Тема 1. География населения: предмет, цели и структура курса
Предмет изучения географии населения. Место географии населения в системе географических наук. Связь географии населения с другими науками: социологией, психологией, статистикой и др.
Роль зарубежной географии в формировании методологии географического изучения населения. Основные теории народонаселения, крупнейшие школы: меркантилизма, физиократизма, мальтузианства, экономического детерминизма, поссибилизма, инвайронментализма, географии человека и др. Зарубежные школы географии человека (Human Geography).
Основные направления развития науки в XIX и начале XX в. Роль представителей русской экономико-географической школы М. В. Ломоносова, А.Б. Бушена, П.П. Семенова‑Тянь-Шанского и В.П. Тянь-Шанского, А.И. Воейкова, В.Э. Дэна, Р.М. Кабо в становлении теории географии населения.
Вклад экономико-географических школ Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургского государственного университета в развитие географии населения. Вклад белорусских ученых в развитие географии населения.
Значение курса в подготовке специалистов, в понимании ими исторических особенностей, современных пространственных закономерностей демографической ситуации мира и прогнозов, перспектив и проблем развития и их регулирования в условиях постиндустриализации общества.
Место и роль международных специализированных организаций в области народонаселения в накоплении сведений в области народонаселения, регулировании мировых демографических процессов, разработке международных документов по проблемам населения: Отдел населения департамента экономических и социальных проблем ООН, Управление Верховного комиссара по делам беженцев, Организация ООН по вопросам образования, культуры и науки, Фонд ООН в области народонаселения, Бюро Цензов США, Исследовательское бюро по народонаселению. Международные конгрессы по народонаселению. Роль Международной конференции по народонаселению и развитию (Каир, 1994 г.) в решении демографических проблем мира.
- Белорусский государственный университет
- 2009 Г.
- I. Пояснительная записка
- II. Содержание учебного материала
- Раздел I. Введение в курс
- Тема 1. География населения: предмет, цели и структура курса
- Тема 2. Текущий учет населения. Переписи населения. Регистры населения
- Тема 3. Методологические и методические основы географии населения
- Раздел II. Основы геодемографии
- Тема 4. Естественное движение населения и географические различия в мире
- Тема 5. Типы воспроизводства населения мира. Демографический переход
- Тема 6. Половозрастная структура населения мира. Демографическое старение
- Раздел III. География миграций
- Раздел IV. Динамика численности населения мира
- Раздел V. География расселения мира
- Раздел vіі. География населения беларуси
- Тема 15. Воспроизводство и половозрастная структура населения Беларуси. Демографическая безопасность
- Тема 16. География и пространственные различия урбанизации Беларуси. Сельское расселение.
- Тема 17. Динамика и структура миграционного движения
- IV. Информационно-методическая часть Литература Основная
- Дополнительная
- Основные демографические сайты
- Приложение 1.
- Приложение 2. Примерный перечень заданий по практическим занятиям тема. Половозрастная структура населения мира
- Демографическая нагрузка макрорегионов мира
- Шкала старения ж. Боже-Гарнье ‑ э. Россета
- Тема. География мирового процесса урбанизации
- Развитие процесса урбанизации в регионах мира, 1950 – 2010 гг.
- Изменение уровня урбанизации мира за период 1950 – 2025 гг.
- Региональные характеристики процесса урбанизации, 2005 г.
- V. Протокол согласования учебной программы по изучаемой учебной дисциплине с другими дисциплинами специальности
- VI. Дополнения и изменения к учебной программе по изучаемой учебной дисциплине