2.1.2. Разновидности и резидентский статус институциональных единиц
Статистической единицей экономики страны является так называемая институциональная единица − это обладающий правом осуществления хозяйственной деятельности субъект, который самостоятельно распоряжается своими ресурсами, владеет активами, несет ответственность по своим обязательствам, ведет полный набор бухгалтерских счетов. Более подробно институциональная единица характеризуется следующими признаками:
− обладает правом владеть товарами или активами;
− имеет право осуществлять обмен собственностью на товары и активы в операциях с другими институциональными единицами, полномочна принимать решения и совершать действия, за которые подотчетна закону;
− несет ответственность по обязательствам, принятым от своего имени, имеет право заключать договоры и быть участником судебного процесса;
− имеет полный комплект счетов, включая балансовые ведомости по активам и пассивам.
Не всегда институциональная единица обладает перечисленными выше признаками. Домашние хозяйства, например, не ведут бухгалтерских счетов, но считаются институциональными единицами, поскольку всегда самостоятельно распоряжаются своими ресурсами.
Две группы хозяйственных субъектов обладают признаками институциональной единицы − это юридические и физические лица. К юридическим лицам относятся корпорации, некоммерческие учреждения и органы государственного управления.
Корпорация − это предприятие коллективной формы собственности держателей акций, наделенных правом назначать директоров, ответственных за общее управление корпорацией. Корпорации создаются с целью производства рыночных товаров и услуг, получения прибыли для их собственников. Корпорация является самостоятельным юридическим лицом, созданным в соответствии с законом и зарегистрированным в едином государственном реестре (ЕГР) предприятий и организаций. Корпорация, зарегистрированная в ЕГР Республики Беларусь, является ее резидентом. Корпорация может иметь постоянные филиалы в других странах, которые рассматриваются как квазикорпорации являющиеся резидентами стран, в которых они расположены.
Акционеры корпорации являются самостоятельными институциональными единицами – резидентами или нерезидентами страны, а их ответственность за деятельность корпорации ограничена суммой вложенного капитала. Владельцы акций наделены неодинаковыми правами. Одни виды акций не дают право на участии в голосовании, другие могут давать исключительные права. Исключительными правами делать конкретные назначения в совет директоров или налагать вето, как правило, обладают держатели контрольного пакета и правительство, если оно является акционером корпорации.
Некоммерческие учреждения – это общественные организации, создаваемые для оказания услуг корпоративным предприятиям, органам государственного управления, домашним хозяйствам. Они создаются: а) для оказания услуг частным лицам или корпорациям, которые их финансируют: б) в благотворительных целях; в) для предоставления услуг в области здравоохранения, образования за плату, не преследуя цели получения прибыли: г) для содействия интересам различных групп в бизнесе или политике. Устав некоммерческих учреждений предусматривает, что институциональные единицы, во владении и под контролем которых они находятся, не имеют право на долю прибыли или других извлекаемых учреждением доходов.
Некоммерческие учреждения могут образовываться институциональными единицами различных секторов экономики, поэтому они могут заниматься как рыночным, так и нерыночным производством. Рыночные некоммерческие учреждения производят рыночные услуги и полностью или частично возмещают свои затраты (платные университеты, колледжи, больницы, торговые палаты, научно-исследовательские учреждения, рекламные бюро, ассоциации предпринимателей и др.). Нерыночные некоммерческие учреждения ориентируются на такие источники финансирования, как взносы, пожертвования, бюджетное финансирование (ассоциации потребителей, союзы, политические партии, научные и религиозные общества, благотворительные общества и др.).
Органы государственного управления создаются для организации, финансирования и предоставления нерыночных товаров и услуг индивидуального и коллективного характера, а также обществу в целом, и поэтому несут расходы на конечное потребление. Органы государственного управления также занимаются распределением и перераспределением доходов посредством взимания налогов и других операций. Органы государственного управления имеют различные уровни: центральные органы власти и правительство; органы власти и управления регионами; местные исполнительные органы власти. Основные направления оказания индивидуальных и коллективных нерыночных услуг органов государственного управления следующие:
− услуги коллективного пользования (оборона, правопорядок, бюджетное здравоохранение, наука и т.д.);
− льготное обеспечение домашних хозяйств (услуги жилищно-коммунального хозяйства, социально значимого продовольствия и т.д.);
− трансферты (субсидии, помощь, льготы и в том числе различные виды доплат).
