I. Пояснительная записка
География населения занимает ведущее место в структуре дисциплин социально-экономической географии. Изучение данной дисциплины в комплексе с другими географическими предметами позволяет сформировать профессионально подготовленного специалиста-географа и гармонически развитую личность.
Изучение динамики численности, структуры и географической дифференциации демографических процессов во взаимосвязи с экономико-географическими факторами позволяет студентам понять комплексность и многоплановость территориальной организации общества.
Основной целью преподавания дисциплины «География населения мира» является формирование на основе компетентностного подхода у студентов знаний, умений и навыков в области анализа динамики и пространственных закономерностей демографических процессов, размещения и расселения населения, урбанизации и этнических процессов на макро-, мезо- и микрогеографическом уровнях в условиях постиндустриального развития мира, необходимых для углубленного изучения остальных дисциплин социально-экономико-географического цикла, а также практической деятельности.
Задачи изучения дисциплины:
освоение и формирование базового понятийно-терминологического аппарата, методологии и методики изучения демографических процессов, структуры населения, миграции, расселения и урбанизации;
определение роли международных организаций в накоплении знаний в области народонаселения, регулировании мировых демографических процессов, разработке международных документов по проблемам населения;
выявление и познание факторов и территориальных закономерностей основных демовоспроизводственных и миграционных процессов, современных проблем народонаселения в условиях постиндустриального развития, их последствий и путей решения;
установление пространственно-временных закономерностей городского и сельского расселения мира и новых тенденций развития;
выявление структурных особенностей этнического состава регионов и стран мира;
формирование навыков комплексной экономико-географической оценки демографической ситуации регионов и стран мира для осмысления и разработки демографической политики.
В ходе изучения дисциплины большое внимание уделяется: 1) работе студентов с картами общего географического профиля (политическая, экономическая, физическая карта мира и регионов) и картами по народонаселению: размещение и плотность населения мира, урбанизация мира, народы мира и др.; 2) выполнению расчетно-аналитических и картографических заданий. Для наиболее сложных тем предусмотрено проведение практических занятий, контролируемой самостоятельной работы, коллоквиумов.
Выпускник должен:
знать:
понятийно-терминологический аппарат в области геодемографии, расселения, урбанизации, миграции и этнической географии;
методологию и методику анализа основных демографических процессов как предметной области социально-экономической географии;
основные этапы формирования и динамики численности населения мира и основных регионов мира;
общие и региональные закономерности основных демографических процессов, урбанизации и миграции населения мира;
уметь:
применять методы экономико-географических исследований и цифровой картографии для оценки демографической ситуации, структуры населения и расселения стран и регионов мира;
оценивать основные факторы и тенденции территориальной дифференциации демовоспрозводственных процессов и структуры населения в различных регионах мира;
выявлять пространственные закономерности урбанизации и миграции населения мира на разных иерархических уровнях;
устанавливать предпосылки, оценивать глобальные проблемы народонаселения (депопуляция, демографическое старение) и знать пути их решения в различных государствах мира.
Количество часов всего – 118, из них аудиторных – 68, в том числе, лекционных – 42, практических– 26. Завершается изучение дисциплины экзаменом.
- Белорусский государственный университет
- 2009 Г.
- I. Пояснительная записка
- II. Содержание учебного материала
- Раздел I. Введение в курс
- Тема 1. География населения: предмет, цели и структура курса
- Тема 2. Текущий учет населения. Переписи населения. Регистры населения
- Тема 3. Методологические и методические основы географии населения
- Раздел II. Основы геодемографии
- Тема 4. Естественное движение населения и географические различия в мире
- Тема 5. Типы воспроизводства населения мира. Демографический переход
- Тема 6. Половозрастная структура населения мира. Демографическое старение
- Раздел III. География миграций
- Раздел IV. Динамика численности населения мира
- Раздел V. География расселения мира
- Раздел vіі. География населения беларуси
- Тема 15. Воспроизводство и половозрастная структура населения Беларуси. Демографическая безопасность
- Тема 16. География и пространственные различия урбанизации Беларуси. Сельское расселение.
- Тема 17. Динамика и структура миграционного движения
- IV. Информационно-методическая часть Литература Основная
- Дополнительная
- Основные демографические сайты
- Приложение 1.
- Приложение 2. Примерный перечень заданий по практическим занятиям тема. Половозрастная структура населения мира
- Демографическая нагрузка макрорегионов мира
- Шкала старения ж. Боже-Гарнье ‑ э. Россета
- Тема. География мирового процесса урбанизации
- Развитие процесса урбанизации в регионах мира, 1950 – 2010 гг.
- Изменение уровня урбанизации мира за период 1950 – 2025 гг.
- Региональные характеристики процесса урбанизации, 2005 г.
- V. Протокол согласования учебной программы по изучаемой учебной дисциплине с другими дисциплинами специальности
- VI. Дополнения и изменения к учебной программе по изучаемой учебной дисциплине