести стран: Германии, Франции, Италии, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга.
В 1957 г. те же шесть государств заключили между собой еще два соглашения: о Европейском экономическом сообществе (ЕЭС) и о Европейском сообществе по атомной энергии (Евратом). Первое расширение сообщества, которое в 1993 г. было переименовано в Европейский союз, произошло в 1973 г., когда в его состав вошли Великобритания, Дания и Ирландия, второе — в 1981 г., когда в него вступила Греция, третье — в 1986 г., когда ко всем этим странам добавились Испания и Португалия, и, наконец, четвертое — в 1995 г., когда в ЕС вошли также Австрия, Швеция и Финляндия. Так сложилась эта интеграционная группировка из 15 стран.
В 1990-х гг., особенно после распада мировой социалистической системы, тяга европейских стран к вступлению в Европейский союз чрезвычайно возросла. Еще в начале 1990-х гг. страны Восточной Европы стали так называемыми ассоциированными партнерами ЕС, что открывало перед ними перспективу более тесного сотрудничества с ним. В середине 1990-х гг. сначала Польша и Венгрия, затем Словакия, Румыния и Болгария, а также Чехия, Словения и страны Балтии обратились в руководящие органы ЕС с просьбой о принятии их в полноправные члены этой организации. Кроме них в «очередь» на вхождение в ЕС встали Турция, Кипр и Мальта. Из этих 13 претендентов 10 — Польша, Чехия, Венгрия, Словакия, Словения, Литва, Латвия, Эстония, Кипр и Мальта — присоединились к единой Европе в мае 2004 г. (рис. 1). После этого территория стран ЕС достигла почти 4 млн. км2, а население — 448 млн. чел. Еще двум кандидатам, Румынии и Болгарии, придется подождать, по-видимому, до 2007г., а очередь Турции, возможно, наступит еще позднее. Такая отсрочка связана с необходимостью для этих стран провести структурную перестройку своей экономики, реформирование некоторых институтов власти, сближение своих законодательств с правовыми актами нынешних стран ЕС и др. Некоторые из входящих в ЕС государств (Греция, Испания, Португалия) также довольно долго ожидали приема.
Одновременно с развитием Европейского союза вширь происходило и его развитие вглубь, которое прошло примерно те же этапы. На начальном этапе существования интеграционной группировки главная задача заключалась в создании таможенного союза и общего рынка товаров; поэтому в обиходе ее обычно так и именовали Общим рынком. К середине 1980-х гг. эта задача была в основном выполнена, причем Общий рынок, который стали называть Единым внутренним рынком (ЕВР), обеспечивал уже свободное передвижение не только товаров, но и услуг, капиталов, людей. После этого в 1986 г. странами-членами был подписан Единый европейский акт и началась подготовка к переходу от ЕВР к экономическому, валютному и политическому союзу стран ЕС.
На этом пути достигнуты значительные успехи.
Во-первых, фактически уже создано единое европейское экономическое пространство, в которое вошли не только страны ЕС, но и государства второй интеграционной группировки этого региона — Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ)1. Следовательно, ныне это экономическое пространство объединяет уже 28 стран. Если в конце 1990-х гг. доля внутрирегиональной торговли в ЕС превышала 60%, то вскоре она может еще больше возрасти.
Во-вторых, по Шенгенскому соглашению фактически создано и единое европейское безвизовое пространство, в пределах которого нет пограничников, а для посещения любой из стран достаточно получить только одну действующую повсюду визу. Шенгенское соглашение действует с марта 1995 г. Сначала к нему присоединились десять стран — Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Франция, ФРГ, Австрия, Италия, Испания, Португалия и Греция, а в марте 2001 г. еще пять государств Северной Европы — Финляндия, Швеция, Норвегия, Дания и Исландия. Всего же в соответствии с Шенгенскими соглашениями право на безвизовый въезд в страны ЕС имеют граждане 45 государств — от Аргентины и Коста-Рики до Латвии и Литвы. Жители остальных стран, включая Россию, для въезда в ЕС должны получить визу.
В-третьих, что особенно важно, с 1 января 1999 г. в странах ЕС была введена единая валютная система, означавшая переход к общей валюте — евро. Правда, на первом этапе в зону евро вошли только 12 из 15 стран ЕС (вне ее остались Великобритания, Дания и Швеция), но и их население составило более 300 млн. человек, превысив численность жителей США. Вместе 12 стран сформировали уже Экономический и валютный союз (ЭВС), который в литературе часто именуют Евролендом или Еврозоной. Одновременно начал работать и Единый центральный банк.
После введения единой валюты евро ее переводной курс по отношению к национальным валютам стран Еврозоны был зафиксирован административным путем на неизменном уровне. Это означает, что бельгийские и люксембургские франки, немецкая марка, испанская песета, французский франк, ирландский фунт, итальянская лира, голландский гульден, австрийский шиллинг, португальский эскудо и финская марка стали переводиться на евро по строго фиксированному курсу. А для стран, не входящих в Еврозону, был установлен плавающий курс.
