logo
Диаспоры

Общество Государство Религия

Древняя армянская религия была типичной для оседлых земледельцев (со множеством богов, олицетворявших явления природы) и испытала сильное влияние соседнего Ирана. Особенно сильным было это влияние в I-III вв.н.э., когда на армянском троне сидела младшая ветвь парфянских Аршакидов. Однако уже с первых веков новой эры в стране распространилось христианство. В конце III в.н.э. царь Тиридат III Великий казнил проповедников Рипсимэ и Гаянэ, ставших святыми и великомучениками, а уже через несколько лет, в 301 г., крестился сам — под влиянием проповеди великого деятеля армянской культуры Григория Просветителя. Таким образом, Армения стала первым в мире христианским государством (в Римской империи христианство лишь в 313 г. вышло из подполья, и только в 380 г. указ Феодосия I «О вселенской вере» сделал его государственной религией). Сам же Григорий Просветитель стал первым главой армянской церкви — католикосом всех армян.

Не в первый и не в последний раз судьбы религии определила политика. Римская империя пыталась использовать церковь как орудие подчинения страны: армянских епископов больше ста лет рукополагали в Кесарии Каппадокийской, в имперских владениях. Иран, со своей стороны, на этом основании преследовал всех христиан, в которых видел агентов Рима, а затем Византии. Чтобы избежать римско-византийской кабалы и иранских гонений, в 506 г. армянская церковь объявила своей доктриной монофизитство — учение, признающее в Христе не двойственную (богочеловеческую), а единственную (божественную) природу8. Согласно монофизитству, Христос был только богом, человеческого в нём не было. Конечно, это более ясно, чем католическое и православное учение о двойной природе Христа, и более рационально, хотя православные тоже по-своему правы, упрекая монофизитов: если Христос не был человеком, в чём тогда заключается его искупительная жертва? Да и в Византии монофизиты стояли чуть ли не вне закона. Зато принятие оппозиционного толка в христианстве позволило армянам и соблюдать дистанцию в отношениях с Империей, и избавиться от подозрительности иранского двора. Национальная церковь (армяно-григорианская, названная так в честь Григория Просветителя) стала фактором, позволившим армянам в течение двух тысяч лет сохранять этническую самобытность.

В наши дни резиденцией католикоса всех армян является город Эчмиадзин (древний Вагаршапат, недалеко от Еревана). Здесь находится кафедральный собор (303 г.), храмы в честь Рипсимэ и Гаянэ (VII в.), а неподалёку — Звартноц, гордость армянской архитектуры.

Светская и религиозная философия

Наука и техника

Военное дело

Внешний вид

Имена

Брак и семья

Питание

Архитектура и градостроительство

Для армянских селений характерна скученная планировка, нередко с разбивкой и кварталы родственников. Нередко в горах возникали укреплённые селения на склонах гор, напоминавшие пуэбло юго-западных штатов США: дома располагались ярусами, крыша нижнего дома служила двором для верхнего.

Традиционное жилище — каменное, со ступенчато-пирамидальным перекрытием на деревянных столбах. Единственным источником света часто был дымоход или световое окно в крыше. В центре дома располагался очаг, в который была врыта глиняная печь, нередко у стены делался камин. Вдоль стены тянулись деревянные тахты, а ниши в стенах (с дверцами) играли роль встроенных шкафов. Основной мебелью служили сундуки и полки с посудой, а также передвижной деревянный амбар на ножках с двумя отделениями: одно для зерна, другое — для муки. Непременная принадлежность дома — ковры (как и у соседних народов) и шерстяные одеяла, которых в доме гораздо больше, чем членов семьи.