Комарова Л
Письмо пишет дедушку.
У Ми-ши но-ва-я
Па-па е-дет на
Да-ша на-шла
Ма-ша по-мо-га-ет
Упражнение «Новые слова». Вместе с волшебницей преврати одни слова в другие.
Замени в словах последний звук на звук Ш. Образец: дуб — ... (душ). Какие слова у тебя получились?
Замени в словах первый звук на звук Ш. Образец: пар — ... (шар). Какие слова у тебя получились?
ПАР ...
ТАПКА ... ГУБЫ _ ... ТОПОТ —. ... МЫЛО — ... СПОРЫ—. ...
ДУБ —» ...
ИДЕТ _ ...
ПОЁТ .. ...
ЕДЕТ ...
ДЫШИТ — ...
ПАДАЕТ . ...
Упражнение «Посчитай». Помоги Наташе и Паше собрать игрушки. Посчитай игрушки ребят. Образец: одно лукошко, два лукошка... Какаих игрушек больше? Каких — меньше? Посчитай игрушки в обратном порядке. Образец: четыре лукошка, три лукошка...
Упражнение «Аналогии». Рассмотри и назови картинки. Соедини друг с другом подходящие картинки из красной и синей рамочек. Составь словосочетания по образцу. Образец: дедушка и бабушка (шиповник и шмель, мышь и кошка, картошка и мешок, душ и шампунь, шайба и клюшка, камыш и лягушка).
Упражнение «Какой? Какая? Какие?» Красная Шапочка не знает, как ответить на вопрос одним словом. Помоги ей. Ответь на вопросы, отчётливо произнося звук Ш. Образец: Каша из пшена какая? — Пшённая.
Каша из пшена какая? Сок из вишни какой? Слон не маленький, а какой? Компот из груш какой? Конфеты из шоколада какие? Шоссе не узкое, а какое? Из шерсти шапка какая? Портфель для школьника какой?
Упражнение «Исправь предложение». Дедушка Ау перепутал слова в предложениях, чтобы никто не догадался, что он хотел сказать. Послушай предложения. Найди и исправь ошибки.
Содержание
-
Введение
-
Артикуляционная гимнастика
-
1. Накажем непослушный язычок
-
2. Лопаточка
-
Положить широкий язык на нижнюю губу. Пошлепывая его губами, произносить: пя-пя-пя... Остановиться и удерживать широкий язык в спокойном положении.
-
Рот открыть. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Занести «лопатку» в рот, стараясь не напрягать язык.
-
3. Чашечка
-
4. Лошадка
-
Открыть рот. Широкий расслабленный язык поднять к верхней губе. Прогнуть среднюю часть языка, загнув кверху боковые края.
-
Присасывать язык к нёбу, растягивая подъязычную связку. Щёлкать языком медленно и сильно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна!
-
5. Грибок
-
6. Гармошка
-
Улыбнуться (зубы видны), приоткрыть рот. Присосать широкий язык всей плоскостью к нёбу и открыть рот.
-
8. Вкусное варенье
-
7. Конфета
-
Губы сомкнуть. Напряжённым языком упираться то в одну щеку, то в другую.
-
Рот приоткрыть. Широким языком облизывать верхнюю губу, делая движения сверху вниз. Нижняя челюсть неподвижна!
-
10. Почистим зубки
-
9. Качели
-
Открыть рот, как при произнесении звука а. Языком тянуться попеременно то к носу, то к подбородку.
-
«Почистить» кончиком языка верхние зубы с внутренней стороны (слева — направо, сверху вниз). Нижняя челюсть неподвижна!
-
11. Погреем ладошки
-
Рот открыть. Губы вытянуть вперёд. Произность на выдохе звук X (х-х-х), как бы согревая ладошки.
-
Рот приоткрыть. Губы округлить и немного вытянуть вперёд. Упражнение делается без напряжения, одними губами. Нижняя челюсть неподвижна!
-
Упражнение «Закончи предложения по картинкам». Послушай (прочитай) и закончи предложения. Повтори предложения целиком, четко проговаривая звук ш.
-
Письмо пишет дедушку.
-
Наша мышка поймала кошку.
-
Катушка ниток купила бабушку.
-
Камешек нашёл Пашу.
-
На шубу вешают вешалку.
-
Камыши сидят в лягушке.
-
Ландыши нашли Наташу.
-
В картошку положили мешок.
-
Лягушка спряталась... Камышах. Кошка залезла... Крышу. Шмель спрятался ... Листом ромашки. Мышонок сидит... Шкафу. Лягушонок скрылся ... Кадушкой. Лошадка спряталась... Дерево.
-
Упражнение «Слово рассыпалось». Посмотри на картинки. В пустых клетках запиши их названия из рассыпанных букв. Придумай по 2—3 предложения с каждым словом.
-
Рекомендовано Ученым Советом Педагогического общества России Издание развивающего обучения
-
Комарова, л.А.