Так продолжалось до начала 2002 г., после чего наличные купюры и монеты евро полностью заменили валюты 12 стран. Пропорционально их переводному курсу были изменены и все рыночные цены, заработная плата, пенсии, налоги, банковские счета и пр. Одновременно в зону евро вошли еще около 25 стран и территорий, в большинстве своем входивших в зону франка, например шесть заморских департаментов Франции и 14 бывших ее владений в Африке. Новая валюта была принята также в Андорре, Монако, Сан-Марино и Ватикане.
Можно добавить, что в связи с уже упоминавшимся приходом к власти в большинстве стран ЕС социалистических и социал-демократических партий больше внимания стало уделяться не только финансово-экономическим, но и чисто гуманитарным проблемам. Так, при ЕС действует Комитет по образованию, в задачи которого входит согласование содержания и методов школьного образования. В Париже работает специальный Европейский институт образования и социальной политики. Существуют также Центр педагогических исследований и инноваций, Европейский институт исследований университетского образования, Европейский центр профессионального образования. С целью ликвидации языкового барьера осуществляются международные программы «Лингва» и «Эразмус». Первую из них начали реализовывать еще в 1989 г. в 12 странах. Она направлена на изучение десяти государственных языков: английского, французского, немецкого, итальянского, испанского, португальского, голландского, датского, греческого и ирландского. С 1987 г. воплощается в жизнь также программа «Эразмус», главная цель которой — расширение обмена студентами между странами союза.
Рис. 1. Расширение Европейского союза
К настоящему времени уже вполне сложилась и институциональная структура Европейского союза, сформировался механизм его функционирования, включающий в себя как межнациональные, так и наднациональные органы. К числу главных из них относятся: 1) Совет Европейского союза — главный законодательный орган ЕС, определяющий его единую политику. Страны — члены ЕС председательствуют в нем поочередно; 2) Европейская комиссия — главный исполнительный орган ЕС, решения которого имеют обязательную силу; 3) Европейский парламент (Европарламент) — представительный орган, 626 депутатов которого избирают прямым всеобщим голосованием граждане всех стран ЕС на пять лет; основная его функция заключается в назначении членов Европейской комиссии; 4) Европейский суд — высший судебный орган ЕС, призванный обеспечивать выполнение договоров и реализацию основополагающих принципов ЕС. Создание институциональной структуры ЕС намечалось завершить принятием конституции Евросоюза, определяющей наднациональные права его граждан. Хотя проект такой конституции готовился долго и вызвал большие разногласия, главы всех государств-членов его подписали. На национальных референдумах «за» высказалось и население большинства стран, но французы и голландцы проголосовали «против», и конституция не была принята.
Местопребывание Совета Европейского союза и Европейской комиссии — Брюссель, Европейского парламента — Страсбург, Европейского суда — Люксембург. В 1980-х гг. сложилась и основная символика ЕС: официальным гимном его стала ода «К радости» из девятой симфонии Бетховена, а флагом — синее полотнище с 25 золотыми звездами.
Ныне, как уже было отмечено, Европейский союз выступает в качестве одного из ведущих центров мировой экономики, оказывая большое воздействие на все мировое хозяйство. Его доля в мировом ВВП и промышленном производстве достигает 1/5, а в мировой торговле составляет почти 2/5. В экономической литературе этот центр иногда сравнивают с двумя другими ведущими центрами мирового хозяйства — США и Японией. Оказывается, что в нынешнем составе ЕС опережает два других мировых центра по многим ведущим показателям — и по доле в ВВП всех стран ОЭСР, и по доле в мировой торговле, и по валютным резервам. Страны ЕС занимают важные позиции не только в производстве традиционной промышленной продукции (станки, автомобили), но и во многих наукоемких отраслях. Они проводят единую региональную политику — и отраслевую (в особенности в аграрном секторе), и территориальную. В среднем в странах ЕС доля третичного сектора в структуре ВВП составляет 65%, а в некоторых — и более 70%. Это свидетельствует о постиндустриальной структуре их экономики.
Однако все эти достижения не означают, что страны ЕС не сталкиваются с довольно сложными геополитическими и социально-экономическими проблемами. Некоторые из этих проблем вытекают из того, что по своей экономической мощи входящие в ЕС государства различаются очень сильно, ведь это был союз великих держав и малых стран (табл. 2). Нетрудно подсчитать, что объем ВВП десяти малых стран ЕС меньше ВВП одной Германии, а в десяти новых членах ЕС среднедушевой доход составляет лишь 40% от среднеевропейского уровня.
