logo
История исследования Мирового океана - Кудрянь Е

Морские путешествия и исследования зарубежных мореплавателей

Морские открытия XIX века связаны с такими зарубежными исследователями, учеными, мореплавателями, как: Жюль Дюмон-Дюрвиль, Уильям Бичи, Чарлз Дарвин, Фицрой, Джеймс Уэдделл, Джон Биско, Джон и Джеймс Россы, Роберт Мак-Клур, Отто Свердруп, Фритьоф Нансен, Нильс Норденшельд, и др.

Жюль Дюмон-Дюрвиль - выдающийся мореплаватель, ученый-энциклопедист, энтомолог и ботаник, лингвист-политолог, этнограф, физик и историк.

В 1819-1820 годы плавал в водах Черного и Эгейского морей, а в 1822 году отправился в кругосветное плавание с Дюперре, во время которого собрал коллекцию, в которой насчитывалось 11 тысяч насекомых (в том числе 300 совершенно новых видов) и огромный гербарий.

В апреле 1826 года Дюмон-Дюрвиль организовал экспедицию в южные моря на “Астролябии”. Выйдя из Тулона и обогнув мыс Доброй Надежды, он направился в Тихий океан. Бассовым проливом прошел к Новой Зеландии и далее к островам Тонга и Фиджи. Кроме того Дюмон-Дюрвиль посетил Новые Гебриды, острова Лоялти, Новую Каледонию и Новую Британию. От Новой Британии он прошел к Молуккским островам вдоль северных берегов Новой Гвинеи и нанес на карту более 2 тысяч км береговой линии этого острова на участке от пролива Дампира до залива Гелвинк.

От острова Амбионы Дюмон-Дюрвиль направился в Тасманию, затем прошел через Каролинский архипелаг к Сулавеси и, минуя мыс Доброй Надежды, возвратился в Марсель в марте 1829 года.

Коллекции, которые он привез из экспедиции, по объему превзошли его собрания 1822-1825 годов. Гербарий Дюмон-Дюрвиля насчитывал более 7 тысяч видов.

27 декабря 1831 года на заседании Парижского Географического общества Дюмон-Дюрвиль внес предложение о подразделении Океании на Полинезию, Микронезию и Меланезию.

В 1837-1840 годы Дюмон-Дюрвиль совершил второе самостоятельное кругосветное плавание на двух кораблях: “Астролябия” и “Зеле”. На этот раз главным объектом экспедиции была Антарктида.

В марте-апреле 1839 года он прошел с запада на восток вдоль юго-западного берега острова Новой Гвинеи.

В 1840 году обследовал южную часть архипелага Луизиада и затем, находясь в восточной части залива Папуа, нанес на карту горы Астролябии (Ганаи). В северной части Торресова пролива он открыл на 9°47’ ю.ш. и 142°59’ в.д. проход Мове.

7 ноября 1840 года 2Астролябия” вернулась в Тулон. Результат путешествия - значительные океанографические работы, редкостные минералогические, зоологические и ботанические коллекции, новые карты, описания, рисунки. Но самое главное - это открытия, совершенные в Антарктике.

Труд о второй кругосветной экспедиции Дюмона-Дюрвиля вышел уже после трагической смерти автора. Его именем назвали один из Каролинских островов, один из островов в Меланезии, гору на Земле Луи-Филиппа и море, омывающее берега открытой Дюмон-Дюовилем Земли Адели, которую он назвал в честь своей жены.

Английский мореплаватель Фредерик Уильям Бичи представляет совсем иной тип исследователя Океании.

В 1825 году он был назначен командиром корабля “Блоссом” и отправился на поиски Северо-западного прохода. Проследовав через Берингов пролив, он вдоль северных берегов Аляски дошел до 156° з.д., но был остановлен льдами. Из северных морей Бичи прошел в южную часть Тихого океана и в 1826 году детально обследовал архипелаг Туамоту и открыл здесь атоллы Ванавана, Фангатауфа и Ахунуи. Затем через Таити достиг Сандвичевых островов, от которых направился к Берингову проливу и Северному Ледовитому океану. Но надвинувшиеся льды заставили “Блоссом” покинуть Берингов пролив.

Бичи снова вернулся к Сандвичевым островам, затем закартографировал архипелаг Рюкю, цепи островов, соединяющих Японию с Тайванем, и группы островов Бонин.

