logo
этнография / Bilety_po_etnologii_2012-2013bak1k

41. Оленеводы Сибири

Ненцы и нганасаны(уральская малая раса европ+монгол, самодийская группа уральской языковой семьи),долганы(якутская группа тюркской семьи) – западная Сибирь.

Оленеводство – транспорт + источник средств существования. Охота и рыболовство – вспомогательное значение. Кочевали целый год, зимние пастбища – у границ тайги, летние – у морского побережья. Ненцы имели пастушеских собак для охраны стада от волков. Ездили на нартах, запряженных оленями. Орудия охоты у нганасанов – копье, лук, нож, для ловли рыбы – сети, крючки.

Материальная культура. Приспособлена к кочевому быту и тяжелым природным условиям – минимальное количество предметов быта. Жилище – разборный конический чум (остов из шестов, покрыт оленьей шкурой). Посуда деревянная, только для варки пищи – металлическая (покупали у русских). Одежда меховая в виде длинного мешка в рукавами и капюшоном, надевалась через голову. Два слоя: малицамехом внутрь исокуй шерстью наружу. Обувь – высокие меховые сапогипимы.

Пища: оленина (сырая, мороженая, вареная), рыба – сырая, мороженая, вяленая. Мясо заготовляли впрок – вялили, кровь замораживали и потом откалывали кусками и использовали для приготовления похлебки. Собирают и едят ягоды – брусника, морошка, черника. Заваривают из трав напитки.

Религия: шаманизм, наследственная его форма. Практиковали воздушное погребение. Семейно-родовой культ – изображения семейных духов-покровителей изготовляли и хранили главы семей. Промысловые культы – принесение жертв сядеям- покровителям охоты и рыболовства. Христианизация с 18 века.

Фольклор: героические песни, танцы, музыка, шаманские песни.

Оленеводы Восточной Сибири– эвенки (язык - эвенкийский, принадлежит к тунгусо-маньчжурской группе алтайской языковой семьи), эвены (эвенский язык относится к тунгусо-маньчжурской группе алтайской семьи).

Эвенки. Оленеводы – «орочены». Оленеводство имело в основном транспортное значение. Оленей использовали при езде верхом и под вьюк, доили. Преобладали небольшие стада, вольный выпас. Охотились верхом на оленях. Рыболовство имело подсобное значение, в Прибайкалье, озёрных районах к югу от озера Ессей, на верхнем Вилюе, в южном Забайкалье и на Охотском побережье — также товарное значение. На Охотском побережье и Байкале промышляли также тюленя. По воде передвигались на плотах (тэму), лодках с двухлопастным веслом - долблёных, иногда с дощатыми бортами (онгочо, утуннгу) или берестяных (дяв); орочены для переправ пользовались лодкой из лосиной кожи на каркасе, сделанном на месте (мурекэ). Была развита домашняя обработка шкур, бересты (среди женщин); было известно кузнечество. Основа традиционной пищи — мясо (диких животных, у конных эвенков — конина) и рыба. Летом потребляли оленье молоко, ягоды, дикий чеснок и лук. У русских заимствовали печёный хлеб: к западу от Лены пекли в золе колобки из кислого теста, на востоке — пресные лепёшки. Основной напиток — чай, иногда с оленьим молоком или солью.

Зимние стойбища состояли из 1—2 чумов, летние — до 10, во время праздников и более. Чум (дю) имел конический остов из жердей на каркасе из шестов, покрытый покрышками-нюками из ровдуги или шкур (зимой) и бересты (летом). При перекочёвках каркас оставляли на месте. В центре чума устраивали очаг, над ним — горизонтальную жердь для котла. Местами были также известны полуземлянки, заимствованные у русских срубные жилища, якутская юрта-балаган, в Забайкалье — бурятская юрта, у оседлых бираров Приамурья — четырёхугольное бревенчатое жилище типа фанзы. 

Традиционная одежда состоит из ровдужных или суконных натазников (хэрки), ноговиц (арамус, гуруми), распашного кафтана из оленьей шкуры, полы которого связывались на груди завязками; под него надевался нагрудник с завязками сзади. Женский нагрудник (нэлли) украшался бисером, имел прямой нижний край, мужской (хэлми) — углом. Мужчины носили пояс с ножом в ножнах, женщины — с игольницей, трутницей и кисетом. Одежда украшалась полосками козьего и собачьего меха, бахромой, вышивкой конским волосом, металлическими бляшками, бисером. 

