Присасывать язык к нёбу, растягивая подъязычную связку. Щёлкать языком медленно и сильно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна.
Упражнение «Колокольчик». Помоги весёлому гномику добраться домой. Не забудь, что по пути нужно поздороваться с цветами на поляне! Проводи пальчиком по дорожке, «звеня в колокольчик»: Ль-Ль-Ль... — ведь именно так гном здоровается с цветами. (Рот приоткрыт. Язык за верхними зубами.)
Упражнение «Песенки». Мальвина решила научить своих друзей правильно произносить звук Ль. Для этого она придумала слоговые песенки! Слушай внимательно и повторяй песенки вместе с Мальвиной и её друзьями. Постарайся не ошибаться. (Следите за отчётливым произнесением звука Ль в рядах слогов. Если ребёнок допустил ошибку, предложите ему повторить еще раз.)
ЛЯ-ЛЯ-ЛЁ ЛЁ-ЛЁ-ЛЯ ЛИ-ЛЕ-ЛЕ ЛЕ-ЛЮ-ЛЮ ЛЮ-ЛЕ-ЛЮ ЛЯ-ЛЁ-ЛЯ-ЛЁ ЛЁ-ЛИ-ЛЁ-ЛИ ЛИ-ЛЕ-ЛИ-ЛЕ ЛЕ-ЛЮ-ЛЕ-ЛЮ ЛЮ-ЛЕ-ЛЮ-ЛЕ ля - ля - ля ЛЕ - ЛЕ - ЛЕ ЛИ - ЛИ - ЛИ ЛЕ - ЛЕ - ЛЕ ЛЮ - ЛЮ - ЛЮ АЛЬ - АЛЬ - АЛЬ ОЛЬ - ОЛЬ - ОЛЬ УЛЬ - УЛЬ - УЛЬ иль - иль - иль эль - эль - эль АЛЬ-ОЛЬ-АЛЬ-ОЛЬ УЛЬ-ЫЛЬ-УЛЬ-ЫЛЬ ЭЛЬ-АЛЬ-АЛЬ-ЭЛЬ ИЛЬ-ИЛЬ-ЕЛЬ-ЕЛЬ яль-юль-яль-юль
Лабиринт 1
Прежде чем начать работу с лабиринтами, внимательно прочитайте введение!
Упражнение «Загадки». Я назову тебе слова-признаки, а ты покажи соответствующую картинку и назови слово. Образец: высокая, старая, зеленая, цветущая... — липа.
Упражнение «Чего не стало?»* Рассмотри и запомни картинки. Я закрою одну картинку волшебным экраном, а ты посмотри и скажи, чего не стало. (Упражнение повторяется несколько раз.)
Лабиринт 2
Упражнение «Угадай». Я назову слово-действие, а ты подбери к нему подходящее слово-предмет и проговори оба слова вместе. Образец: Шумит... (лес).
Упражнение «Эхо»*. Послушай слова. (Взрослый называет любые 2—5 картинок.) Запомни их и повтори в том же порядке вместе с игрушкой, выделяя звук Ль.
Упражнение «Волшебная палочка»*. Дотрагиваясь волшебной палочкой до каждой картинки, измени их названия по образцу. Образец: лев — львы. Есть ли такие слова, которые не изменились?
Лабиринт 3
Упражнение «Мой, моя, моё»*. Назови только те картинки, про которые можно сказать
мой (моя, мои). (Составь словосочетания по образцу. Образец: мои туфлей.)
Упражнение «Придумай сам». Послушай мои вопросы. Подбери к ним как можно больше ответов. Образец: Пеликан какой? — Белый, длинноклювый, красивый...
Упражнение «Хлопушки»*. Следуя по лабиринту, назови картинки по слогам, определяя количество слогов хлопками. Затем я загадаю слово, прохлопаю его по слогам, а ты отгадай это слово.
- Артикуляционная гимнастика
- 1. Заборчик
- 2. Лопаточка
- Рот открыть. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Занести «лопатку» в рот, стараясь не напрягать язык.
- 4. Вкусное варенье
- 3. Иголочка
- Рот приоткрыть. Широким языком облизывать верхнюю губу, делая движения сверху вниз. Нижняя челюсть неподвижна!
- Открыть рот. Язык сделать узким (напрячь). Узкий язык выдвинуть далеко вперёд, а затем убрать вглубь рта.
- 5. Почистим зубки
- 6. Лошадка
- «Почистить» кончиком языка нижние зубы с внутренней стороны (слева — направо, сверху вниз). Нижняя челюсть неподвижна!
- Присасывать язык к нёбу, растягивая подъязычную связку. Щёлкать языком медленно и сильно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна.
- Лабиринт 4
- Лабиринт5
- Лабиринт 6
- Косточка
- Рекомендовано Ученым Советом Педагогического общества России Издание развивающего обучения
- Комарова,л.А.