Евросоюз как интеграционный регион имеет тесные экономические связи с другими частями мирового хозяйства. Среди его партнеров — США, Япония, Китай, страны Латинской Америки, Африки, других регионов. Экономическими соглашениями страны ЕС связаны с 60 другими государствами. К этому нужно добавить, что в соответствии с Ломейской конвенцией (заключенной в столице Того г. Ломе) в состав ЕС были включены в качестве ассоциированных членов 69 стран Африки, Карибского бассейна и Тихого океана (страны АКТ). Поскольку действие упомянутой конвенции завершилось в 1999 г., вместо нее было заключено новое многостороннее соглашение.
Для России, которая имеет общую границу с ЕС протяженностью в 2260 км, экономические и другие отношения с Европейским союзом имеют особое значение, ведь на долю 25 стран ЕС приходится 1/2 ее внешней торговли, и 1/2 всех инвестиций в российскую экономику также поступает из государств Евросоюза. После нескольких лет переговоров в 1997 г. вступило в силу Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС) между ЕС и Россией, в соответствии с которым были созданы Комитет парламентского сотрудничества и Совет сотрудничества. В 1999 г. была разработана стратегия развития отношений Российской Федерации с Европейским союзом на среднесрочную перспективу (2000—2010 гг.). Рассматривается вопрос о создании в ближайшие пять—десять лет общего экономического пространства России и ЕС. Однако новое расширение ЕС создает для России сложную проблему, связанную с Калининградской областью. После вхождения в ЕС Польши и Литвы она оказалась окруженной единым Шенгенским визовым пространством. Расширение ЕС на восток затрагивает экономические интересы России. Тем не менее сотрудничество ее с Евросоюзом продолжает расширяться. В 2005 г. были утверждены «дорожные карты» по сотрудничеству в четырех общих пространствах — экономическом, внешней безопасности, гуманитарном и внутренней безопасности.
Таблица 2
НЕКОТОРЫЕ ДАННЫЕ О «СТАРЫХ» СТРАНАХ ЕС (2005 г.)
Страна | Площадь, тыс. км2 | Численность населения, млн. чел. | ВВП, млрд. долл. (по ППС) | ВВП на душу населения, тыс. долл. | Доля безработных, % |
Австрия | 83,9 | 8,2 | 255 | 31,3 | 4,4 |
Бельгия | 30,5 | 10,4 | 290 | 30,6 | 8,1 |
Великобритания | 244,8 | 60,4 | 1800 | 29,6 | 5,0 |
Германия | 357,0 | 82,4 | 2430 | 28,7 | 9,9 |
Греция | 131,9 | 10,7 | 180 | 21,3 | 9,3 |
Дания | 43,1 | 5,4 | 230 | 32,2 | 5,6 |
Ирландия | 70,3 | 4,0 | 120 | 31,9 | 4,6 |
Испания | 504,8 | 40,3 | 845 | 23,3 | 11,3 |
Италия | 301,2 | 58,1 | 1480 | 27,7 | 8,7 |
Люксембург | 2,6 | 0,5 | 28 | 58,9 | 3,7 |
Нидерланды | 41,5 | 16,4 | 520 | 29,5 | 3,7 |
Португалия | 92,4 | 10,6 | 150 | 17,9 | 6,4 |
Финляндия | 337,0 | 5,2 | 165 | 29,0 | 9,0 |
Франция | 551,0 | 60,6 | 1780 | 28,7 | 9,4 |
Швеция | 450,0 | 9,0 | 315 | 28,4 | 5,6 |
- Тема 1 зарубежная европа
- 1. Зарубежная Европа в современном мире
- 2. Политическая карта и субрегионы зарубежной Европы
- 3. Европейский союз: уроки интеграции
- 4. Полезные ископаемые зарубежной Европы: размеры запасов и закономерности размещения
- 5. Польдеры и дамбы в Нидерландах
- 6. Зарубежная Европа: проблемы воспроизводства населения
- 7. Зарубежная Европа: обострение межнациональных отношений
- 8. Распад Югославии и его последствия
- 9. Зарубежная Европа как регион трудовых миграций населения
- 10. Крупнейшие городские агломерации и мегалополисы зарубежной Европы
- 11. Нефтегазоносный бассейн Северного моря
- 12. Зарубежная Европа: сдвиги в географии энергопотребления
- 13. «Нефтегазовый мост» Каспий — Европа
- 14. Районы и центры черной металлургии в зарубежной Европе
- 15. Автомобильная промышленность зарубежной Европы
- 16. Специализация сельского хозяйства зарубежной Европы
- 17. Высокоскоростные железнодорожные магистрали зарубежной Европы
- 18. Туннели в Альпах
- 19.Евротуннель под Ла-Маншем
- 20.На пути к единой транспортной системе Европы
- 21. Портово-промышленные комплексы зарубежной Европы
- 22.Технопарки и технополисы Западной Европы
- 23. Туристско-рекреационные районы зарубежной Европы
- 24.Загрязнение окружающей среды в зарубежной Европе
- 25.Меры по охране окружающей среды в зарубежной Европе
- 26.Охраняемые природные территории в зарубежной Европе
- 27. Объединение Германии: экономико-социально-географические проблемы