logo
этнография / Bilety_po_etnologii_2012-2013bak1k

3. Основные научные школы в этнографии и социальной антропологии XIX-XX веков

В начале XIX века начинается процесс создания географических обществ, которые послужили большой концентрацией в изучении населения мира (Русское географическое общество, Британское географическое общество, Парижское географическое общество и т.д.).

Эволюционная теория (XIX век). Основные идеи:

1) Развитие человеческого общества происходит постепенно от низшего к высшему, от простого к сложному.

2) Эволюция подчиняется универсальным законам.

3) Историческое развитие означает прогресс.

Представители: Ч.Дарвин (эволюционная теория, труды «Происхождение человека и половой отбор», «Происхождение видов путём естественного отбора»), Ж.Б.Ламарк (теория эволюционизма), Л.Г.Морган (создание теории первобытного общества), Э.Тейлор («Первобытная культура», «Исследования в области древней истории человечества»). В последнем труде Тэйлор делает следующиевыводы:

а) культура развивается по линии прогресса от первобытного состояния к современному; б) существующие различия между народами не имеют отношения к расовым различиям, а отражают лишь достигнутый уровень культурного развития;

в) все конкретные элементы культуры у каждого народа либо изобретены самостоятельно, либо заимствованы у соседей, либо унаследованы от прошлых эпох.

Он обобщил разработки и вводит термин антропология (постижение человека) и разделил её на две составляющие: физическая антропология (изучает человека как биологическое существо), социальная антропология (изучает человека как социальное существо). В этом его поддержали многие учёные мира.

Диффузионистская школа (конец XIX-начало XX веков). Основные идеи:

1) Развитие культур отдельных народов не эволюцией, а культурными заимствованиями.

2) Этнография воспринимается как наука о культуре.

3) Социально-экономическое развитие и универсальные исторические законы частично или усиленно отвергались.

Представители: Лео Фробениус (учение о «культурной морфологии» - развитие культуры с точки зрения биологических законов), Фридц Гребнер (школа «культурных кругов» (обряды соответствуют круговороту в природе), т.е. взаимодействие «кругов», произвольно сконструированных по некоторым явлениям материальной и духовной культуры), Вильгельм Шмидт (культурно-историческая школа: основа – школа «культурных кругов» + ряд библейских положений о единобожии, извечности моногамной семьи, например, тасманский и арктический круги).

Функционалистическая школа (конец XIX века). Основные идеи:

1) Этнография – наука о функциях культурных явлений.

2) Культура как единое явление, части которого связаны выполнением определенных функций.

3) Стабильность культуры, стремление не изменять её.

4) Этнография – это метод, а не наука.

Представители: Бронислав Малиновский, Рэдилиф Браун (утверждали, что использовали в своих исследованиях только кабинетные свидетельства, но необходимо опираться на собственный «полевой» опыт, всё фиксировать и писать работы). Их также поддержал Франц Боас.

Американская школа исторической этнографии (конец XIX-начало XX веков). Основные идеи:

1) Борьба с расизмом и колониализмом.

2) Отрицательное отношение к обобщениям и выделениям исторических закономерностей.

3) Идея несопоставимости культурных ценностей разных народов.

Основатель: Франц Боас, который выдвинул культурную антропологию, т.к. его интересовала культура (традиции, языки Азии, Африки). В XX веке во Франции разделилось две науки: социальная антропология и этнология. В США разделилось две науки: антропология и культурная антропология. В России стали появляться кафедры культурной антропологии, социальной антропологии, этнологии и т.д.

Этнопсихология (начало XX века). Основные идеи:

1) Изолированность культур друг от друга.

2) Отрицание исторических законов.

3) Наличие у народа неизменной собственной психологии (нормы морали, мифология и т.д.).

Представители: Эмиль Дюркейм (основатель), Зигмунд Фрейд (обществом управляют психологические, биологические, а не социально-экономические законы).

Культурный релятивизм (XX век). Основные идеи:

1) Абсолютизация отдельных культур.

2) Отрицание единства человечества.

Представители: М.Херсковиц.

Российская школа (XIX-начало XX веков). Русская этнография сложилась в виде научного направления в то же время, что и на Западе, в середине XIX века. Основные идеи:

1) Немалое влияние оказано эволюционной теорией (М.М.Ковалёвский, Ю.Э.Петри и др.).

2) Критика эволюционизма (А.М.Максимов), развитие марксистских идей (Н.И.Зибер).

3) Последовательный гуманизм, глубоко враждебный любым проявлениям расизма, а также её материалистическая направленность.

4) В советской этнографии большое значение придавалось формационному подходу, трудам Маркса (конспекты книг Моргана), Энгельса («Происхождение семьи, частной собственности и государства», «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека»), Ленина (выступления, идеи Моргана, Маркса и Энгельса), Моргана («Древнее общество», «Формы, предшествующие капиталистическому производству»).

Представители российской школы: Д.Н.Анучин, В.Г.Богораз, Л.Я.Штернберг и др.