logo search
СЭГ

3. Европейский союз: уроки интеграции

Европейский союз (ЕС) — наиболее яркий при­мер региональной экономической интеграции. Впрочем, эту интеграцию называть экономиче­ской не совсем точно, поскольку она является одновременно и валютной, и политической, и культурной. В основополагающих документах ЕС четко записано, что союз призван содей­ствовать сбалансированному и устойчивому экономическому и социальному прогрессу стран-членов, в особенности путем создания пространства без внутренних границ, что его цель заключается в проведении общей внеш­ней политики и политики в области безопас­ности, развитии сотрудничества в области юс­тиции и внутренних дел. Словом, речь идет о создании действительно совершенно новой Ев­ропы, Европы без границ. Известно, что в свое время В. И. Ленин резко выступал против идеи Соединенных Штатов Европы. Похоже в наши дни она обрела вполне зримые черты.

В своем формировании современный Евро­пейский союз прошел несколько этапов, кото­рые прежде всего отражали его, так сказать, развитие вширь.

Формальной датой зарождения ЕС можно считать 1951 г., когда было учреждено Евро­пейское объединение угля и стали (ЕОУС) в составе шести стран: Германии, Франции, Ита­лии, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга.

В 1957 г. те же шесть государств заключили между собой еще два соглашения: о Европей­ском экономическом сообществе (ЕЭС) и о Ев­ропейском сообществе по атомной энергии (Евратом). Первое расширение сообщества, ко­торое в 1993 г. было переименовано в Европей­ский союз, произошло в 1973 г., когда в его со­став вошли Великобритания, Дания и Ирлан­дия, второе — в 1981 г., когда в него вступила Греция, третье — в 1986 г., когда ко всем этим странам добавились Испания и Португалия, и, наконец, четвертое — в 1995 г., когда в ЕС во­шли также Австрия, Швеция и Финляндия. Так сложилась эта интеграционная группиров­ка из 15 стран.

В 1990-х гг., особенно после распада миро­вой социалистической системы, тяга европей­ских стран к вступлению в Европейский союз чрезвычайно возросла. Еще в начале 1990-х гг. страны Восточной Европы стали так назы­ваемыми ассоциированными партнерами ЕС, что открывало перед ними перспективу бо­лее тесного сотрудничества с ним. В середине 1990-х гг. сначала Польша и Венгрия, затем Словакия, Румыния и Болгария, а также Че­хия, Словения и страны Балтии обратились в руководящие органы ЕС с просьбой о принятии их в полноправные члены этой организации. Кроме них в «очередь» на вхождение в ЕС вста­ли Турция, Кипр и Мальта. Из этих 13 претен­дентов 10 — Польша, Чехия, Венгрия, Слова­кия, Словения, Литва, Латвия, Эстония, Кипр и Мальта — присоединились к единой Европе в мае 2004 г. (рис. 1). После этого территория стран ЕС достигла почти 4 млн. км2, а населе­ние — 448 млн. чел. Еще двум кандидатам, Ру­мынии и Болгарии, придется подождать, по-видимому, до 2007г., а очередь Турции, возможно, наступит еще позднее. Такая от­срочка связана с необходимостью для этих стран провести структурную перестройку своей экономики, реформирование некоторых инсти­тутов власти, сближение своих законода­тельств с правовыми актами нынешних стран ЕС и др. Некоторые из входящих в ЕС госу­дарств (Греция, Испания, Португалия) также довольно долго ожидали приема.

Одновременно с развитием Европейского союза вширь происходило и его развитие вглубь, которое прошло примерно те же этапы. На начальном этапе существования интеграци­онной группировки главная задача заключа­лась в создании таможенного союза и общего рынка товаров; поэтому в обиходе ее обычно так и именовали Общим рынком. К середине 1980-х гг. эта задача была в основном выполнена, причем Общий рынок, ко­торый стали называть Еди­ным внутренним рынком (ЕВР), обеспечивал уже сво­бодное передвижение не толь­ко товаров, но и услуг, капи­талов, людей. После этого в 1986 г. странами-членами был подписан Единый евро­пейский акт и началась подготовка к переходу от ЕВР к экономическому, валют­ному и политическому союзу стран ЕС.

На этом пути достигнуты значительные успехи.

Во-первых, фактически уже создано единое европей­ское экономическое про­странство, в которое вошли не только страны ЕС, но и го­сударства второй интеграци­онной группировки этого региона — Европейской ас­социации свободной торгов­ли (ЕАСТ)1. Следовательно, ныне это экономическое про­странство объединяет уже 28 стран. Если в конце 1990-х гг. доля внутриреги­ональной торговли в ЕС пре­вышала 60%, то вскоре она может еще больше возрасти.

