logo
Конспект лекций по экономической географии / ЛЕКЦИЯ11

5. Волго-вятский район

Состав

Кировская и Нижегородская области, Республики: Марий Эл, Мордовская и Чувашская.

Экономико-географическое положение

Территория — 263 тыс. км2 Район расположен в цент­ральной части европейской территории России, в бассейнах рек Волги и Вятки. Географическое положение района на важней­ших водных артериях и на пересечении железных дорог, свя­зывающих Центр с Северо- Западом, Поволжьем и Уралом, соз­дает благоприятные условия для развития хозяйства. ЭГП за­падной части района похоже на ЭГП Центрального экономиче­ского района РФ. А южная часть района сходна по природным условиям с Центрально-Черноземным районом.

Природные условия и ресурсы

Климат — умеренно-континентальный. Весь район распо­ложен в лесной зоне.

Собственные ресурсы района не очень велики — торф, строи­тельные материалы, фосфориты (Кировская область). Имеются большие массивы лесов в Заволжье. Водные ресурсы — также одно из богатств региона. Река Волга — не только важная транс­портная артерия. На ее берегах издавна селились люди и вели свое хозяйство.

Население

Численность населения Волго-Вятского района — 8,4 млн. человек (1996 г./, средняя плотность населения — 32 человека на 1 км2. Размещено население неравномерно (показатель плот­ности варьирует от 14 человек в Кировской области до 74 чело­век на 1 км2 в Чувашии).

Национальный состав — неоднороден: проживают русские (большинство), мордва, марийцы, чуваши, татары, удмурты. Наиболее древнее население среднего Поволжья — народы уральской языковой семьи (финно-угорская группа) — марийцы и мордва. Их предки жили здесь за много веков до нашей эры. Вторая по времени (формирования этническая группа населения - тюркская (чуваши, татары) — освоили этот район в III— IV вв. пашен эры. Третьим этническим слоем является славянский, представленный в основном русскими, которые пришли в этот район в XIII в., когда был основан Нижний Новгород.

Население Чувашии (1996г.) — 1,36 млн. человек (среди них 26% русских): население Марий Эл — 766 тыс. человек (рус­ских около 47%); Мордовии — 956 тыс. человек (доля русских — 60%).

Городское население превышает сельское (коэффициент урбанизации - 70%). Основная часть населения живет в крупных городах. Особенно выделяется по своему значению Нижний Новгород с населением свыше 2 млн. человек.

Хозяйство

Район специализируется па машиностроении. Развиты также химическая и лесная промышленность. Ведущая роль принадлежит транспортному машиностроению (автомобиле и судостроению), и также неметаллоемкому машиностроению (приборостроение, электротехника) и станкостроению.

Специализацию района определяют следующие факторы: удобное ЭГП, исторически сложившаяся индустриальная база Нижнего Новгорода (Сормовский завод был одним из круп­нейших еще в дореволюционной России), значительные трудо­вые ресурсы, большие запасы водных и лесных ресурсов при явном недостатке сырьевых и энергетических.

Но размерам производства и разнообразию выпускаемой про­дукции район значительно уступает соседнему Центральному. Хозяйство ориентируется на привозное сырье и топливо с Ура­ла, Поволжья, из Западной Сибири.

Машиностроение представлено автомобиле- и судостроением, производством двигателей, изделий радиотехники, приборов, инструментов, оборудования для химической и деревообрабаты­вающей промышленности. В этой отрасли занято 50% эконо­мически активного населения района. Автомобильный завод в Нижнем Новгороде связан с заводами-смежниками и имеет фи­лиалы: автобусный завод (Павлово), завод автосамосвалов (Саранск).

Скоростные суда на подводных крыльях "река-море", реч­ные ледоколы производил ранее завод "Красное Сормово" в Нижнем Новгороде, Машиностроительные заводы созданы в Кирове и Чебоксарах (тяжелые промышленные тракторы, тя­гачи. гусеничные тракторы, бульдозеры, вездеходы). Заводы Са­ранска выпускают электролампы, ртутные, дуговые, кварцевые лампы и др..

Обслуживают машиностроение местные металлургические передельные заводы (Кулебаки, Выкса), но большая часть ме­талла поступает с Урала.

Химическая промышленность — вторая важная отрасль специализации района (основной центр — г. Дзержинск), где вырабатываются синтетические смолы, пластмассы, азотные удобрения, серная кислота и др. В Кстово находится крупный нефтеперерабатывающий завод ( к городу подходит нефтепровод из Альметьевска).

Лесная промышленность базируется на собственных ресур­сах. Предприятия производят пиломатериалы, спички, мебель. Целлюлозно-бумажные комбинаты (ЦБК) построены на Волге — в Правдинске, Балахне, Волжске. ЦБК в Балахне — крупней­ший в России по производству газетной бумаги.

Сохранились и развиваются старинные кустарные промыс­лы — хохломская роспись (г. Семенов).

Агропромышленный комплекс. Сельское хозяйство — много­отраслевое, но оно лишь частично обеспечивает потребности района. Ведущее место принадлежит животноводству (исполь­зуются естественные луга и пастбища по долинам рек). Разводят крупный рогатый скот, овец, свиней. Земледелие специализи­руется на производстве картофеля, а на юге района — на выра­щивании зерновых и технических культур.

Топливно- энергетический комплекс. Энергетика района ис­пользует торф и гидроресурсы. На реке Волга действуют Ниже­городская и Чебоксарская ГЭС. Но основное значение имеют нефть и газ, поступающие из Поволжья и Западной Сибири, а также уголь Печорского и Кузнецкого бассейнов. Большинство электроэнергии вырабатывается на тепловых электростанциях» Крупнейшие из них размещены в Балахне, Нижнем Новгороде, Дзержинске.

Транспорт. Самая крупная транспортная артерия — Волга. Район не обладает густой транспортной сетью, но через его тер­риторию проходят важные железнодорожные и автомобильные магистрали в восточные районы страны.