Литература
Бусько В.Н. Экономическая мысль Беларуси в период НЭП ,а (20-е годы). Мн.: Право и экономика. 2000, с. 80-88.
Бусько В.М., Фацееỳ У.С. З гiсторыi беларускай эканамiчнай i геаграфiчнай навукi // Весцi Нацыянальнай акадэмii навук Беларусi, сер. гуманiтарных навук, 2002, № 1, с. 40-46.
География Белоруссии. Мн.: Выш.шк., 1977, с.
Казлоỳская Л.В. Эканомiка-геаграфiчнае раянаванне Беларусi/ Мн.: БДУ,1997.
Лис А.Г. Проблемы развития и размещения производительных сил Белоруссии, М., 1972, с. 254-274.
Смолiч А. Географiя Беларусi / Пасьлясл. А. Лiса. – 4-е выданьне. Мн.: Беларусь,1993, с. 195-342.
ЛЕКЦИЯ 19
Природно-хозяйственное районирование Беларуси: обоснование и краткая характеристика. Социально-экономическое районирование Беларуси 1980-х гг.
Кроме экономического районирования территории Беларуси, которая ставит во главу угла различия районов в уровне развития, специализации и структуре производства, для комплексного географического описания республики (в основном в научно-популярных, учебных, просветительских, краеведческих изданиях) довольно широкое распространение в 1960-1980-х гг. получило интегральное природно-хозяйственное районирование. При этом подходе к районированию Беларуси, развивающем идеи П.Семенова-Тянь-Шанского и А.Смолича, за основу принимается природное (физико-географическое) районирование и по выделенным природным провинциям (зонам) характеризуется хозяйство. При этом выделяются и подчеркиваются особенности последнего, обусловленные природными различиями. Смысл такого районирования - наглядно, образно показать связь размещения производства и населения с природными условиями и размещением природных ресурсов.
В соответствии с таким подходом в пределах Беларуси, как правило, выделяют три крупных природно-хозяйственных района: Северный (Белорусское Поозерье), Центральный (или Средний) и Южный (Белорусское Полесье), правда, с небольшими различиями в отнесении к той или иной зоне частей приграничных районов, а также в разделении на подрайоны Центрального (Среднего) района.
Так, например, в географическом описании Советского Союза, вышедшем в 22-х томах, в томе, посвященном Белоруссии (1967 г.), районирование республики обосновывается следующим образом: «Различия природных условий, исторического прошлого и хозяйства позволяют выделить в Белоруссии три крупные части: Северную, Среднюю и Южную. Северная часть включает Витебскую и север Минской области – это Белорусское Поозерье. Средняя часть, наиболее населенная в сравнении с севером и югом, охватывает Принеманье, Центральную и Восточную Белоруссию, в состав которых входят Гродненская, большая часть Минской и Могилевская области. Южная часть включает Брестскую и Гомельскую области в пределах обширной, нередко заболоченной низины Белорусского Полесья.» По этим пяти выделенным районам и дано экономико-географическое описание Беларуси.
Одно из самых последних по времени разработки природно-хозяйственное районирование Беларуси приведено С.И.Сидором в школьном учебнике по географии Беларуси и в энциклопедическом справочнике для школьников «Геаграфiя Беларусi» (1992 г.). В соответствии с природно-хозяйственным районированием по С.И. Сидору в Беларуси выделяются и характеризуются три природно-хозяйственных района (Северный, Центральный и Южный), а в их составе 16 основных промышленно-транспортных узлов и 12 значительных промышленных центров (рис. 3, табл. 4).
Характеристика природно-хозяйственных районов дается обычно с акцентом на природных особенностях и на том, как эти природные особенности сказались на развитии и размещении сельского хозяйства, расселении, транспорте, отраслевой структуре промышленности. Приведем для примера краткую характеристику природно-хозяйственных районов Беларуси по С.И. Сидору.
Наиболее характерными чертами Северной Беларуси в природном отношении являются моренный рельеф, большое количество озер, сравнительно высокая лесистость, прохладное и дождливое лето, повсеместное распространение полезных ископаемых для производства строительных материалов.
