Лабиринт 6
Упражнение «Составь предложение»*. Выбери любое слово-картинку и составь с ним предложение. Образец: Коля пьёт воду из фляги.
Упражнение «Половинки»*. Я загадаю слово и назову его конец. А ты добавь недостающую часть слова и проговори его целиком. Образец: -та — пли-, плита.
Упражнение «Вчера, сегодня, завтра»* Выбери любое слово-картинку и составь с ним предложения по образцу. Образец: Вчера пекарь пёк хлеб. Сегодня пекарь печёт хлеб. Завтра пекарь испечёт хлеб.
Упражнение «Четвёртый — лишний». Помоги лисёнку выполнить задание. Найди в каждом ряду лишнюю картинку и обведи её в кружок. Объясни свой выбор. Назови все лишние картинки, чётко произнося звук Ль.
Упражнение «Посчитай». Мальвина собрала красивый букет. Посчитай цветы в её букете. Образец: один тюльпан, два тюльпана... Каких цветов больше? Каких — меньше? Посчитай цветы в обратном порядке по образцу. Образец: пять тюльпанов, четыре тюльпана...
Упражнение «Угадай». Послушай слово-действие. Соедини его с подходящими по смыслу картинками карандашом соответствующего цвета. Произнеси получившиеся словосочетания, выделяя звук Ль.
ИДЁТ ЛЕТАЕТ ЕДЯТ
Упражнение «Аналогии». Рассмотри и назови картинки. Соедини друг с другом подходящие картинки из красной и синей рамочек. Составь словосочетания по образцу. Образец: лес и олень.
Упражнение «Телефон». Олегу и Юле нравилось загадывать друг другу слова по телефону. Нужно прослушать три слова и повторить их без ошибок. Поиграй вместе с ребятами. Послушай ряды слов и повтори их, отчётливо произнося звук Ль.
соль — фасоль — моль пыль — быль — ковыль ель — метель — щавель пальто — тюльпан — бульдог
поля — поляна — коляска неделя — шляпа — клякса лиса — лимон — ливень лейка — лебедь — лента
Упражнение «Какой? Какая? Какие?» Ответь на вопросы одним словом, отчётливо произнося звук Ль. Образец: Мука для блинов какая? — Блинная.
Поляна, на которой растёт земляника, какая?
Упражнение «Составь предложение». Составь предложения про Лёню и Алину по схемам с опорой на картинки. Образец: Лёня... сливы. — Лёня съел сливы.
Упражнение «Исправь предложение». Хитрая лиса Лизавета придумала неправильные предложения. Послушай их. Найди и исправь ошибки.
Пальмы лежали подо львом. Лестница залезла на мальчиков. Ленты заплели в косы Юлю. Листья сидели на улитках. В пелёнке лежит коляска. Галя положила блюдце на сливы.
Упражнение «Хотим быть похожими». Белочка Алиса и львёнок Лёва живут в волшебной стране. Они друзья, поэтому многое делают вместе. Закончи предложения про Алису и Лёву по образцу. Образец: Алиса гуляла по аллее, и Лёва... (гулял по аллее). Лёва наблюдал за лебедем, и Алиса... (наблюдала за лебедем).
Лёва наблюдал за лебедем, и Алиса .... Лёва любовался лютиками, и Алиса .... Лёва отдыхал под пальмами, и Алиса.... Лёва нашёл листья липы, и Алиса ....
Лёва пил клюквенный кисель, и Алиса ....
Упражнение «Подарки». Лесная фея пригласила на праздник малышей — бельчонка, оленёнка, лисёнка и лягушонка — и подарила всем подарки. Помоги разобраться, какой подарок получил каждый гость. Составь предложения по образцу. Образец: Лягушонок получил в подарок лилию.
Упражнение «Сложи картинку». Послушай стихотворения. Сложи из счётных палочек (спичек) картинки по образцу. Вспомни и повтори каждое стихотворение.
Труженица-мельница Встала у реки. Намели нам, мельница, Из зерна муки! Т. Шорыгина Составь предложение со словом мельница. Любит львица, любит лев, Любят львята львиный зев. Словно львы, цветы зевают. Их из лейки поливают. Т. Куликовская Какие слова со звуком Ль ты запомнил из этого стихотворения?
Подарили нашей Капе Из соломки белой шляпу. Из-за этой самой шляпы Изменилась жизнь у Капы. Н. Кнушевицкая Составь предложение со словом шляпа. Когда лежу я на спине, Нет пользы никакой во мне. Но прислони меня к стене, Найдётся сразу дело мне. Б. Ширшов Составь предложение со словом лестница.
Упражнение «Рифмы». Послушай начало фразы и закончи её подходящими словами. Повтори фразы полностью. Справиться с заданием тебе помогут картинки. Образец: Оль-оль-оль, оль-оль-оль — покупаем с мамой... — Оль-оль-оль, оль-оль-оль — покупаем с мамой соль.
Сочини новые фразы-рифмы с этими или с другими слогами и словами. Последнее слово каждой фразы-рифмы должно заканчиваться слогом, повторяющимся в первой её части. Образец: Ли-ли-ли, ли-ли-ли — нам гудели корабли.
Оль-оль-оль, оль-оль-оль — покупаем с мамой ....
Ель-ель-ель, ель-ель-ель — Коля постелил ....
Оль-оль-оль, оль-оль-оль — в супе варится .... Ель-ель-ель, ель-ель-ель — полосатый толстый ....
Ля-ля-ля, ля-ля-ля — это круглая .... Ель-ель-ель, ель-ель-ель — я пью клюквенный ....
Упражнение «Загадки». Послушай и отгадай загадки. Справиться с заданием тебе помогут картинки. Соедини загадки с картинками-отгадками. Повтори названия всех картинок-отгадок.
Эта птица на охоту Шлёпает всегда к болоту. Медленно она ступает И лягушек собирает. (Цапля) Н. Кнушевицкая
С малышами я вожусь, С ними провожу все дни. Никогда я не сержусь На проделки ребятни. (Воспитатель) Т. Шорыгина
К земле никнет стебелёк, Ягодка, как огонёк. (Земляника) Т. Шорыгина
Он с оранжевою кожей, Что на солнышко похожа. А под кожей — дольки. Посчитайте, сколько? (Апельсин) Т. Шорыгина
Упражнение «Расскажи-ка». Послушай рассказ. Вспомни и назови слова со звуком Ль.
- Артикуляционная гимнастика
- 1. Заборчик
- 2. Лопаточка
- Рот открыть. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Занести «лопатку» в рот, стараясь не напрягать язык.
- 4. Вкусное варенье
- 3. Иголочка
- Рот приоткрыть. Широким языком облизывать верхнюю губу, делая движения сверху вниз. Нижняя челюсть неподвижна!
- Открыть рот. Язык сделать узким (напрячь). Узкий язык выдвинуть далеко вперёд, а затем убрать вглубь рта.
- 5. Почистим зубки
- 6. Лошадка
- «Почистить» кончиком языка нижние зубы с внутренней стороны (слева — направо, сверху вниз). Нижняя челюсть неподвижна!
- Присасывать язык к нёбу, растягивая подъязычную связку. Щёлкать языком медленно и сильно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна.
- Лабиринт 4
- Лабиринт5
- Лабиринт 6
- Косточка
- Рекомендовано Ученым Советом Педагогического общества России Издание развивающего обучения
- Комарова,л.А.