Общины эвенков объединялись летом для совместного выпаса оленей и проведения праздников. Включали несколько родственных семей, насчитывали от 15 до 150 человек. Были развиты формы коллективного распределения, взаимопомощи, гостеприимства и т. п. Например, до XX века сохранился обычай (нимат), обязывающий охотника отдавать часть добычи сородичам. В конце XIX века преобладала малая семья. Имущество наследовалось по мужской линии. Родители обычно оставались жить с младшим сыном. Брак сопровождался уплатой калыма или отработкой за невесту. Были известны левират, в богатых семьях — многожёнство. Сохранялись культы духов, промысловые и родовые культы, шаманизм. Существовали элементы Медвежьего праздника — обряды, связанные с разделкой туши убитого медведя, поеданием его мяса, захоронением костей. Христианизация эвенков проводилась с XVII века. В Забайкалье и Приамурье было сильно влияние буддизма. Фольклор включал песни-импровизации, мифологический и исторический эпос, сказки о животных, исторические и бытовые предания.

Эвены.

Эвенское оленеводство преимущественно малостадное с вольным выпасом оленей. Перекочёвки совершались на 10—15 км. Олени использовались для верховой езды и под вьюк. Охотились верхом на оленях. Прибрежные эвены ловили проходную рыбу лососёвых пород, в среднем течении и верховьях рек — кунжу, гольца, хариуса. Основным орудием лова рыбы была крючковая снасть, сети и невода стали доступны эвенам лишь в 20-х годах XX века. Рыбу заготавливали впрок вялением юколы, квашением, из сушёной рыбы делали порошок-порсу. Ели также сырую и мороженую рыбу. По воде передвигались на лодках-долблёнках, которые покупали у соседних народов. Занимались также собирательством ягод, орехов, коры и игл кедрового стланика и др. Мужчины занимались кузнечеством, обработкой кости и дерева, плетением ремней, кожаных арканов, упряжи и т. д., женщины — обработкой шкур, выделкой ровдуги и др. Железо и серебро получали путём обмена у якутов. У эвенов существовали два типа переносных жилищ: конический чум — дю, крытый шкурами, ровдугой, рыбьей кожей, берестой, близкий к эвенкийскому, и цилиндро-коническое каркасное жилище чорама-дю. Мужская и женская одежда близка к эвенкийской: распашные кафтаны, нагрудники и натазники, ноговицы, унты. Зимняя одежда шилась из меха, летняя — из ровдуги (замша). Одежда украшалась бахромой, вышивкой бисером и подшейным волосом оленя, металлическими подвесками-колокольчиками, медными бляхами, кольцами и серебряными монетами. Головным убором был плотно облегающий голову капор, расшитый бисером. Зимой поверх него носили большую меховую шапку. Женщины иногда надевали платок. Традиционная пища эвенов — оленина, мясо диких животных, рыба, дикорастущие растения. Наряду с привозным чаем употребляли заваренные кипятком цветы, листья и плоды шиповника, засушенные листья иван-чая. У эвенов существовали патрилинейные экзогамные роды: Кукуюн, Мямяль, Дойда, Долган, Уяган, Дутки, Деллянкин и др., распадавшиеся на территориальные подразделения во главе с выборными старостами, представлявшими род перед администрацией. Стойбищная община объединяла несколько родственных и неродственных семей. Был распространён обычай взаимопомощи (нимат), обязывающий охотника отдавать часть добычи соседу. Семья малая. Брак сопровождался уплатой калыма. Встречались многожёнство, помолвки малолетних. Жену могли брать в любом роде, кроме собственного, но предпочтение отдавалось роду матери.  До XVIII—XIX вв. практиковалось воздушное захоронение на деревьях или свайных помостах.  Были развиты промысловые культы, культ медведя, духов-хозяев природы, шаманизм. Фольклор включает богатырский эпос, исторические предания, сказки, песни и др. В настоящее время возрождаются традиционные праздники эвенов (Эвинэк, Уркачак, Праздник оленевода и др.).