Во-вторых, по Шенгенскому соглашению фактически создано и единое европейское безвизовое пространство, в пределах которого нет погра­ничников, а для посещения любой из стран достаточно получить только одну дейст­вующую повсюду визу. Шенгенское соглашение действу­ет с марта 1995 г. Сначала к нему присоедини­лись десять стран — Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Франция, ФРГ, Австрия, Ита­лия, Испания, Португалия и Греция, а в мар­те 2001 г. еще пять государств Северной Европы — Финляндия, Швеция, Норвегия, Да­ния и Исландия. Всего же в соответствии с Шенгенскими соглашениями право на безвизо­вый въезд в страны ЕС имеют граждане 45 го­сударств — от Аргентины и Коста-Рики до Лат­вии и Литвы. Жители остальных стран, вклю­чая Россию, для въезда в ЕС должны получить визу.

В-третьих, что особенно важно, с 1 января 1999 г. в странах ЕС была введена единая ва­лютная система, означавшая переход к об­щей валюте — евро. Правда, на первом этапе в зону евро вошли только 12 из 15 стран ЕС (вне ее остались Великобритания, Дания и Швеция), но и их население составило более 300 млн. человек, превысив численность жите­лей США. Вместе 12 стран сформировали уже Экономический и валютный союз (ЭВС), кото­рый в литературе часто именуют Евролендом или Еврозоной. Одновременно начал работать и Единый центральный банк.

После введения единой валюты евро ее перевод­ной курс по отношению к национальным валютам стран Еврозоны был зафиксирован административ­ным путем на неизменном уровне. Это означает, что бельгийские и люксембургские франки, немецкая марка, испанская песета, французский франк, ир­ландский фунт, итальянская лира, голландский гуль­ден, австрийский шиллинг, португальский эскудо и финская марка стали переводиться на евро по строго фиксированному курсу. А для стран, не входящих в Еврозону, был установлен плавающий курс.

Так продолжалось до начала 2002 г., после чего наличные купюры и монеты евро полно­стью заменили валюты 12 стран. Пропорци­онально их переводному курсу были изменены и все рыночные цены, заработная плата, пен­сии, налоги, банковские счета и пр. Одновре­менно в зону евро вошли еще около 25 стран и территорий, в большинстве своем входивших в зону франка, например шесть заморских де­партаментов Франции и 14 бывших ее владе­ний в Африке. Новая валюта была принята также в Андорре, Монако, Сан-Марино и Вати­кане.

Можно добавить, что в связи с уже упоминав­шимся приходом к власти в большинстве стран ЕС социалистических и социал-демократических партий больше внимания стало уделяться не только финан­сово-экономическим, но и чисто гуманитарным про­блемам. Так, при ЕС действует Комитет по образова­нию, в задачи которого входит согласование содер­жания и методов школьного образования. В Париже работает специальный Европейский институт образо­вания и социальной политики. Существуют также Центр педагогических исследований и инноваций, Ев­ропейский институт исследований университетского образования, Европейский центр профессионального образования. С целью ликвидации языкового барьера осуществляются международные программы «Лингва» и «Эразмус». Первую из них начали реализовывать еще в 1989 г. в 12 странах. Она направлена на изуче­ние десяти государственных языков: английского, французского, немецкого, итальянского, испанского, португальского, голландского, датского, греческого и ирландского. С 1987 г. воплощается в жизнь также программа «Эразмус», главная цель которой — рас­ширение обмена студентами между странами союза.

Рис. 1. Расширение Европейского союза

К настоящему времени уже вполне сложи­лась и институциональная структура Европей­ского союза, сформировался механизм его функционирования, включающий в себя как межнациональные, так и наднациональные ор­ганы. К числу главных из них относятся: 1) Со­вет Европейского союза — главный законода­тельный орган ЕС, определяющий его единую политику. Страны — члены ЕС председательст­вуют в нем поочередно; 2) Европейская комис­сия — главный исполнительный орган ЕС, решения которого имеют обязательную силу; 3) Европейский парламент (Европарламент) — представительный орган, 626 депутатов кото­рого избирают прямым всеобщим голосовани­ем граждане всех стран ЕС на пять лет; основ­ная его функция заключается в назначении членов Европейской комиссии; 4) Европейский суд — высший судебный орган ЕС, призванный обеспечивать выполнение договоров и реализа­цию основополагающих принципов ЕС. Созда­ние институциональной структуры ЕС намеча­лось завершить принятием конституции Евро­союза, определяющей наднациональные права его граждан. Хотя проект такой конституции готовился долго и вызвал большие разногла­сия, главы всех государств-членов его подписа­ли. На национальных референдумах «за» вы­сказалось и население большинства стран, но французы и голландцы проголосовали «про­тив», и конституция не была принята.

Местопребывание Совета Европейского союза и Европейской комиссии — Брюссель, Европейского парламента — Страсбург, Европейского суда — Люк­сембург. В 1980-х гг. сложилась и основная симво­лика ЕС: официальным гимном его стала ода «К ра­дости» из девятой симфонии Бетховена, а флагом — синее полотнище с 25 золотыми звездами.