Покончив с этими работами, Бичи вновь направился к северу, но из-за трудных метеорологических условий ему удалось на этот раз достичь лишь широты 70°40’. Бичи вынужден был вернуться в Англию. По дороге он зашел в Монтерей, Сан-Франциско, Сан-Блас, Вальпараисо, обогнул мыс Горн, сделал остановку в Рио-де-Жанейро и 27 октября стал на якорь в Спитхеде.

Таким образом, Бичи выполнил в Тихом океане огромную работу по “привязке” к карте ранее открытых островов и внес много ценных поправок в географию Океании. Книга Бичи, посвященная его исследованиям в Тихом океане, долгое время играла роль лоции для мореплавателей.

Одним из наиболее значительных научных предприятий XIX века можно считать кругосветную экспедицию на “Бигле” под командованием Фицроя, в этой же экспедиции участвовал и натуралист Чарлз Роберт Дарвин.

Находясь в атлантическом океане до зимы 1834 года, офицеры “Бигла” произвели новые съемки Ла-Платы, заливов Вайя-Бланка, Сан-Матиас, Сан-Хорхе и Баия-Гранде.

В 1832-1835 “Бигль” крейсировал в южноамериканских водах, а затем отправился к берегам Новой Зеландии и Австралии.

2 октября 1836 года экспедиция возвратилась в Англию.

Фицрой сделал в Океании весьма скромные открытия: ему удалось лишь впервые положить на карту два небольших атолла в архипелаге Туамоту. Но огромное значение имели работы . проведенные в ходе транстихоокеанского плавания Дарвином.

Дарвин предположил, что рост коралловых островов происходит в процессе постепенного опускания вулканических островов. Поскольку коралловые сооружения быстро растут на внешнем крае, Дарвин пришел к заключению, что сперва возникает барьерный риф, отделенный от вулканического острова лагуной, а затем при дальнейшем и полном погружении острова на его месте остается лагуна, окаймленная атоллом, причем лагуна постепенно заполняется продуктами разрушения окружающих рифов.

В 1839 году вышла книга Дарвина “Путешествие натуралиста вокруг света на корабле “Бигль”. Главы этой книги, посвященные Океании и Австралии, вошли в золотой фонд научной литературы. Посвященной этой части света. В истории геологических наук очень важной вехой явился труд Дарвина “Строение и распределение коралловых рифов”, основанный главным образом на океанских наблюдениях автора и капитана Фицроя.

В 1822 году еще один английский мореплаватель - Джеймс Уэдделл -был назначен капитаном экспедиции, направлявшейся в южные моря.

Бриг “Джейн” и куттер “Бофорт” 17 сентября 1822 года покинули Англию, зашли на острова Зеленого мыса и бросили якорь в гавани Санта-Элена на восточном берегу Патагонии.

Вскоре Уэдделл снова вышел в море и, взяв курс на юго-восток, очутился в виду архипелага, которому дал название Южных Оркнейских островов.

Исследовав эти острова, Уэдделл углубился на юг, пересек Полярный круг по 30 меридиану к востоку от Гринвича и вскоре встретил многочисленные айсберги. Когда он миновал 70 параллель, количество айсбергов уменьшилось и в конце концов они совершенно исчезли. Странное неожиданное потепление удивило всех, тем более что оно все усиливалось по мере продвижения на юг. Достигнув 74°15’ с.ш., перед экспедицией открылось свободное от льда море с несколькими айсбергами на горизонте. Исследованной им части антарктического моря он дал название моря Георга IV (море Уэдделла). Следует особо подчеркнуть странное явление: по мере продвижения дальше на юг льдов становилось меньше, все время наблюдались туманы и грозы, море было свободное, а погода исключительно мягкая.

Еще одно ценное наблюдение: колебание стрелки компаса в южных широтах оказались столь же замедленными, как и в арктических областях, где это уже было констатировано другими.

Уэдделл в дальнейшем своем плавании побывал на острове Южная Георгия, на Южных Шетландских островах, от которых он отправился к Огненной Земле.

Открытое Уэдделлом море в честь него было названо позже. Но никогда с тех пор это море не было свободным ото льдов. В год плавания Уэдделла ледовые условия были, по-видимому, необычно благоприятными.

В 1830-1832 годах была предпринята еще одна примечательная экспедиция в антарктические воды. Начальником новой экспедиции назначили Джона Биско. Два небольших корабля экспедиции - бриг “Туле” и яхта “Лайвли” - зашли сначала на Южные Сандвичевы острова. От них суда пошли на восток, пересекли Южный полярный круг у нулевого меридиана и затем пошли снова в восточном направлении, то приближаясь к кромке плавучих льдов, то удаляясь от нее. Так же как и русские мореплаватели, Биско и его спутники видели участки ледяного берега, но лед, штормы и плохая видимость мешали кораблям подойти ближе к берегу и убедиться в его существовании.

В конце февраля 1831 года у полярного круга, вблизи 50° в.д., моряки увидели черные вершины гор, но подойти к этой увиденной земле им не удалось. Открытый берег показался мореплавателям островом, и Биско назвал его “островом Эндерби”. На самом же деле это был огромный полуостров, который впоследствии получил название Земли Эндерби.

10 мая 1831 года Биско подошел к Тасмании.

В начале 1832 года суда экспедиции Биско продолжили плавание. Они шли сначала в умеренной зоне тихого океана, а в районе 80° з.д. пересекли полярный круг. Вскоре был открыт остров Аделейд, названный именем королевы Аделаиды. От открытого острова Биско пошел на север. В результате была открыта новая группа островов, названная островами Биско.

Экспедиция Биско вернулась в Лондон в январе 1833 года.

Еще один английский исследователь - Джеймс-Кларк Росс - принимал участие в 7 арктических экспедициях, но прославился главным образом тремя экспедициями в Антарктику. Во время своего первого путешествия он открыл путь в Антарктиду, которым после него пользовались многие исследователи и который до сих пор считается самым удобным.

Во время очередной экспедиции в Арктику в 1829 году Джеймс Росс совершил вылазку на берег открытого им полуострова (Бутий) и впервые определил местоположение Северного магнитного полюса. Он же открыл Землю короля Уильяма.

В 1839 году Джеймс Росс был назначен командиром экспедиции, направлявшейся в южные полярные воды на судах “Эребус” и “Террор”. Целью этой экспедиции было изучение земного магнетизма путем производства большого количества измерений в высоких широтах. Таким образом, у росса была возможность найти еще и Южный магнитный полюс.

В январе 1841 года Росс встретил сплошной пак. Прорвавшись через ледяное поле, он вышел на широкое пространство открытой воды.

После этого он обогнул мыс Адэр, двинулся к югу от него, не встречая льда и под 78° ю.ш. увидел две снежные вершины. Это были вулканы, которым Росс дал названия в честь своих судов - Эребус и Террор.

Вдоль берега тянулся огромный ледяной обрыв - ледник, сползавший в море. Впоследствии этот ледник назвали Барьером Росса.

Росс произвел магнитные измерения и исследовал берег открытого им моря. Его наблюдения и расчеты показали, что Южный магнитный полюс лежит недалеко от берега, внутри страны, защищенной ледяным барьером, горами и ледниками. Росс объехал море. Которое носит сейчас его имя. Сквозь ледяной барьер на юге ему не удалось пробиться, и Росс отправился к Тасмании. Росс еще два раза пытался приблизиться к Южному магнитному полюсу, но тяжелые погодные и ледовые условия препятствовали ему в этом.

В Англию Росс вернулся после 4-летнего плавания в южных водах - 2 сентября 1843 года.

В XIX веке вновь возобновились поиски Северо-западного прохода. В 1845 году была организована экспедиция на отремонтированных судах “Эребус” и “Террор” под руководством Джона Франклина, которая имела трагический конец. Во время поисков этой пропавшей экспедиции была исследована вся островная часть Северной Америки.

Одним из мореплавателей, который искал пропавшую экспедицию Франклина был Роберт Мак-Клур - британский арктический мореплаватель, участник двух полярных плаваний. Ему принадлежит разведка последнего отрезка водного пути между Атлантическим и Тихим океаном. Северо-западный проход, который искали в течение нескольких столетий, был наконец им найден в 1850 году. Однако обнаружилось, что для судоходства он не имеет практической ценности.

Английская пресса подняла невообразимую шумиху по поводу “открытия” Мак-Клуром “непроходимого прохода”. Книга Мак-Клура “Открытие Северо-западного прохода” до конца 50-х годов XIX века выдержала три издания.

Исследованием американской Арктики занимались не только англичане, но и норвежцы, в частности Отто Свердруп и Фритьоф Нансен, которые в 1888 году впервые пересекли на лыжах ледяной купол Гренландии, а позже осуществили арктическую экспедицию на пароходе “Фрам”. Нансен был организатором этой экспедиции, а Свердруп - ее капитаном.

