2.3 Автомобилестроение России
Автомобилестроение России отведено в отдельный пункт неспроста. Во-первых, Россия является стратегическим партнером Украины во многих вопросах, в том числе и автомобилестроения. Все украинские производители автомобилестроительной отрасли тем или иным образом связаны с Россией: рынком сбыта, закупкой деталей и т.д. Поэтому рассмотрим автомобилестроение России.
Состояние дел в российском автомобилестроении в настоящее время нестабильностью во всех сферах общественной жизни, в особенности в промышленном производстве в целом по стране. По сообщению Госкомстата России, замедлить спад производства в текущем году пока не удается. В целом за девять месяцев 2005 г. объем промышленного производства снизился на 17,6 %.
Стремительный рост цен вследствие их либеризации в 2002 г. вызвал неплатежеспособность предприятий, привел к недостатку оборотных средств, сдерживанию процесса производства и дестабилизации их финансового положения. Имеют место резкий спад инвестиционной активности, свертывание долгосрочных строительных программ. О глубоком свертывании деловой активности свидетельствует, например, тот факт, что из 393 пусковых объектов автомобильной промышленности, финансируемых за счет средств федерального бюджета, только три приняты в эксплуатацию и на трех объектах осуществлен частичных ввод мощностей.
В автомобильной промышленности, как и во всем машиностроении, усиливаются центробежные тенденции в отношениях между традиционными партнерами, рушатся кооперационные связи предприятий, которые оказались разделенными границами вновь образовавшихся независимых государств.
Таблица 1. Производство автомобилей в России, Украине, СНГ и Балтии (штук)
|
За декабрь |
Всего за год |
Темп (%) |
|||
|
2004 |
2003 |
2004 |
2003 |
|
|
ЛЕГКОВЫЕ АВТОМОБИЛИ |
||||||
Всего |
81353 |
75691 |
981724 |
874241 |
112.3 |
|
Российская Федерация |
|
|
|
|
|
|
в том числе: |
||||||
ОАМО ЗИЛ |
- |
- |
8 |
- |
- |
|
ОАО ГАЗ |
10344 |
10378 |
124339 |
124284 |
100.04 |
|
ОАО КамаЗ |
1755 |
1507 |
17933 |
8935 |
200.7 |
|
АО АвтоВаЗ |
60838 |
58662 |
740526 |
680570 |
108.8 |
|
АО Москвич |
1321 |
- |
19920 |
2929 |
680.1 |
|
АО АвтоУАЗ |
4925 |
3656 |
51411 |
33701 |
152.6 |
|
АООТ СеАЗ |
820 |
650 |
8302 |
3671 |
226.2 |
|
АО Красный Аксай (г. Ростов-на-Дону) |
1055 |
40 |
13000 |
4062 |
320.0 |
|
Ижмаш |
148 |
787 |
5200 |
9149 |
56.8 |
|
Украина |
147 |
11 |
1085 |
6940 |
15.июн |
|
в том числе: |
||||||
ПО АвтоЗаЗ |
136 |
11 |
1030 |
6881 |
15.0 |
|
ЛуАЗ |
11 |
- |
55 |
59 |
93.2 |
|
ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ (включая шасси) |
||||||
Всего |
13704 |
13974 |
162548 |
151146 |
107.5 |
|
Российская Федерация |
12536 |
13333 |
148301 |
138782 |
106.9 |
|
в том числе: |
||||||
ОАМО ЗИЛ |
1434 |
1606 |
18281 |
7200 |
253.9 |
|
ОАО ГАЗ |
7497 |
7180 |
87482 |
80375 |
108.8 |
|
ОАО КамАЗ |
584 |
2542 |
12765 |
20814 |
61.3 |
|
АО УралАЗ |
520 |
269 |
5339 |
6522 |
81.9 |
|
АО АвтоУАЗ |
2390 |
1262 |
20557 |
14760 |
139.3 |
|
АО ОЗТП- Сармат (г. Орск) |
- |
4 |
55 |
193 |
28.май |
|
ЗАО Уральский автомоторный завод |
52 |
56 |
973 |
1402 |
69.4 |
|
ОАО ПСА Бронто |
59 |
53 |
670 |
395 |
169.6 |
|
Ижмаш |
- |
361 |
2171 |
7101 |
30.июн |
|
АО БАЗ |
- |
- |
8 |
20 |
40.0 |
|
Украина |
91 |
234 |
1620 |
1962 |
82.6 |
|
в том числе: |
||||||
ПО АвтоКрАЗ |
91 |
231 |
1610 |
1905 |
84.5 |
|
ЛуАЗ |
- |
3 |
10 |
57 |
17.май |
|
Беларусь |
1077 |
407 |
12627 |
10402 |
121.4 |
|
в том числе: |
||||||
ПО МАЗ |
968 |
323 |
11449 |
9266 |
123.6 |
|
ПО БелАЗ |
109 |
83 |
1090 |
1047 |
104.1 |
|
ПО МОаЗ |
- |
1 |
88 |
89 |
98.9 |
|
АВТОБУСЫ |
||||||
Всего |
4238 |
3566 |
44545 |
37562 |
118.6 |
|
Российская Федерация |
4119 |
3489 |
43079 |
35566 |
121.1 |
|
в том числе: |
||||||
ОАМО ЗИЛ |
- |
- |
1 |
- |
- |
|
ОАО ГАЗ |
1006 |
534 |
8596 |
4482 |
191.8 |
|
АО НефАЗ |
50 |
421 |
600 |
1395 |
43.0 |
|
АО АвтоУАЗ |
2296 |
1751 |
24475 |
21084 |
116.1 |
|
АО ЛиАЗ |
43 |
11 |
129 |
234 |
55.1 |
|
АО КавЗ |
18 |
11 |