Ныне, как уже было отмечено, Европейский союз выступает в качестве одного из ведущих центров мировой экономики, оказывая боль­шое воздействие на все мировое хозяйство. Его доля в мировом ВВП и промышленном произ­водстве достигает 1/5, а в мировой торговле составляет почти 2/5. В экономической литера­туре этот центр иногда сравнивают с двумя другими ведущими центрами мирового хозяй­ства — США и Японией. Оказывается, что в нынешнем составе ЕС опережает два других мировых центра по многим ведущим показате­лям — и по доле в ВВП всех стран ОЭСР, и по доле в мировой торговле, и по валютным резер­вам. Страны ЕС занимают важные позиции не только в производстве традиционной промыш­ленной продукции (станки, автомобили), но и во многих наукоемких отраслях. Они проводят единую региональную политику — и отрасле­вую (в особенности в аграрном секторе), и тер­риториальную. В среднем в странах ЕС доля третичного сектора в структуре ВВП составля­ет 65%, а в некоторых — и более 70%. Это сви­детельствует о постиндустриальной структуре их экономики.

Однако все эти достижения не означают, что страны ЕС не сталкиваются с довольно сложны­ми геополитическими и социально-экономиче­скими проблемами. Некоторые из этих проблем вытекают из того, что по своей экономической мощи входящие в ЕС государства различаются очень сильно, ведь это был союз великих дер­жав и малых стран (табл. 2). Нетрудно подсчи­тать, что объем ВВП десяти малых стран ЕС меньше ВВП одной Германии, а в десяти новых членах ЕС среднедушевой доход составляет лишь 40% от среднеевропейского уровня.

Евросоюз как интеграционный регион име­ет тесные экономические связи с другими час­тями мирового хозяйства. Среди его партне­ров — США, Япония, Китай, страны Латин­ской Америки, Африки, других регионов. Эко­номическими соглашениями страны ЕС связа­ны с 60 другими государствами. К этому нужно добавить, что в соответствии с Ломейской кон­венцией (заключенной в столице Того г. Ломе) в состав ЕС были включены в качестве ассоци­ированных членов 69 стран Африки, Кариб­ского бассейна и Тихого океана (страны АКТ). Поскольку действие упомянутой конвенции за­вершилось в 1999 г., вместо нее было заключе­но новое многостороннее соглашение.

Для России, которая имеет общую границу с ЕС протяженностью в 2260 км, экономиче­ские и другие отношения с Европейским сою­зом имеют особое значение, ведь на долю 25 стран ЕС приходится 1/2 ее внешней торговли, и 1/2 всех инвестиций в российскую экономику также поступает из государств Евросоюза. Пос­ле нескольких лет переговоров в 1997 г. всту­пило в силу Соглашение о партнерстве и со­трудничестве (СПС) между ЕС и Россией, в со­ответствии с которым были созданы Комитет парламентского сотрудничества и Совет сотруд­ничества. В 1999 г. была разработана стратегия развития отношений Российской Федерации с Европейским союзом на среднесрочную перс­пективу (2000—2010 гг.). Рассматривается воп­рос о создании в ближайшие пять—десять лет общего экономического пространства России и ЕС. Однако новое расширение ЕС создает для России сложную проблему, связанную с Кали­нинградской областью. После вхождения в ЕС Польши и Литвы она оказалась окруженной единым Шенгенским визовым пространством. Расширение ЕС на восток затрагивает эконо­мические интересы России. Тем не менее со­трудничество ее с Евросоюзом продолжает рас­ширяться. В 2005 г. были утверждены «дорож­ные карты» по сотрудничеству в четырех общих пространствах — экономическом, внеш­ней безопасности, гуманитарном и внутренней безопасности.

Таблица 2

НЕКОТОРЫЕ ДАННЫЕ О «СТАРЫХ» СТРАНАХ ЕС (2005 г.)

Страна

Площадь, тыс. км2

Численность населения,

млн. чел.

ВВП,

млрд. долл. (по ППС)

ВВП на душу населения, тыс. долл.

Доля безработных, %

Австрия

83,9

8,2

255

31,3

4,4

Бельгия

30,5

10,4

290

30,6

8,1

Великобритания

244,8

60,4

1800

29,6

5,0

Германия

357,0

82,4

2430

28,7

9,9

Греция

131,9

10,7

180

21,3

9,3

Дания

43,1

5,4

230

32,2

5,6

Ирландия

70,3

4,0

120

31,9

4,6

Испания

504,8

40,3

845

23,3

11,3

Италия

301,2

58,1

1480

27,7

8,7

Люксембург

2,6

0,5

28

58,9

3,7

Нидерланды

41,5

16,4

520

29,5

3,7

Португалия

92,4

10,6

150

17,9

6,4

Финляндия

337,0

5,2

165

29,0

9,0

Франция

551,0

60,6

1780

28,7

9,4

Швеция

450,0

9,0

315

28,4

5,6