5. Предмет этнографической науки. Понятие культуры в этнографии
Предмет науки – это то, что конкретно изучают, какую часть. Предметная область этнографии – изучение традиционной культуры народов мира. Появление антропологии подняло интерес к социальным вопросам. Главная идея представителей антропологии и географии являлась антропогеография. Суть в том, что на Земле появлялись определённые культурные регионы, которые начинали изучать. Другие учёные полагали, что этнография – наука историческая, она изучает культуру бесписьменных народов.Традиционная культура– культура, которая передаётся из поколения в поколение. Культура – все, что создано человеком; достижения людей в материальной и духовной жизни. Типы определения культуры (по Креберу и Кланхону):
1) Описательная (всё, что охватывает культура).
2) Историческая (процессы социального наследования, традиции).
3) Нормативная (культура как образ ценности общества людей).
4) Психологическая (культура как особенность психики людей).
5) Структурная (культура как система с функциональными элементами).
6) Генетическая (культура как продукт духовного творчества).
К широко употребляемым в этнографии и смежных с нею науках относится термин “культура”, толкование его многозначно и зависит от сферы применения. Наиболее общее философское определение — культура означает все то, что создано человеком в отличие от того, что создано природой. Такое толкование соответствует латинскому cultura, переводимому как “возделывание, обрабатывание”. С течением времени под культурой стали пониматьопределенный уровень технических достижений, социальной организации, развития письменной литературы и искусства и т. п. Так родилось расистское противопоставление западноевропейских “культурных” (наследников достижений античных Рима и Греции) народов всем остальным, “некультурным”, “малокультурным” или “природным” народам.
В этнографии общефилософское понятие “культура”, учитывая, что целенаправленная (т. е. культурная) деятельность человеческих коллективов совершается в определенную историческую эпоху и в конкретных физико-географических условиях, трактуется как совокупность выработанных данным этносом явлений и объектов материальной и духовной жизни, являющихся его спецификой, находящей отражение в языке и отличающей один этнос от другого. Подобная трактовка отвергает иерархию культур и тем самым расистское противопоставление одних этносов другим.
Этнографы различают материальную и духовную культуры.Материальная культура- объекты (предметы, вещи), материально существующие в пространстве в определенные временные периоды, как-то: орудия труда, жилище и хозяйственные постройки, пища (сюда же входят культурные растения и домашние животные), одежда и украшения, средства транспорта и связи.Духовная культура- выработанная коллективным разумом людей вся система производственных навыков, народных знаний, традиций и обычаев (связанных с хозяйственной, социальной и семейной жизнью человека), различных видов искусств, народного творчества, религиозных представлений и верований, которая передается как обязательная информация от поколения к поколению через рассказ или показ, через существующие формы воспитания.
Метод этнографии определяет этнограф. Метод – способ формирования источника. Методы непосредственного наблюдения – основной метод сбора материала в среде исследования сообществ. Первый уровень – организация экспедиций, второй уровень – методика сбора материала. Задача этнографии: изучение этнических процессов.
- Экзаменационные билеты по этнографии
- I. Российская научная школа
- II. Английская научная школа
- III. Американская научная школа
- IV. Французская научная школа
- V. Немецкая научная школа
- 2. Этнография в системе общественных наук
- 3. Основные научные школы в этнографии и социальной антропологии XIX-XX веков
- 4. Объект этнографической науки. Определение и содержание понятия этнос
- I. Пассионарная теория л.Н.Гумилёва
- II. Примордиализм
- III. Конструктивизм
- IV. Ситуационализм
- V. Дуалистическая теория этноса
- VI. Инструментализм
- VII. Информационная теория
- 5. Предмет этнографической науки. Понятие культуры в этнографии
- 6. Антропологическая классификация населения мира
- 7. Хозяйственно-культурная классификация народов мира
- 8. Географическая классификация народов мира. Историко-этнографические области
- 9. Лингвистическая классификация народов мира.
- 10. Источники и методы этнографического исследования
- 11. Аборигены Австралии
- 12. Культура народов Меланезии и Микронезии
- 13. Культура Полинезии
- 14. Высокие цивилизации Америки до европейской колонизации
- 15. Земледельческие народы Северной Америки
- 16. Охотники, рыболовы и собиратели Северной Америки
- 1848 Г. – обнаружение золота, сокращение численности индейцев и оттеснение их в горы.
- 17. Индейцы Южной Америки
- 18. Основные этапы заселения Американского континента
- 19. Охотники и собиратели зоны сухих степей и полупустынь (бушмены, готтентоты)
- 20. Культура ручного земледелия тропической Африки
- 21. Кочевники африканских саванн
- 22. Высокие цивилизации западной Африки
- 23. Народы северо-восточной Африки
- 24. Материальная и духовная культура народов Средиземноморья
- 27. Народы Средней Азии
- 28. Кочевники Центральной Азии и Казахстана
- 29. Народы Южной Азии – то бишь Индия
- 30. Народы Юго-восточной Азии
- 34. Традиционное хозяйство и материальная культура восточнославянских народов
- 35. Духовная культура восточнославянских народов
- Хозяйство. Земледелие и скотоводство. Трехполье. Орудия – соха, тяжелый деревянный плуг – сабан для поднятия тяжелых почв. Скотоводство – подсобное значение. Также охота и бортничество.
- Прибалтика. Европеоиды. Литовцы и латыши – индоевропейские языки, эстонцы – финно-угорская группа уральской семьи.
- 37. Народы Закавказья
- 38. Народы Северного Кавказа
- 39. Охотники на морского зверя Арктики
- 40. Охотники и рыболовы таёжной зоны Сибири
- 41. Оленеводы Сибири
- 42. Кочевые и полукочевые народы Южной Сибири