Лягушка спряталась... Камышах. Кошка залезла... Крышу. Шмель спрятался ... Листом ромашки. Мышонок сидит... Шкафу. Лягушонок скрылся ... Кадушкой. Лошадка спряталась... Дерево.
Упражнение «Сложи картинку». Послушай стихотворения. Сложи из счётных палочек (спичек) картинки по образцу. Вспомни и повтори каждое стихотворение.
Петушок, петушок Золотой гребешок, Масляна головушка, Шёлкова бородушка! Что ты рано встаёшь, Голосисто поёшь, Ване спать не даёшь? С. Маршак Какие слова со звуком Ш ты запомнил из этого стихотворения? Ветерок весёлый, смелый В лес весенний залетел. Встрепенулся ландыш белый И тихонько зазвенел. Т. Шорыгина Составь предложение со словом ландыш.
У речушки, вдоль опушки, Мимо вспаханных полей Шли ленивые лягушки гости к бабушке своей. И. Демьянов Составь предложение со словом лягушка. Мышонку шепчет мышь: Ты все шуршишь, не спишь! Мышонок шепчет мыши: Шуршать я буду тише. А. Капралова Какие слова со звуком Ш ты запомнил из этого стихотворения?
Упражнение «Рифмы». Послушай начало фразы и закончи её подходящими словами. Повтори фразу полностью. Справиться с заданием тебе помогут картинки. Образец: Ши-ши-ши, ши-ши-ши — вот играют... — Ши-ши-ши, ши-ши-ши — вот играют малыши. Сочини новые фразы-рифмы с этими или другими слогами и словами. Последнее слово каждой фразы-рифмы должно заканчиваться слогом, повторяющимся в первой её части. Образец: Шок-шок-шок, шок-шок-шок — дедушка несёт мешок. Ши-ши-ши, ши-ши-ши — вот играют .... Уш-уш-уш, уш-уш-уш — я приму горячий .... Аш-аш-аш, аш-аш-аш — это синий .... Ишни-ишни-ишни — созревают Шок-шок-шок, шок-шок-шок — разбудил нас .... ■
Упражнение «Загадки». Послушай и отгадай загадки. Справиться с заданием тебе помогут картинки. Соедини загадки с картинками-отгадками.
Утром выпадет снежок — Во двор выносим санки, Куртку не забыв надеть И теплую... (ушанку) Н. Кнушевицкая Эта птица никогда Для птенцов не вьёт гнезда. (Кукушка) Т. Шорыгина Кто я — догадайтесь сами. 1 Я везу зимою сани, Что легко скользят по снегу. Летом я везу телегу. (Лошадь) Т. Шорыгина
Сижу верхом, Не ведаю на ком. Знакомца встречу — Соскочу, привечу. (Шляпа) Русск. народн. творч. Зелёный плот По реке плывёт. На плоту — красавица Солнцу улыбается. (Кувшинка) Т. Шорыгина Хоть и бархатные лапки, / Но зовут меня «царапкой». Мышек ловко я ловлю, Молоко из блюдца пью. (Кошка) Т. Шорыгина - В зелёной избушке I Живут подружки. Словно бусинки, круглы, Изумрудны и малы. (Горошины) Т. Шорыгина
Упражнение «Пересказ с картинками». Повтори предложения, заменяя картинки словами. Перескажи каждый рассказ с самого начала. Придумай названия рассказам.
Упражнение «Слова подскажут цифры». Помоги расколдовать непонятный рассказ. Послушай его внимательно. Если услышишь название цифры, найди картинку рядом с этой цифрой и назови её.
Перескажи рассказ. Ответь на вопросы. (Ребёнок должен отвечать полными предложениями.)
У кого был День рождения? Кто пришёл в гости к Мишутке? Что подарил Мишутке лягушонок? Кто прилетел с воздушными шарами? С чем пришёл к Мишутке петушок? Какой подарок сделала мышка? Понравились ли Мишутке подарки? Что Мишутка должен сказать друзьям?
Упражнение «Весёлый поезд»*. Помоги пассажирам отправиться в путешествие на весёлом поезде. Назови каждого пассажира, выделяя звук Ш. Прохлопай в ладоши количество слогов в каждом слове, и ты узнаешь, кто в каком вагоне поедет (количество слогов в слове совпадает с количеством окошек вагончика). Проведи линию-дорожку от каждого пассажира к его вагончику.
Упражнение «Найди слово». Назови картинки, выделяя звук Ш. Найди слова, в которых звук Ш находится в начале (в середине, в конце). Соедини каждую картинку с соответствующей схемой. Составь предложение с каждым словом — названием картинки. Придумай свои примеры слов для каждой схемы.
Упражнение «Раскрась звуковую схему». Используя цветные карандаши, раскрась звуковую схему каждого слова. Синим цветом обозначь твёрдые согласные звуки, зелёным цветом — мягкие согласные звуки, красным — гласные звуки.
Упражнение «Подбери слова на слоги». Прочитай слоги. Найди картинки, названия которых начинаются на эти слоги. Назови эти картинки. Тебе помогут стрелки. Сколько стрелок идёт от слога, столько и картинок начинается на данный слог. Образец: ша — шалун, шары, шалаш. Придумай ещё слова на каждый слог.
Упражнение «Волшебная дорожка». Помоги мышке убежать от кошки. Для этого прочитай слоги и слова на волшебной дорожке. Составь предложения с прочитанными словами.
- Введение
- Артикуляционная гимнастика
- 1. Накажем непослушный язычок
- 2. Лопаточка
- Положить широкий язык на нижнюю губу. Пошлепывая его губами, произносить: пя-пя-пя... Остановиться и удерживать широкий язык в спокойном положении.
- Рот открыть. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Занести «лопатку» в рот, стараясь не напрягать язык.
- 3. Чашечка
- 4. Лошадка
- Открыть рот. Широкий расслабленный язык поднять к верхней губе. Прогнуть среднюю часть языка, загнув кверху боковые края.
- Присасывать язык к нёбу, растягивая подъязычную связку. Щёлкать языком медленно и сильно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна!
- 5. Грибок
- 6. Гармошка
- Улыбнуться (зубы видны), приоткрыть рот. Присосать широкий язык всей плоскостью к нёбу и открыть рот.
- 8. Вкусное варенье
- 7. Конфета
- Губы сомкнуть. Напряжённым языком упираться то в одну щеку, то в другую.
- Рот приоткрыть. Широким языком облизывать верхнюю губу, делая движения сверху вниз. Нижняя челюсть неподвижна!
- 10. Почистим зубки
- 9. Качели
- Открыть рот, как при произнесении звука а. Языком тянуться попеременно то к носу, то к подбородку.
- «Почистить» кончиком языка верхние зубы с внутренней стороны (слева — направо, сверху вниз). Нижняя челюсть неподвижна!
- 11. Погреем ладошки
- Рот открыть. Губы вытянуть вперёд. Произность на выдохе звук X (х-х-х), как бы согревая ладошки.
- Рот приоткрыть. Губы округлить и немного вытянуть вперёд. Упражнение делается без напряжения, одними губами. Нижняя челюсть неподвижна!
- Упражнение «Закончи предложения по картинкам». Послушай (прочитай) и закончи предложения. Повтори предложения целиком, четко проговаривая звук ш.
- Письмо пишет дедушку.
- Наша мышка поймала кошку.
- Катушка ниток купила бабушку.
- Камешек нашёл Пашу.
- На шубу вешают вешалку.
- Камыши сидят в лягушке.
- Ландыши нашли Наташу.
- В картошку положили мешок.
- Лягушка спряталась... Камышах. Кошка залезла... Крышу. Шмель спрятался ... Листом ромашки. Мышонок сидит... Шкафу. Лягушонок скрылся ... Кадушкой. Лошадка спряталась... Дерево.
- Упражнение «Слово рассыпалось». Посмотри на картинки. В пустых клетках запиши их названия из рассыпанных букв. Придумай по 2—3 предложения с каждым словом.
- Рекомендовано Ученым Советом Педагогического общества России Издание развивающего обучения
- Комарова, л.А.