С этими особенностями связаны небольшой размер сельских населенных пунктов, мелкоконтурность и завалуненность сельхозугодий, более низкие, чем в среднем по Беларуси, сельскохозяйственная освоенность территории и плотность сельского населения, ярко выраженная специализация сельского хозяйства на льноводстве. Живописность озерно-лесного ландшафта определяет размещение в этом районе большого количества санаториев, домов отдыха, туристических баз. Основные промышленно-транспортные узлы района – Витебский, Оршанский, Полоцкий. Значительные промышленные центры – Новолукомль, Лепель, Поставы, Глубокое, Вилейка, Сморгонь.
Центральная Беларусь выделятся возвышенным, разнообразным рельефом, пестрым почвенным покровом, меньшей заболоченностью и лесистостью, значительными колебаниями в количестве атмосферных осадков и теплового режима, наличием месторождений силикатных песков, сырья для цементного производства – глин, мела, мергеля.
Для хозяйства района характерны: высокая плотность населения, наибольшая из всех районов освоенность в промышленном, транспортном и сельскохозяйственном отношениях. Многоотраслевое сельское хозяйство специализируется на молочно-мясном животноводстве, свиноводстве, картофелеводстве, на западе есть свеклосеяние, на востоке – льноводство.
Рис.3. Схема природно-хозяйственного районирования Беларуси по С.И. Сидору
Наиболее крупные промышленно-транспортные узлы – Минск (самый мощный и сложный хозяйственный узел), Гродно, Барановичи, Могилев, Бобруйск, важнейшие промышленные центры – Лида, Слоним, Слуцк, Осиповичи.
Южная Беларусь отличается высокой заболоченностью (около половины болот осушено) и лесистостью территории, наличием крупных месторождений полезных ископаемых – калийных и поваренной солей, нефти, строительного камня, бурого и каменного угля, горючих сланцев.
Уровень хозяйственной освоенности территории – наименьший в республике: ниже показатели плотности сельского населения, основных производственных фондов, распаханности территории, обеспеченности дорожной сетью. Однако только в этом районе есть крупные добывающие предприятия – калийных и поваренной солей, нефти, строительного камня, создана передельная металлургия.
Главные промышленно-транспортные и промышленные узлы района – Гомель, Брест, Пинск, Мозырь, Жлобин, Светлогорск, Лунинец, Кобрин, Солигорск, Речица.
Таблица 4
Схема природно-хозяйственного районирования Беларуси по С.И. Сидору (1989 г.)
Природно-хозяйственные районы | ||
Административный состав | Промышленно-транспортные узлы | Промышленные центры |
I. Северная Беларусь (Поозерье) | ||
Витебская область (все административные районы); Гродненская область (Островецкий, Ошмянский, Сморгонский районы); Минская область (Мядельский и Вилейский районы). | Витебский Оршанский Полоцкий | Новолукомль Лепель Поставы Глубокое Вилейка Сморгонь |
II.Центральная Беларусь | ||
Гродненская область (кроме Островецкого, Ошмянского, Сморгонского районов); Минская область (кроме Мядельского, Вилейского, Солигорского, Любанского и Стародорожского районов); Могилевская область (кроме Глусского района); Гомельская область (Рогачевский и Кормянский районы); Брестская область (Каменецкий, Пружанский, Барановичский, Ляховичский районы). | Минский Гродненский Барановичский Могилевский Бобруйский | Лида Слоним Слуцк Осиповичи |
III.Южная Беларусь (Полесье) | ||
Брестская область (кроме Каменецкого, Пружанского, Барановичского, Ляховичского районов); Минская область (Солигорский, Любанский, Стародорожский районы); Гомельская область (кроме Рогачевского и Кормянского районов); Могилевская область (Глусский район). | Гомельский Брестский Пинский Мозырский Жлобинский Лунинецкий Кобринский | Светлогорск Солигорск Речица |
Следует признать, что природно-хозяйственное районирование хорошо раскрывает взаимосвязь природных условий районов с характером расселения сельского населения и степенью сельскохозяйственной освоенности территории. Вместе с тем, оно, применительно к условиям Беларуси, не в состоянии объяснить географию крупных хозяйственных и промышленных центров, пространственно организующих всю социальную и хозяйственную жизнь. Здесь на первый план выходят не природные условия, а социально-экономические факторы. Такие, как экономико-географическое положение, транзитные транспортные магистрали, действие закона территориальной концентрации населения и производства и др., исторические обстоятельства. Следует отметить, что и в пределах природно-географических районов выделяются в качестве форм пространственной организации хозяйственной деятельности те же крупные промышленно-транспортные узлы и центры, что и в предыдущих схемах районирования.