700 |
1078 |
64.9 |
|
АО ПАЗ |
689 |
760 |
8450 |
7235 |
116.8 |
|
АО ГолАЗ |
9 |
1 |
100 |
28 |
357.1 |
|
АО Спецавто |
7 |
- |
13 |
25 |
52.0 |
|
(г.Энгельс) |
||||||
АО ОЗТП- Сармат |
1 |
- |
15 |
5 |
300.0 |
|
(г.Орск) |
||||||
Украина |
104 |
74 |
1290 |
880 |
146.6 |
|
ЛАЗ |
104 |
74 |
1290 |
880 |
146.6 |
|
Латвия |
- |
- |
66 |
1093 |
6.0 |
|
АО РАФ |
- |
- |
66 |
1093 |
6.0 |
|
Беларусь |
15 |
3 |
110 |
23 |
478.3 |
|
ПО МАЗ |
15 |
3 |
110 |
23 |
478.3 |
|
ТРОЛЛЕЙБУСЫ |
||||||
Всего |
16 |
5 |
124 |
126 |
98.4 |
|
Российская Федерация |
|
|
|
|
|
|
АО Троллейбус-ный завод им.Урицкого |
|
|
|
|
|
|
16 |
5 |
115 |
115 |
100.0 |
||
Украина |
|
|
|
|
|
|
ЛАЗ |
- |
- |
9 |
11 |
81.8 |
Похоже, автомобильная промышленность понемногу выбирается из затяжного кризиса. Если брать за точку отсчёта 2003 год, то за прошлый год производство всех категорий автомобилей в целом возросло. Ненамного, конечно (легковые - плюс 7.5%, автобусы - 18.6%), но всё же достаточно ощутимо.
Ситуация же по “легковым” заводам, исходя из таблицы, выглядит так. За исключением отстающих Ижмаша и АвтоЗАЗа, практически все предприятия улучшили свои показатели: здесь и реанимированный АЗЛК, и АвтоВАЗ, и Красный Аксай (сборка Daewoo) , который заработал на полную мощность. Новенькие Волги сходят с конвейера без остановки (в новом году легковые автомобили на ГАЗе собирают шесть дней в неделю в три смены, а иногда и по воскресеньям). Всего за 2004 год Горьковским автозаводом было выпущено 220417 автомобилей (по сравнению с 2003 годом прирост на 5.4%). Лучше всего дела идут у грузового производства (96078 автомобилей - прирост на 13.2%).Отлично расходятся малютки Ока.
Ситуация с грузовиками несколько хуже. ЗИЛ вылезает из долговой ямы за счёт бычка, по-прежнему популярна Газель (выпущено 92958 грузовичков, фургонов и микроавтобусов - прирост на 23.1% по сравнению с пошлым годом; вот-вот на рынке появится вариант с дизелем Steyr), неплохо идут дела в Ульяновске, наращивает производство МАЗ. А вот КамАЗ охватила лихорадка: объём выпуска упал почти в четыре раза.
Что касается автобусов, то российскую статистику спасают в основном производители микроавтобусов - УАЗ и ГАЗ; неплохо идут дела у ПАЗа. А хороших и массовых больших автобусов (отвёрточная сборка Икарусов - не в счёт) как не было, так и нет…
В автомобилестроительном производстве занято , по данным за 2001 г. 1114336 чел., что составляет 97,2% занятых в 2000 г., в том числе численность промышленно-производственного персонала равнялась 963386 чел. (97% к 2000 г.), из них рабочих 771241 чел. (96,8% к 2000 г.).
Автомобилестроение остается пока еще одной из высокорентабельных отраслей промышленного производства Российской Федерации.
- ГЛАВА 1 ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЯ И ЕГО МЕСТО В НАРОДНОХОЗЯЙСТВЕННОМ КОМПЛЕКСЕ
- 1.1 Структура автомобилестроения
- 1.2 Особенности размещения автомобилестроения в мире
- ГЛАВА 2 ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЯ СТРАН-ЛИДЕРОВ
- 2.1 Место стран-лидеров на рынке автомобилестроения в мире
- 2.2 Характеристика экономического роста стран-лидеров в контексте развития автомобилестроения
- 2.3 Автомобилестроение России
- ГЛАВА 3 АНАЛИЗ АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЯ В УКРАИНЕ
- 3.1 Проблемы Украинского автомобилестроения в условиях становления рынка
- 3.2 Состояние автобусостроения Украины и перспективы развития.
- 16.3. Основные сдвиги в отраслевой структуре народного хозяйства
- 1.1.2. Промышленность как ведущая отрасль народного хозяйства
- 2. История автомобилестроения в росии
- 13. Советское автомобилестроение
- 1. Роль и значение промышленности в системе народного хозяйства
- Машиностроительный комплекс - основа научно-технического прогресса и материально-технического перевооружения всех отраслей народного хозяйства
- 1.8. Значение минералов в народном хозяйстве
- Значение автомобилестроения для народного хозяйства
- Дизайн в автомобилестроении
- 2. Значение электрофикации народного хозяйства