Некорпоративные предприятия, производящие товары и услуги промежуточного потребления (государственные типографии, вычислительные центры, правительственная связь и др.), рассматриваются в составе того органа управления, который они обслуживают.
К физическим лицам относятся индивидуумы и группы индивидуумов в форме домашних хозяйств. Если домашнее хозяйство состоит из нескольких человек, то отдельные его члены не считаются институциональными единицами. Домашние хозяйства в виде группы лиц объединяют свои доходы и ценности для создания общих условий проживания и потребления товаров и услуг. Домашние хозяйства могут заниматься производственной деятельностью и, распоряжаясь своими ресурсами, в отличии от других институциональных единиц не ведут полного набора бухгалтерских счетов. Прислуга и наемные работники не относятся к домашним хозяйствам, если только не состоят в родственной связи. Лица, не проживающие в семьях более одного года (находясь в больнице, тюрьме и в других местах), не относятся к своим домашним хозяйствам, а относятся к тем заведениям, где они находятся.
Институциональные единицы могут быть резидентами и нерезидентами данной страны. Институциональная единица считается резидентом страны, если центр ее экономических интересов связан с экономической территорией данной страны.
Экономическая территория страны − это административно управляемая правительством данной страны территория, в пределах которой граждане, товары и капиталы могут свободно перемещаться. К ней относятся воздушное пространство, территориальные воды, континентальный шельф, территориальные анклавы за рубежом (на основе аренды или собственности), в отношении которых данная страна имеет исключительное право пользования.
Наличие центра экономических интересов в данной стране у институциональной единицы определяется признаками: а) наличием на территории страны хотя бы одного объекта собственности; б) ведением производственно-хозяйственной деятельности и экономических операций на территории страны в течение продолжительного периода (не менее года).
- Раздел 2. Социально-экономическая статистика
- 2.1. Классификация хояйственных субъектов
- 2.1.1. Научные основы секторной и отраслевой классификации
- 2.1.2. Разновидности и резидентский статус институциональных единиц
- 2.1.3. Отраслевая классификация видов экономической деятельности
- 2.1.4. Секторная классификация рыночной экономики
- Контрольные вопросы
- 2.2. Система национальных счетов (снс)
- 2.2.1. Сущность и принципы построения снс
- 2.2.2. Основные понятия и категории снс
- 2.2.3. Состав национальных счетов снс и их характеристика
- Контрольные вопросы
- 2.3. Показатели производства товаров и услуг
- 2.3.1. Показатели валового выпуска товаров и услуг
- 2.3.2. Показатели промежуточного потребления
- 2.3.3. Валовой внутренний продукт и валовая добавленная стоимость
- 2.3.4. Изучение динамики ввп и вдс
- Контрольные вопросы
- 2.4. Показатели образования и распределения доходов
- 2.4.1. Показатели образования доходов
- 2.4.2. Показатели первичного распределения доходов
- 2.4.3. Показатели вторичного распределения (перераспределения) доходов
- Контрольные вопросы
- 2.5.Показатели использования доходов и накоплений
- 2.5.1. Показатели использования располагаемого дохода
- 2.5.2. Показатели накоплений
- 2.5.3. Счет товаров и услуг
- Контрольные вопросы
- 2.6. Статистика национального богатства
- 2.6.1. Понятие и состав национального богатства
- 2.6.2. Классификация национального богатства
- 2.6.3. Баланс национального богатства
- Контрольные вопросы
- 2.7. Статистика населения и трудовых ресурсов
- 2.7.1. Показатели численности и состава населения
- 2.7.2. Показатели естественного и миграционного движения населения
- 2.7.3. Показатели трудовых ресурсов, занятости населения и безработицы
- Контрольные вопросы
- 2.8. Статистика эффективности функционирования экономики
- 2.8.1. Понятие эффективности общественного производства и задачи ее статистического изучения
- 2.8.2. Система показателей эффективности
- 2.8.3. Изучение влияния факторов эффективности на изменение ввп
- Контрольные вопросы
- 2.9. Статистика уровня жизни и потребления населением товаров и услуг
- 2.9.1. Понятие уровня жизни
- 2.9.2. Показатели доходов населения
- 2.9.3. Показатели потребления населением товаров и услуг
- Контрольные вопросы