С 1970-х годов в советской экономической и экономико-географической науке, наряду с экономическим и природно-хозяйственным районированием, оперирующим, как правило, крупными по территории районами, все большее внимание начинает уделяться дробному социально-экономическому районированию. Его цель - выделить внутри крупных экономических районов такие территории, в пределах которых осуществляется удовлетворение основных потребностей человека (в труде, бытовом и культурном обслуживании, рекреации), а также возможно создание благоприятных условий для эффективного, сбалансированного развития производства и расселения. Для формирования таких территориальных социально-экономических комплексов (систем) решающее значение стали придавать городам как районообразующим центрам. Именно зоны их воздействия на прилегающую территорию принимались во внимание при определении контуров интегральных социально-экономических районов.
В Беларуси данное направление в интегральном экономико-географическом районировании развивалось в НИЭИ Госплана БССР в конце 1970-х – начале 1980-х гг. при разработке Схем развития и размещения производительных сил республики. Так, Я.М. Александрович, один из авторов разрабатывавшихся Схем…, всесторонне обосновал целесообразность выделения в пределах БССР (являвшейся крупным экономическим районом СССР) «внутрирайонных ТПК и на их основе – территориально-групповых систем расселения, т.е. своеобразных социально-экономических регионов, объединяющих группу административных районов с общей территорией и локализацией местных экономических, культурно-бытовых, трудовых и других видов связей».
При этом для социально-экономического районирования были использованы теоретико-методологические положения о сущности ТПК (обеспечение специализации и комплексности развития хозяйства выделяемых регионов) и учтено возросшее районообразующее влияние непроизводственной сферы – роль региональных центров с достаточно развитой экономической базой и социальной инфраструктурой и их взаимосвязь с центрами низшего ранга. Учитывался также принцип единства социально-экономического районирования и административно-территориального деления, так как это должно обеспечивать наилучшее сочетание объекта планирования и управляющих органов (отмечалась целесообразность совершенствования административно-территориального деления республики).
В результате на территории БССР были выделены 19 ТПК (социально-экономических регионов) и определены их основные параметры (без Минского региона, который значительно крупнее всех остальных): численность населения – 250-800 тыс. чел., в том числе региональный центр (свыше 50 тыс. чел.); территория – 7-15 тыс. кв. км, радиус зоны тяготения – 80-100 км (транспортная доступность – в пределах 2-х часов). По каждому из 19 регионов были определены масштабы и основные направления развития в перспективе, специализация промышленности и на этой основе дана их укрупненная типология.
Таблица 5
- Социально-экономическая
- Концепции и схемы экономико-географического районирования беларуси
- Литература
- Укрупненная классификация тпк (социально-экономических регионов) Беларуси и их характеристика (1975 г.)*
- Типологические признаки административных районов бсср
- Литература
- Основные среднегрупповые показатели местных систем различного функционального типа
- Литература
- Экономико-географическая характеристика регионов Беларуси
- Удельный вес в стране по основным показателям в 2003 г. (%)
- Витебская область
- Литература
- Гродненская область
- Литература
- Город Минск
- Могилевская область
- Литература
- Лекция 24 Проблемные регионы и «полюса роста» Беларуси
- Литература