Введение
из них является использование в работе мелких объёмных (например, от киндер-сюрпризов) или плоских игрушек, названия которых содержат автоматизируемый звук*. Этот приём также помогает активизировать внимание малыша и максимально поддерживает его интерес к изучаемому материалу на протяжении всего занятия, доставляя радость самовыражения и, безусловно, вызывая положительные эмоции. Игровая ситуация создаёт непринужденную обстановку на занятии, освобождает ребёнка от скованности, побуждает его к общению, способствует быстрому контакту с логопедом. Работа с игрушкой проводится при проведении следующих игр: Лабиринт. Ребенок, чётко произнося изучаемый звук, называет в заданном порядке представленное на каждой странице альбома картинки, перемещая по ним выбранную игрушку. Движение начинается с клетки, отмеченной звёздочкой. Если слово называется ребенком неправильно, то следующий ход делать нельзя до тех пор, пока слово не будет названо верно. Лабиринт с проговариванием. Ребёнок при движении по лабиринту должен не только назвать картинки, но и указывать направление следующего хода. Например, шапка — направо, шахта — направо, шайба — вниз...». Лабиринт с пропуском хода. Игра проводится в два этапа. Сначала ребёнок называет все картинки по порядку, а затем, начиная с картинки, отмеченной звёздочкой, — через одну. Лабиринт наоборот. Сначала ребёнок проговаривает все слова — названия картинок лабирита. Затем ставит игрушку на последнюю картинку лабиринта и двигается в обратном направлении, называя слова. Данные игры рекомендуется проводить с каждым лабиринтом (с. 5—10). Если при прохождении лабиринта игрушка попадает на клетку с вопросительным знаком, ребёнок должен придумать слово с автоматизируемым звуком в определенной позиции. В дальнейшем закрепление произношения звука происходит в словосочетаниях, предложениях, рассказах и стихотворных текстах. Будьте терпеливы и доброжелательны. Тогда результаты занятий с ребёнком вас обязательно порадуют. Вашему вниманию предлагается комплект пособий по автоматизации звуков, поставленных логопедом. Он состоит из десяти альбомов: (1) Автоматизация звука С в игровых упражнениях (2) Автоматизация звука 3 в игровых упражнениях ()^ Автоматизация звука Ц в игровых упражнениях (4) Автоматизация звука Ш в игровых упражнениях (5) Автоматизация звука Ж в игровых упражнениях (б) Автоматизация звуков Ч, Щ в игровых упражнениях (7) Автоматизация звука Л в игровых упражнениях ( 9^ Автоматизация звука Ль в игровых упражнениях (9) Автоматизация звука Р в игровых упражнениях (10) Автоматизация звука Рь в игровых упражнениях В данном альбоме представлена система упражнений по автоматизации звука Ш. Материал, предложенный автором, превращает однообразную и монотонную работу по закреплению произношения звука в интересную игру. Одновременно с автоматизацией звука у ребенка совершенствуется навык чтения, развивается мелкая моторика, творческое воображение. Работа по данному пособию способствует более быстрой автоматизации звука в спонтанной речи, развитию фонематического слуха, совершенствованию слоговой структуры слова, коррекции лексико-грамматического строя речи, закреплению знаний об автоматизируемом звуке и соответствующей букве, формированию навыка звукобуквенного анализа слогов и слов. Одновременно с этим происходит развитие мелкой моторики пальцев рук; активизация памяти, внимания, мышления. Всё это является в свою очередь своевременной профилактикой дисграфии и дислексии. В зависимости от сложности речевого дефекта ребенка и этапа коррекционной работы игры и задания могут использоваться логопедом комбинированно. Автоматизация звука Ш проводится по традиционной в логопедии схеме. Сначала проводится комплекс упражнений артикуляционной гимнастики. Затем предлагаются упражнения на автоматизацию звука Ш изолированно, на материале слогов, слов, предложений, стихотворных и прозаических текстов. Для того чтобы сделать процесс автоматизации звука в словах более увлекательным и эффективным, предлагается ряд вспомогательных приёмов. Одним * На обороте обложки представлены следующие плоские игрушки: мышонок, мишка, петушок.
- Введение
- Артикуляционная гимнастика
- 1. Накажем непослушный язычок
- 2. Лопаточка
- Положить широкий язык на нижнюю губу. Пошлепывая его губами, произносить: пя-пя-пя... Остановиться и удерживать широкий язык в спокойном положении.
- Рот открыть. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Занести «лопатку» в рот, стараясь не напрягать язык.
- 3. Чашечка
- 4. Лошадка
- Открыть рот. Широкий расслабленный язык поднять к верхней губе. Прогнуть среднюю часть языка, загнув кверху боковые края.
- Присасывать язык к нёбу, растягивая подъязычную связку. Щёлкать языком медленно и сильно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна!
- 5. Грибок
- 6. Гармошка
- Улыбнуться (зубы видны), приоткрыть рот. Присосать широкий язык всей плоскостью к нёбу и открыть рот.
- 8. Вкусное варенье
- 7. Конфета
- Губы сомкнуть. Напряжённым языком упираться то в одну щеку, то в другую.
- Рот приоткрыть. Широким языком облизывать верхнюю губу, делая движения сверху вниз. Нижняя челюсть неподвижна!
- 10. Почистим зубки
- 9. Качели
- Открыть рот, как при произнесении звука а. Языком тянуться попеременно то к носу, то к подбородку.
- «Почистить» кончиком языка верхние зубы с внутренней стороны (слева — направо, сверху вниз). Нижняя челюсть неподвижна!
- 11. Погреем ладошки
- Рот открыть. Губы вытянуть вперёд. Произность на выдохе звук X (х-х-х), как бы согревая ладошки.
- Рот приоткрыть. Губы округлить и немного вытянуть вперёд. Упражнение делается без напряжения, одними губами. Нижняя челюсть неподвижна!
- Упражнение «Закончи предложения по картинкам». Послушай (прочитай) и закончи предложения. Повтори предложения целиком, четко проговаривая звук ш.
- Письмо пишет дедушку.
- Наша мышка поймала кошку.
- Катушка ниток купила бабушку.
- Камешек нашёл Пашу.
- На шубу вешают вешалку.
- Камыши сидят в лягушке.
- Ландыши нашли Наташу.
- В картошку положили мешок.
- Лягушка спряталась... Камышах. Кошка залезла... Крышу. Шмель спрятался ... Листом ромашки. Мышонок сидит... Шкафу. Лягушонок скрылся ... Кадушкой. Лошадка спряталась... Дерево.
- Упражнение «Слово рассыпалось». Посмотри на картинки. В пустых клетках запиши их названия из рассыпанных букв. Придумай по 2—3 предложения с каждым словом.
- Рекомендовано Ученым Советом Педагогического общества России Издание развивающего обучения
- Комарова, л.А.