Значение автомобилестроения для народного хозяйства
1.1 Структура автомобилестроения
Автомобилестроение, как и любая отрасль народного хозяйства, имеет свою структуру. Рассмотрим ее.
По степени загруженности ресурсов автомобилестроение может быть легким и тяжелым. Легкое автомобилестроение представлено легковыми и грузовыми автомобилями. Тяжелое автомобилестроение - это грузовые авто, авто специального назначения (рабочие, например: подъемники и прочее).
По направленности промышленности автомобилестроение подразделяют на пассажирское и грузовое. К пассажирсокму относят производство тех же легковых автомобилей, автобусов, в том числе и микроавтобусов.
Стоимость продукции автомобилестроения мира в середине 90-х годов ХХ в. Оценивалась в 1000 млрд. долларов, т.е. примерно в 4 раза больше, чем в авиастроительной. Это обусловлено особенностями выпуска продукции: производство массовое.
Высокая наукоемкость отрасли - результат особой сложности продукции отрасли. На разработку новых конструкций техники уходит от 5 до 10 лет. Задача достижения высокой эксплуатационной надежности продукции, обеспечение длительности использования автомобилей (до 20-30 лет) вызывает необходимость создания новых видов конструкционных материалов, совершенствования всех агрегатов автомобильной техники. Это обусловило очень высокие расходы на научно-исследовательскую работу. Весь уровень расходов на конструирование и создание продукции автомобилестроения настолько велик, что его могут позволить себе только немногие фирмы нескольких промышленных государств мира.
Высокая степень капиталоемкости автомобилестроения определяет и соответственно высокую монополизацию отрасли: в ведущих странах насчитывается лишь по нескольку (3 - 4) фирм этой отрасли. Чрезвычайно жесткая конкуренция способствует слиянию даже крупных фирм внутри одной страны («Макларен» и «Мерседес» в США) и фирм разных стран в Западной Европе. Цель европейского объединения - противостояние продуцентам астотехники США.
Высокий уровень монополизации присущ производству двигателей. К ним предъявляют все больше технических, экономических, экологических требований, которые все более ужесточаются (надежность, снижение расхода топлива, уменьшение шума и опасных выхлопов). Моторы для легких самолетов производят многие страны, но двигатели для автомобилей - ограниченное число стран и фирм. Эти двигатели дорогостоящи (до 35% стоимости авто), и на их выпуске специализируются самые крупные фирмы (в США - «Дженерал Электрик», «Пратт энд Уитни»; в Великобритании - «Роллс-Ройс»; во Франции - «СНЕКМА»; одна фирма в Германии; в России - заводы в Рыбинске, Перми и др., в Украине - завод в Запорожье). Эти фирмы и заводы стали монополистами в производстве мощных двигателей.
Самый мощный ареал автомобилестроения - Япония и США.
Материальная основа развития автомобилестроения - промышленная база США с ее машиностроением, обеспечивающим все потребности производств. Особо нужно выделить самую большую в мире электронную промышленность, химическую и цветную металлургию. Страна располагает крупнейшей в мире научной базой, которая в значительной степени привлекалась к выполнению исследовательских работ для автомобилестроения. Монополизация всей отрасли исключительно велика, ведущим фирмам нет сильных конкурентов, однако идет процесс их слияния, увеличения роли в стране и в мире.
В автомобилестроения США в 80-е годы было занято 1,3 млн. человек, а в 2002 году численность их уменьшилась до 0,8 млн., что в три раза больше, чем во всей этой отрасли в странах Западной Европы. На США в 2002 году приходилось 45% продаж автотехники в мире (до 1/3 ее шло на экспорт). Ведущие фирмы производят разную по назначению автотехнику. Их роль в мировом автомобилестроении очень велика: в 2001 году «Мерседес» дал 50% автомобилей на мировом рынке).
В западноевропейском автомобилестроении наиболее значительна роль Франции и Великобритании.
Структурные сдвиги в автомобилестроении осуществляются в двух направлениях. Во-первых, меняется основа для роста традиционных отраслей автомобилестроения вследствие развития науки. Изменился характер продукции в давних отраслях автомобилестроения. Во-вторых, развиваются новые наукоемкие отрасли автомобилестроения.
Итак, в течение долгого времени приоритетами в структурной политике автомобилестроения могут стать:
1) ускоренное развитие наукоемких автостроительных производств;
2) социальная переориентация комплекса, предусмотренное ускоренное наращивание выпуска продукции гражданского автомобилестроения;
3) экологизация производства, что предусматривает выпуск ресурсосберегающих видов техники, применение ресурсосберегающих технологий автомобилестроения, расширение использования прогрессивных конструкционных материалов.
Прогрессивные структурные изменения способны в скором времени существенно снизить нагрузку на автомобилестроение и, что очень важно, снизить потребность в привлечении новых инвестиций для наращивания и обновления созданного производственного аппарата.
-->
Содержание
Похожие материалы