Летом 1893 года Свердруп, выйдя из Осло, провел “Фрам” Северным морским путем в Восточно-Сибирское море. В конце сентября под 78°50’ с.ш. и 133°30’ в.д. он пришвартовался к большой льдине, с тем чтобы по заранее разработанному плану Нансена начать дрейф “Фрама” в полярном бассейне.

15 ноября 1895 года “Фрам” находился на 85°56’ с.ш. и 66°31’ в.д., и в этом пункте закончилось его продвижение на северо-запад. Далее судно дрейфовало уже в юго-западном направлении и 13 августа 1896 года вышло в свободное от льда море. А ночью того же дня показалась земля - мыс у входа в Рауд-фьорд на крайнем северо-западе Шпицбергена. 1041 день прошел с тех пор, как моряки видели землю.

На этом судне в 1898-1902 годах Отто Свердруп провел вторую норвежскую полярную экспедицию, которая вошла в историю географических открытий под названием 2Второй великой экспедиции “Фрама””.

Районом исследования на этот раз была уже не Восточная, а Западная Арктика. Первоначальный план, разработанный Нансеном, был прост: идти на север от Баффинова залива через проливы и вдоль северного берега Гренландии возможно дальше, пока не придется остановиться на зимовку.

Экспедиция взяла с собой провианта на 5 лет (на 16 человек экипажа). В июле “Фрам” вошел в Баффинов залив, в середине августа он был в проливе Смит, но у северного выхода из него вынужден был из-за непроходимых льдов остановиться на зимовку у острова Элсмира. Этот остров был в то время почти не исследован. На карту - очень неточную, в чем Свердруп убедился самолично - были нанесены только его восточное и северное побережье.

Ледовые условия в Бассейне Кейна в летнюю навигацию 1899 года продолжали оставаться очень неблагоприятными, и Свердруп, отчаявшись пробиться к северу и обогнуть Гренландию с севера, повернул на юг. В результате было обойдено все южное побережье Элсмира.

В августе 1900 года Свердруп повел судно не в Бассейн Кейна, а на запад через пролив Джонс. Завершив исследование этого пролива: “Фрам” вышел из него в северо-западном направлении через узкий пролив Кардиган, но сразу же за ним был остановлен тяжелыми льдами. Движение было возможно только в обратном, юго-восточном, направлении, и “Фрам” вернулся в пролив Джонс и стал на очередную зимовку.

В апреле-мае 1902 года Свердруп прошел к северному выходу из пролива Эврика. Там им был открыт пролив Нансена, выведший его прямо к океану. В 1902 году экспедиция закончила и исследование всего западного побережья Элсмира. Таким образом, Свердруп завершил открытие Элсмира: именно в 1902 году этот остров получил те очертания, которые мы видим на современных картах Западной Арктики.

Летом 1902 года “Фрам” вернулся в Норвегию. Крупнейшие земли, открытые во время Второй великой экспедиции “Фрама”, были названы именем капитана “Фрама”: большой архипелаг к западу от Элсмира - островами Свердрупа, южная часть Элсмира - Землей Свердрупа.

Нильс-Адольф-Эрик Норденшельд - руководитель шведской экспедиции, покоритель Северо-восточного прохода. Он снарядил большой пароход “Вега” и, собрав группу ученых и моряков разных национальностей, в начале лета 1878 года отплыл из Гетерборга.

“Вега” быстро обогнула Норвегию, пересекла Баренцево море и через пролив Югорский Шар вошла в Карское море. 19 августа пароход обогнул мыс Челюскин. Ледовые условия в том году были благоприятны для плавания по Северному Ледовитому океану.

Экспедиция протекала очень удачно, и поэтому Норденшельд надеялся проскочить через Берингов пролив раньше, чем море замерзнет, и таким образом одолеть Северо-восточный проход в одно лето. Но 28 сентября экспедиция вынуждена была стать на зимовку, не дойдя всего лишь 300 км до пролива.

Лед держал “Вегу” 289 дней. Только 18 июля следующего года она получила возможность двинуться дальше. Пройдя пролив, Норденшельд зашел на Аляску, на остров Беринга и в Иокогаму, а затем отправился вокруг Азии в Швецию. Ему удалось без единой жертвы проделать путь, к открытию которого человечество стремилось в течение 350 лет.

Таким образом, экспедиция Норденшельда заставила верить, что Северо-восточный проход можно преодолеть в один сезон, если только пораньше выйти в путь. Появились даже надежды на возможность использования Северо-восточного прохода в качестве большой торговой дороги Севера.