logo search
СтатистикаТеория ЭО / Раздел 2

2.9.3. Показатели потребления населением товаров и услуг

Потребление сводится к использованию произведенного продукта населением для удовлетворения его потребностей. Характеризуя в значительной степени уровень жизни, оно также представляет собой заключительную стадию общественно-производственного процесса и начальную стадию его воспроизводства. Поэтому в социально-экономической статистике особое внимание уделяется изучению показателей потребления населением товаров и услуг.

Основные направления статистики потребления связаны с разработкой системы показателей потребления в натуральных и стоимостных измерениях, с изучением структуры семейных и индивидуальных потребительских расходов, динамики и эластичности потребления материальных благ и услуг.

В соответствии с международными классификациями выделяют следующие статьи потребительских расходов:

1) продукты питания, алкогольные напитки, табак;

2) одежда, обувь, ткани;

3) предметы личной гигиены;

4) оплата жилья и жилищно-коммунальных услуг;

5) мебель и содержание жилища;

6) здравоохранение;

7) транспорт и связь;

8) услуги образования, культуры, досуг, развлечения;

9) топливо и прочие товары и услуги.

Потребительские товары подразделяются продовольственные и непродовольственные. Показатели потребления продовольственных товаров рассчитываются обычно за год по населению в целом, а также на душу населения в стоимостном, натуральном и условно-натуральном измерении. Объем потребления населением продовольственных товаров в стоимостном выражении равен сумме расходов на продукты питания. Оценка уровня потребления продуктов питания на душу населения проводится с выделением следующих 10 основных групп продуктов: хлеб и хлебопродукты; овощи и бахчевые; мясо и мясопродукты в пересчете на мясо; картофель; фрукты и ягоды; молоко и молочные продукты в пересчете на молоко; рыба и рыбопродукты в пересчете на рыбу; сахар; яйцо; растительное масло.

Расчет показателей потребления непродовольственных товаров краткосрочного пользования (одежда, обувь и др.) проводится в натуральном выражении на душу населения, а для характеристики потребления товаров длительного пользования (холодильники, телевизоры и др.) используются показатели обеспеченности ими на 1000 человек или 100 семей.

Натуральные показатели потребления продуктов питания на душу населения имеют различия для отдельных территорий из-за многих факторов (достигнутые объемы производства продуктов, климат, национальные и культурные традиции, доли работников умственного и физического труда, доли городского и сельского населения, половозрастная структура населения и т.д.). Для учета особенностей различных территорий в статистике используются коэффициенты пересчета показателей душевого потребления продуктов питания к условным потребительским единицам. Например, удовлетворение людей в продуктах питания может измеряться не только в натуральных физических единицах, но и в показателях калорийности суточного рациона питания с выделением белков, жиров и углеводов. Развитые страны мира перешли на белково-витаминный рацион питания с большим содержанием белков, аминокислот и витаминов, так как для нормальной жизнедеятельности человек должен потреблять с пищей более 100 компонентов в соответствующих пропорциях (только витаминов около 15 видов, множество микроэлементов – железо, марганец, кобальт, йод и т.д.).

Известно, что при большей доле расходов на питание уровень жизни ниже, а потребление товаров длительного пользования и их качество выше в более богатых странах.

Сравнение фактического потребления отдельных товаров с рационально-нормативным уровнем характеризует уровень удовлетворения потребности населения в данном товаре. Коэффициент удовлетворения потребности в i-ом товаре есть

,

где и− фактическое среднедушевое потребление и нормативный уровень среднедушевого потребления i-го товара, соответственно.

Потребляемые населением услуги подразделяются на рыночные (платные) и нерыночные (бесплатные). Объем рыночных услуг равен сумме валовой выручки предприятий и организаций, оказывающих эти услуги населению на рыночной основе (плата за квартиру и коммунальные услуги, за услуги гостиниц, оплата бытовых услуг, услуг дошкольных и внешкольных учреждений, расходы на приобретение путевок в санатории, пансионаты, дома отдыха, на лечение и занятие физкультурой и спортом, расходы на кино, театры, зрелища, на пассажирский транспорт, оплата услуг связи, прочие расходы на оплату услуг). Оплата рыночных услуг осуществляется непосредственно населением за счет его доходов. Объем нерыночных услуг равен сумме затрат (не включающих прибыль и налоги), осуществленных государственными учреждениями и некоммерческими организациями на их оказание населению (оплата содержания детей в дошкольных и школьных учебных заведениях, платежи за путевки, оплата лечения и т.д.).

При изучении динамики общего и среднедушевого потребления применяется индексный метод, причем индексы потребления могут исчисляться с использованием текущих и сопоставимых цен на товары и услуги.

Индивидуальные индексы потребления физического объема одного товара и потребления этого товара на душу населения определяются по формулам:

; ,

где ,– физические объемы одного товара соответственно в отчетном базисном периодах;– индекс средней численности населения.

Общие индексы потребления физического объема всех материальных благ населением и на душу населения определяются по формулам:

; ,

где ,− физические объемы отдельных материальных благ соответственно в отчетном и базисном периодах;– цена отдельного материального блага в базисном периоде (сопоставимая цена).

Общие индексы потребления стоимостного объема материальных благ в текущих ценах по всему населению и на душу населения рассчитываются по формулам:

; ,

где – цена отдельного материального блага в отчетном периоде (текущая цена).

Общие индексы потребления всех материальных благ и услуг по всему населению и на душу населения рассчитываются следующим образом:

; ,

где ,− количество отдельного вида услуг оказываемых населению соответственно в отчетном и базисном периодах;− тариф базисного периода на определенный вид услуг.

Для изучения зависимости между динамикой душевого потребления отдельных видов товаров и динамикой доходов рассчитываются коэффициенты эластичности (), показывающие, насколько процентов изменяется уровень потребления товара при изменении среднедушевого дохода на 1%:

,

где ,– соответственно, абсолютное изменение среднедушевого потребления товара и среднедушевого дохода;,− соответственно, среднедушевое потребление и среднедушевой доход в базисном периоде.

Для разных продуктов и услуг коэффициенты эластичности потребления от дохода имеют различные значения. Товары, для которых коэффициенты эластичности имеют отрицательное значение , называют малоценными (хлеб, картофель и др.). Это означает, что с ростом доходов потребление таких товаров уменьшается. Принято также выделять товары с малой, среднейи высокойэластичностью. В основном существует закономерность: большей эластичностью обладает потребление непродовольственных товаров, чем продовольственных. Из непродовольственных товаров особенно высока эластичность у товаров ограниченного спроса (бытовая техника, ювелирные изделия, транспортные средства), менее эластично потребление товаров первой необходимости (одежда, обувь, предметы гигиены). Среди продовольственных товаров наиболее эластично потребление мяса, сыра, фруктов и менее эластично потребление хлеба и картофеля.