Региональные элементы
экономический район
хозяйственный комплекс страны.
Итак: основными элементами территориальной структуры хозяйства Украины являются:
Экономический район - форма территориальной организации хозяйства, которая образуется на основе общественного территориального разделения труда, возникновения и формирования районных территориальных производственных комплексов.
Промышленный район − территория с ярко выраженной индустриально-производственной специализацией. Это территориальная совокупность родственных предприятий, которые отличаются друг от друга масштабами производства, условиями формирования, сырьевыми, топливно-энергетическими, трудовыми ресурсами, специализацией и структурой производства, например, Донбасс – угольно- металургический р-н, Карпатский лесопромышленный р-н и др.
Агропромышленный район - это система экономически объединенных процессов производства сельскохозяйственного сырья, его промышленной переработки, обслуживающих и вспомогательных производств.
Промышленный узел − это локальный промышленно-территориальный комплекс, где при взаимной близости предприятия объединены между собой тесными производственными связями, общностью транспортно-территориального положения, общими системами инфраструктуры и поселений с целью наиболее эффективного использования природных, материальных и трудовых ресурсов. Чаще всего промышленный узел состоит из нескольких промышленных центров, один из которых выступает его ядром, а другие − спутниками. В Украине развиваются свыше 70 промышленных узлов. Наибольшими являются Донецко-Макеевский, Киевский, Харьковский, Мариупольский, Днепропетровско-Днепродзержинский и др.
Промышленный центр − это группа промышленных предприятий, взаимосвязанных общими вспомогательными производствами, а в ряде случаев - общностью технологического процесса, которые имеют единую систему расселения и обслуживаются общей инфраструктурой. Это, как правило, большой (средний) город с многоотраслевой специализацией промышленности (Иловайск, Славянск, Симферополь, Тернополь и др.)
Промышленный пункт − минимальный элемент территориальной организации производства (например, 1 промышленное предприятие в ПГТ или селе).
Диспропорции в территориальной структуре национальной экономики. Проблемы совершенствования экономического районирования Украины.
Главную проблему территориальной организации производительных сил районов Украины составляет все более усиливающаяся дифференциация их регионального развития, которая проявляется в растущих расхождениях, прежде всего, в показателях общественного производства и качества жизни населения. Такая дифференциация является следствием нарушения основных территориально-хозяйственных пропорций регионального развития. Состояние социально-экономического и экологического развития регионов является следствием длительной стагнации и общего кризиса экономики. Однако, имея мощный экономический потенциал, возможности для стабилизации и оживления хозяйственной деятельности, Украина демонстрирует все более заметные положительные сдвиги в экономическом развитии. Предыдущее нерациональное и неполное использование экономического потенциала обусловлено, прежде всего, недостаточным вниманием к региональным проблемам развития экономики, что и является одной из причин снижения эффективности экономического развития страны. Анализ региональной структуры указывает на значительную дифференциацию интегральных экономических районов (см. табл. 1.).
Среди основных проблем территориальной организации производительных сил в региональном измерении следует выделить следующие:
чрезвычайно высокая концентрация производительных сил в высокоиндустриальных районах − Донбасс и Приднепровье, частично Прикарпатье и отдельные агломерации. На 6 высокоразвитых областей Украины - Донецкую, Днепропетровскую, Запорожскую, Луганскую, Харьковскую и Киевскую приходится свыше 45% стоимости основных производственных фондов;
несоответствие между природно-ресурсным и трудоресурсным потенциалом, уровнем развития хозяйственной деятельности и пространственной ее организации в границах экономических районов, областей, городских поселений. Это, прежде всего, относится к Подольскому, Полесскому, Причерноморскому районам и их областям;
недостаточное развитие и несбалансированность составляющих транспортной системы, ее нерациональная пространственная дифференциация, которая предопределяет неполное включение отдельных регионов и больших промышленных центров в общегосударственное и международное разделение труда (центральные области Украины);
игнорирование на практике принципа регионального хозяйствования, в основе использования которого целесообразным является создание Фонда регионального развития для реализации государственных региональных программ и др. мероприятий, в частности, развития новых форм размещения производительных сил;
децентрализация процесса государственного регулирования экономики и сосредоточение определенной части функций, полномочий и ресурсов в регионах, хотя это требует взвешенного обоснования преимуществ;
сложность формирования рыночной среды по причине чрезмерной зависимости от региональных властей конкретных решений по приватизации;
несогласованность и сложность процесса нормативного и реального размежевания собственности между государственными и региональными уровнями по причине отсутствия законодательной четкой системы критериев и процедур распределения государственной собственности на уровнях государственной власти и местного самоуправления;
отсутствие эффективного объединения отраслевого и территориального управления, нескоординированность которого привела к ограничению возможностей учета региональных и отраслевых интересов, а также их согласования;
недостаточная эффективность региональной экономической политики, которая должна обеспечить развитие социально направленной экономики и качественный подъем на этой основе уровня жизни и благосостояния населения страны.
Таблица 1.
ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕГИОНАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ЭКОНОМИКИ УКРАИНЫ
Интегральные экономические районы | Трудовые ресурсы | Основные средства | Производство промышленной продукции | Производство с/х продукции | Валовая прибавлена стоимость | |||||||
| млн. лиц | % | млрд. грн.* | % | млрд. грн.* | % | млрд. грн.* | % | млрд. грн.* | % | ||
Донецкий | 3,37 | 15,2 | 171,4 | 16,8 | 84,4 | 29,2 | 5,4 | 8,3 | 40,3 | 16,5 | ||
Приднепровский | 3,02 | 13,6 | 198,9 | 19,4 | 72,0 | 24,9 | 8,1 | 12,5 | 35,5 | 14,5 | ||
Восточный | 2,72 | 12,3 | 138,8 | 13,6 | 37,0 | 12,8 | 9,3 | 14,3 | 28,2 | 11,5 | ||
Центральный | 2,88 | 13,0 | 160,3 | 15,7 | 31,2 | 10,8 | 7,3 | 11,2 | 56,6 | 23,2 | ||
Полесский | 2,17 | 9,8 | 75,7 | 7,4 | 14,7 | 5,1 | 8,9 | 13,7 | 16,3 | 6,7 | ||
Подольский | 1,87 | 8,4 | 58,0 | 5,7 | 11,0 | 3,8 | 8,3 | 12,8 | 14,0 | 5,7 | ||
Карпатский | 2,73 | 12,3 | 98,6 | 9,6 | 16,5 | 5,7 | 7Д | 10,9 | 22,5 | 9,2 | ||
Причерноморский | 3,41 | 15,4 | 120,5 | 11,8 | 22,3 | 7,7 | 10,6 | 16,3 | 30,9 | 12,7 |
Из таблицы видно, что значительная частица трудовых ресурсов (28,8%), основных средств (36,2%) и производства промышленной продукции (54,1%) приходится на Донецкий и Приднепровский экономические районы. В этих районах сконцентрированные наиболее энерго- и фондоемкие, экологически вредные производства промышленности — топливно-энергетического, металлургического и химического комплексов. Они являются базовыми для развития национальной экономики и играют важную роль в международном разделении труда. Наличие полезных ископаемых, благоприятные природные условия, социальные факторы, производственный потенциал и возможность его технологического обновления в будущем будут играть решающую роль в производственной специализации этих регионов. Однако их удельный вес в общем объеме промышленного производства неуклонно уменьшается с развитием высокотехнологичных производств в других экономических районах страны.
Несовершенство существующей сетки экономического районирования и административного деления Украины побуждает к поиску новых вариантов формирования новой системы районирования.
Перспективным направлением обоснования нового экономического районирования должен стать учет состояния окружающей среды, использования земельных ресурсов, уровня развития производственного и трудового потенциала, коммуникационной инфраструктуры, в частности, путей сообщения, создания, в конечном счете, новой жизненной среды в сфере образования, медицинского, бытового обслуживания населения.
Недостаточно учтена районообразующая роль городов-миллионеров. Экономические районы с центрами городами «миллионниками» смогли бы стать основой регулирования социально-экономического развития страны. В реальной жизни, например, Одесса, является признанным центром Юга, Донецк – Востока, Львов – Запада Украины.
Новое экономическое районирование следует осуществить с учетом мирового опыта формирования и функционирования, экономических макрорегионов, осуществления реформирования административно-территориального устройства.
Опыт развитых стран (Германия, Россия, Испания, Великобритания и др.) показывает, что для экономики, которая эффективно развивается, оптимальным масштабным рангом бюджетоформирующим звеном второго уровня является территория, по площади равная нескольким (часто 2-3) областям Украины.
То есть, если сейчас первым уровнем бюджетоформирования является страна, а вторым уровнем – АР Крым, 24 области, города Киев и Севастополь, то предлагается второй уровень бюджетоформирования передать шести экономическим районам (макрорегионам) с центрами в городах Киев, Харьков, Днепропетровск, Донецк, Одесса, Львов. Эти города будут возглавлять соответственно Центральный, Северо-Восточный, Центрально-Восточный, Восточный, Южный и Западный макрорегионы.
Если не изменять административные границы областей, то не потребуется больших усилий и затрат для создания дополнительного административного аппарата. Можно ограничиться внегосударственной формой регулирования деятельности экономических районов – Агентствами регионального развития, например, или советами председателей облгосадминистраций или председателей областных советов.
Для Украины проведение административной реформы и формирование новой сетки экономических регионов является заданием первоочередным.
Главным является решение вопроса выравнивания уровней экономического развития макрорегионов, административных областей, внутриобластных регионов и их групп (субрегионов). С этой целью Правительство предложило схему административно-территориального устройства. Среди радикальных изменений в этой схеме - присвоение ранга региона большим городам (города-регионы: Киев, Днепропетровск, Донецк, Львов, Одесса, Харьков); укрупнение внутри-областных административных районов; присвоение ранга районов средним городам (города-районы: Полтава, Кременчуг, Симферополь, Мариуполь, Ровно, Житомир и т.д.); объединение Ровенской и Волынской областей; разделение Кировоградской и Донецкой областей. По мнению авторов этого проекта, такие меры помогут сбалансировать потенциалы регионов. Существует мнение, что в ходе реализации радикальной административной реформы Украина может потерять унитарность, а введение федерализма может привести к проявлению сепаратизма. Поэтому к административной реформе следует подготовить население регионов.
Региональная политика, используя метод экономического районирования, должна быть, направлена на решение проблемы национальных отношений, межнациональной вражды, ликвидации вражды как важнейшего фактора нестабильности социальной жизни Украины.
- Тема 3. Экономическое районирование и территориальная организация хозяйства Украины План
- 1. Понятие экономического районирования.
- 2. Основные принципы и факторы экономического районирования в Украине.
- 3. Типы экономических районов. Современная сетка экономических районов Украины.
- 1) Донецкого (Донецкая, Луганская области)
- 4. Определение территориальной структуры хозяйства и её основные элементы.
- Точечные элементы
- Узловые элементы
- Ареальные элементы
- Региональные элементы
- Контрольные вопросы: