logo
История исследования Мирового океана - Кудрянь Е

Новейшие открытия (хх век) Исследователи полярных регионов

К числу самых известных полярных мореплавателей периода новейших открытий можно отнести Руала Амундсена, Владимира Русанова, Константина Бадигина, Генри Ларсена и Отто Щмидта.

Руалу Амудсену было всего 20 лет, когда он пришел к заключению, что многие предшествующие экспедиции в Арктику страдали от того, что их командиры никогда не были сами капитанами кораблей. Амудсен решил устранить этот недостаток, получив шкиперский диплом

В 1897 году бельгийцами была организована научная экспедиция в Антарктику. В состав этой экспедиции входили ученые из разных стран. Амудсен попал в нее в качестве первого штурмана.

Экспедиция направилась к берегам Южной Америки и провела несколько недель возле Огненной Земли - к тому времени еще очень мало исследованного острова. Ученые разных специальностей собрали на нем богатые коллекции, а затем направились к Земле Грахама, где попали в сплошной ледяной пак и застряли на нем. В это время Амудсено пришлось взять командование на себя.

После 13-месячного ледяного плена корабль бельгийской экспедиции наконец вернулся в Европу и привез ценный научный материал.

В следующем году Амудсен получил диплом капитана и немедленно приступил к организации своей первой самостоятельной экспедиции. Амудсен собирался пройти Северо-западным проходом и попутно установить точное местонахождение Северного магнитного полюса.

Амудсен отплыл на шхуне “Иоа” в июне 1903 года. Его команда состояла всего из 6 человек.

“Иоа” быстро дошла до одной из гаваней западного берега Гренландии. Затем Амудсен направился на запад, к острову бичи, где провел ряд исследований, чтобы узнать, в каком направлении находится магнитный полюс. Магнитная стрелка показывала на полуостров Бутия, и “Иоа” пошла туда через пролив Пиля, Глубины в архипелаге были тогда почти неизвестны, и Амудсен включил их измерение в план своих работ.

Когда наступила зима, путешественники нашли небольшую бухту на южном берегу Земли короля Уильяма и зазимовали там. Они выстроили маленькую обсерваторию, в которой установили новейшие точные приборы для изучения земного магнетизма.

Эти наблюдения задержали их в бухте, они провели там 2 года.

Только 13 августа 1905 года экспедиция решилась освоить северо-западный проход. Амудсен избрал самый южный путь - через пролив Симпсона, в отличие от других исследователей, которые большей частью старались пройти через архипелаг гораздо севернее, против оконечности Бутии. Южный путь через узкие каналы оказался свободен, в то время как широкие северные проливы постоянно были забиты льдом.

Несмотря на непрерывные промеры лотом, “Иоа” успешно шла вперед, и Амудсен надеялся, что он сможет войти в Тихий океан еще до наступления осени.

Однако льды внезапно сомкнулись, и 2 сентября “Иоа” вмерзла в пак против мыса Кинг. Амудсен приготовился к третьей полярной зиме.

В июле лед треснул, и “Иоа” беспрепятственно прошла в Берингов пролив. В октябре 1906 года она подошла к берегам Калифорнии.

Амудсен успешно выполнил задачу, которую считал целью своей жизни и над которой в течение 400 лет безуспешно бились его предшественники. Правда, с прорытием Панамского канала открытие Северо-западного прохода потеряло свое практическое значение, да и интерес к нему уменьшился, поскольку путь Амудсена пролегал по морям и проливам, которые были открыты до него. Но тем не менее Амудсену удалось точно определить место северного магнитного полюса и проделать большое количество магнитных измерений.

Амудсен поставил своей следующей задачей атаковать северный полюс, но совершенно неожиданно вместо Северного он вскоре оказался на Южном полюсе.

В 1909 году, когда Амудсен готовился повторить дрейф Нансена и даже приобрел старый “Фрам”, он вдруг узнал, что Кук и Пири уже достигли Северного полюса. В 1910 году Амудсен принял решение штурмовать Южный полюс.

14 января 1911 года экспедиция высадилась в Китовой бухте. При подготовке маршрута были учтены все ошибки предыдущих экспедиций. По пути он через каждый градус устраивал склады продовольствия и топлива и помечал их высокими флагштоками. На это ушел почти год.

20 октября 1911 года Амудсен выехал на санях, запряженных собаками. А 15 декабря 1911 года экспедиция достигла Южного полюса. После похода, продолжавшегося 99 суток. Все благополучно вернулись в лагерь.

Владимир Русанов - видный полярный исследователь начала ХХ века. Исследования Русанова на Новой Земле, проведенные им самостоятельно и по собственной инициативе, получили высокую оценку профессоров Сорбонны. Поэтому, когда весной 1908 года для французской экспедиции на Новую Землю потребовался геолог, из многих кандидатов единодушно был избран Русанов.

От бухты Белушьей на новой Земле Русанов с тремя участниками экспедиции направился на пароходе “Королева Ольга Константиновна” в Маточкин Шар, затем на ненецком карбасе прошел проливом в Карское море и поднялся вдоль берега к северу до залива Незнаемого. Обследуя этот залив, Русанов сделал интересное открытие: На небольшом полуострове он обнаружил неизвестные до этого ископаемые организмы.

Продолжая свое путешествие, Русанов совершил первый в истории сухопутный поход по Новой земле, он пересек ее от залива Незнаемого до бухты Крестовой на западной стороне острова.

В сентябре экспедиция закончила работы. Еще в экспедиции Русанов начал писать научный отчет о своих исследованиях в 1907 и 1908 годах. Отчет, представленный им начальнику экспедиции капитану Бенару, был последним без всяких изменений помещен в своих книгах. При этом Бенар ни разу не указал на истинного автора наиболее интересных глав своих трудов.

Зиму 1908-1909 годов Русанов провел в Париже, продолжая обработку собранных материалов. В своей статье “О силуре Новой Земли” Русанов приходит к интересным выводам о тесной связи в конце верхнесилурского периода между Ледовитым океаном и исчезнувшим морем Центральной Европы. Важное значение имели также его заключения о путях и времени расселения некоторых разновидностей девонской фауны в полярных областях.

4 июля 1909 года на Новую Землю была организована русская экспедиция по программе Русанова.

В этот раз на острове было обнаружено много полезных ископаемых, в числе их такие, как каменный уголь, мрамор, диабаз и аспидный камень.

Весной 1910 года Русанова снова пригласили в Новоземельскую экспедицию, но на этот раз уже в качестве ее начальника. В статье “возможно ли срочное судоходство между Архангельском и Сибирью через Ледовитый океан?” Русанов изложил план сквозного плавания, огибая Новую Землю как можно севернее, но тут же отмечает, что направления течений северной части Новой Земли до сих пор остаются необследованными и что его предложения на этот счет являются гипотетическими. Поэтому главной задачей, которую Русанов хотел разрешить во время экспедиции 1910 года, было выяснение вопроса о том, насколько удобен предлагаемый им торговый путь в Сибирь. Вопрос этот был разрешен успешно: версия Русанова подтвердилась. Произведенные экспедицией исследования намного превосходили все сделанное в этом районе до нее, значительно расширили познания Новой Земли и гидрологического режима омывающих ее вод.

По возвращении в Архангельск Русановым был написан труд “К вопросу о северном морском пути”.

Летом 1911 года состоялась еще одна экспедиция к новой земле. В этот раз Русанов совершил плавание вокруг южного острова Новой Земли, что не удалось ему выполнить в прошлые разы, но главное внимание уделялось гидрографическим и метеорологическим исследованиям. Особенно много было сделано для изучения поверхностных течений Баренцева и Карского морей.

В 1912 году Русанов был назначен руководителем экспедиции на Шпицберген. Здесь им были найдены богатые месторождения угля. 28 заявочных знаков, поставленных Русановым, закрепляли за Россией право на разработку угля на Шпицбергене.

Помимо этого были собраны палеонтологические, зоологические и ботанические коллекции, а во время плавания на Шпицберген и в его прибрежных водах проведены океанографические исследования.

Русанов погиб во время очередной экспедиции на Новую Землю. Где и при каких обстоятельствах погибла экспедиция Русанова, в то время выяснить не удалось.

Именем Русанова названы залив на восточном побережье Новой Земли, полуостров на южном побережье, пролив между островом и этим побережьем, бухта на том же побережье и гора на побережье залива.

В 1929 году русский академик Отто Юльевич Шмидт получил предложение от советского правительства возглавить экспедицию на Арктику. Цель экспедиции - достигнуть Земли Франца-Иосифа, доставить туда зимовщиков и организовать самую северную научную станцию.

В первый день плавания “Седов” - судно, на котором выполнялась экспедиция - пересекло полярный круг. Земля Франца-Иосифа показалась 28 июля. Станцию поставили на мысе Седова.

21 августа “Седов” вышел в научное плавание на Дальний Север. Корабль достиг 82°14’ с.ш. и тем самым побил мировой рекорд плавания в евразийском секторе Арктики. 700 км отделяли “Седова” от Северного полюса.

Пароход был неожиданно скован льдами, и Шмидт попытался добраться до Земли Франца Иосифа пешком, но безуспешно. “Седову” удалось вырваться из ледяных оков и 30 августа он тронулся в обратный путь. Льды мешали продвижению, и Шмидт предложил идти на юг через север. Этот кружной путь оказался тяжелым, но проходимым.

11 сентября 1929 года закончился первый арктический поход Шмитда.

Во время второй арктической экспедиции Шмидт решил высадить группу добровольцев на северной Земле, сроком на два года. Цель второго плавания в принципе оставалась такой же - достичь Земли Франца Иосифа, сменить доставленных туда зимовщиков и расширить станцию.

Ледокол “Седов” вышел из Архангельска 15 июля 1930 года. Сначала он зашел, как и планировал, на Землю Франца Иосифа, а затем отправился к Северной Земле. Тогда и выяснили, что Северная Земля не остров, а архипелаг.

Через два года Шмидт вернулся к Земле Франца Иосифа с целью сменить зимовщиков и решил обогнуть Северную Землю с севера. У Шмидта была карта архипелага, составленная экспедицией.

Шмидту удалось обогнуть Северную Землю и 1 октября ледокол “Сибиряков”, на котором плыл Шмидт, вошел в Берингов пролив и вышел в Тихий океан. Впервые за всю историю человечества за одну навигацию был пройден весь Великий Северный морской путь от Архангельска к Берингову проливу.

Шмитдт мечтал о серьезной научной работе на полюсе. Для этого надо было жить около полюса. В экспедицию людей Шмидт подбирал сам и прожил с ними на полюсе 16 дней.

21 мая 1937 года первый самолет, возглавляемый Шмидтом, достиг Северного полюса. В этот день была организована станция “Северный полюс”. Таким образом, русские полярники не только достигли Северного полюса, но и впервые в истории Арктики организовали там хорошо оборудованную научную станцию.

До организации такой станции о движении льдов в приполюсном районе было известно мало. Предполагалось, что станция пробудет здесь около года, после чего ее снимут. Но действительность не оправдала этих ожиданий.

Ледяное поле, на котором была установлена станция, начало двигаться - сначала медленно, а потом все быстрее и быстрее - у проливу между Гренландией и Шпицбергеном, а затем и в Гренландское море.

19 февраля 1938 года зимовщики станции “Северный полюс” были сняты с почти разломанного ледяного поля подошедшими ледокольными пароходами. Всего дрейф станции продолжался 274 дня на протяжении, если считать по прямой линии, около 2100 км.

В результате работ станции “северный полюс” было установлено, что в районе Северного полюса никаких островов и земель нет и не может быть; был изучен рельеф морского дна на всем протяжении дрейфа; установлено, что теплые атлантические воды глубинным течением проникают из Гренландского моря до самого полюса; опровергнуты предположения о почти полной безжизненности приполюсного района; изучено движение льдов и верхних (до 900 м) слоев воды под действием ветра. Ценные результаты дали гравиметрические и магнитные наблюдения. Метеорологические наблюдения разрушили прежние представления о строении и циркуляции атмосферы в приполюсных районах; в частности, показали, что циклоны, по крайней мере в летнее время, то и дело прорываются к полюсу, в то время как некоторые предполагали, что над полюсом постоянно держится область повышенного давления.

Большое значение - практическое и теоретическое - имеют наблюдения дрейфа и поведения ледяных полей Центральной Арктики. Самый факт, что зимовщики через 9 месяц оказались южнее 71° с.ш., вопреки предположению, что они проведут в высоких широтах около года , доказывает, насколько ошибочны были представления о движении льдов в арктическом бассейне.

Константин Бадигин - еще один русский исследователь Арктики.

В 1935 году был направлен помощником капитана ледокола “Красин” и совершил свое первое плавание по Северному морскому пути. В 1937 году он стал капитаном исследовательского судна “Седов” и отвечал за успешный дрейф через Северный Ледовитый океан, продолжавшийся 812 дней.

Результаты дрейфа “Седова” можно сравнить с результатами дрейфа “Фрама” Нансена. Правда “Седов” лег в дрейф вынужденно, благодаря трагическому стечению обстоятельств. В 1937 году, ведя океанологические исследования в море Лаптевых, “Седов” задержался и не смог своевременно вернуться в порт.

Сначала “Седов” дрейфовал прямо на север, приблизительно до 133° в.д. Через месяц, когда “Седов” был около 78-й параллели, он повернул на восток и ко 2 марта 1938 года оказался на 78°25’ с.ш. и 153°26’ в.д. Эта точка была самой восточной для “Седова”. С этого времени он медленно дрейфовал на запад, направляясь в то же время к северу.

17 февраля 1939 года “Седов” оказался на 85°56’7’’ с.ш. и 120°13’ в.д. В этот день был побит рекорд высокой широты для судов, дрейфующих со льдами.

Отсюда судно продолжало дрейфовать в северо-западном направлении и 22 марта 1939 года достигло 36°34’7’’ с.ш. и 108°46’ в.д. Затем дрейф “Седова” начал постепенно склоняться к юго-западу. 29 августа “Седов” достиг самой северной точки своего дрейфа - 86°39’5’’ с.ш. и 47°55’ в.д.

Далее дрейф “Седова” направляется к широкому проливу, отделяющему Гренландию от Шпицбергена.

Во время дрейфа команда “Седова” не только старалась не потерять судно, но и вела научные наблюдения, которые внесли ценный вклад в науку о Севере.

Генри Ларсен - канадский полицейский офицер - в годы войны, когда Северо-западный проход приобрел особое значение, изучил его более тщательно, чем предыдущие исследователи, и впервые в истории Северо-западный проход был пройден Ларсеном в одну навигацию. Позже сам Ларсен писал, что Северо-западный проход можно пройти в один год, но это еще не означает, что это можно делать каждый год. Таким образом, вопрос о том, пригоден ли Северо-западный проход для плавания современных крупнотоннажных грузовых судов, не был разрешен Ларсеном, ни тем более Амудсеном, так как оба использовали очень небольшие суда.

Этот вопрос был разрешен положительно 10 лет спустя, когда по маршруту Ларсена в 1954 году прошел канадский дизель-электроходный ледокол “Лабрадор”.