Бально-рейтинговая ситема оценки успеваемости студентов по дисциплине «биогеография»
Общие указания
Пояснительная записка (методические указания)
Требования к студентам: исходный уровень знаний и умений, которыми должен обладать студент, приступая к изучению данной дисциплины
Изучение данного курса тесно связано с науками географического и биологического цикла. Изучение «Биогеографии» базируется на знаниях, полученных при изучении дисциплин «Биология», «Экология», «Землеведение», «Ландшафтоведение», «География почв»
Краткая характеристика данной дисциплины, ее особенности; место и роль данной дисциплины, как составной части образовательно-профессиональной ступени высшего профессионального образования; учебные задачи дисциплины (в результате изучения дисциплины студент должен: знать, уметь, иметь представление, обладать навыками).
Курс «Биогеография» тесно связан с такими дисциплинами, как «Биология», «Экология», «Землеведение», «Ландшафтоведение», «География почв», «Геоэкология».
Курс разработан в соответствии с требованием ГОСТ ВПО по направлению подготовки бакалавров «География».
Биогеография относится к числу одних из важнейших курсов, изучаемых по направлению подготовки бакалавров «География».
В результате изучения этого курса студент должен знать региональные особенности формирования сообществ растений и животных, должен иметь четкое представление о зональных сообществах растений и животных, их современном состоянии, возможностях восстановления (сукцессиях) и охраны. Он должен уметь описать их структуру, динамику во времени и пространстве, а так же оформить результаты изучения картографически и в соответствии с требованиями биогеографического анализа.
Формы работы студентов: семинарские, лабораторные или практические занятия, написание курсовых работ, рефератов, выполнение домашних заданий, контрольных работ.
Дисциплина «Биогеография» разбита на модули (блоки): «Эволюционные аспекты биогеографии. Биогеографическое районирование», «Основные типы биомов суши»,«Высотная поясность биомов. Биогеография водной среды и островов. Биогеографические аспекты охраны природы.», которые представляют собой логически завершенные части рабочей программы курса и являются тем комплексом знаний и умений, которые подлежат контролю.
Контроль освоения модулей (блоков) включает в себя выполнение письменных контрольных работ, предусмотренных рабочей программой дисциплины.
В конце семестра проводится контрольное мероприятие, включающее контроль последнего модуля (блока) для всех студентов и контроль, который проходят обязательно те студенты, которые имеют задолженность по прошлым модулям (блокам), а также те, кто желает улучшить свой рейтинг.
В курсе используются классические аудиторные методы для всех занятий. Лекционная и внеаудиторная работа студентов получает свое практическое завершение на лабораторно-практических занятиях, семинарах.
На лабораторно-практических (семинарских) занятиях предполагается рассмотреть наиболее важные, существенные, сложные вопросы, которые, как свидетельствует преподавательская практика, наиболее трудно усваиваются студентами. Лабораторно-практические (семинарские) занятия, выполняя функцию рубежного контроля знаний, позволяют также в дискуссиях выявить вопросы, которые не получили должного внимания студентов. С этой целью, лабораторно-практические (семинарские) занятия включают в себя специально подготовленные доклады, выступления по вопросам, требующим более детального изучения. Тема для такого выступления может быть предложена преподавателем или избрана самим студентом.
На лабораторно-практическом занятии (семинаре) студент проявляет свое знание предмета, корректирует информацию, полученную в процессе лекционных и внеаудиторных занятий, получает навыки устного выступления и культуры дискуссии. Целью преподавателя на лабораторно-практическом (семинарском) занятии является ориентация студента на приобретение более совершенных знаний в зависимости от способностей и интересов студента, помощь в изучении сущности проблем биогеографии.
Виды контроля: текущий, промежуточный, рубежный, итоговый
Контроль осуществляется по 100-БАЛЛЬНОЙ ШКАЛЕ, ведется непрерывно и имеет два уровня:
- контроль текущей работы в семестре;
- семестровый контроль (экзамен).
Из 100 баллов по дисциплине до 60 балл выставляется за текущую работу в семестре и до 40 баллов за экзамен.
1. Контроль текущей работы в семестре (60 баллов).
Текущий контроль по лекционному материалу проводит лектор. Студентам на лекциях предлагаются индивидуальные творческие задания по каждому модулю: 1) специально подготовленные доклады ( с использованием мультимедийного оборудования: с демострацией слайдов, слайд-шоу и пр.) (до 10 баллов); 2) специально подготовленные сообщения (до 3 баллов), что позволяет им заработать дополнительные баллы за текущую работу в семестре.
Текущий контроль по практическим занятиям проводит преподаватель, проводивший эти занятия. Для сдачи экзамена по дисциплине «Биогеография» за семестр студент должен сдать обязательно все 3 модуля и получить хотя бы минимальное количество баллов (20 баллов) по каждому из них.
- Рабочая программа учебной дисциплины «биогеография»
- Раздел 1. Пояснительная записка
- 1.1. Требования к студентам
- 1.2. Краткая характеристика дисциплины «Биогеография»
- 1.3. Задачи изучения дисциплины включают:
- 1.4. Формы работы студентов
- 1.5. Виды контроля.
- 1.6. Методика формирования результирующей оценки.
- Раздел 2. Содержание учебной дисциплины
- 021000 «География»
- 2.1. Структура изучения дисциплины «Биогеография»
- 2.2. Тематический план дисциплины «биогеография»
- Содержание дисциплины «биогеография»
- 3.1. Краткое содержание тем.
- Тема 1. Биогеография как наука. Цели, задачи, структура, основные понятия биогеографии.
- Тема 2. Основные этапы развития биогеографии.
- Тема 3. Эволюционные аспекты биогеографии.
- Тема 4. Принципы и методы биогеографического районирования.
- Тема 5. Закономерности распределения сообществ. Природная зональность. Классификация сообществ.
- Тема 6. Основные типы биомов суши.
- Дидактическая единица 3 - «высотная поясность биомов. Биогеография водной среды и островов. Биогеографические аспекты охраны природы.»
- Тема 7. Высотная поясность биомов.
- Тема 8. Биогеография водной среды.
- Тема 9. Биогеография островов.
- Тема 10. Роль человека в изменении биологического разнообразия.
- Тема 11. Биогеографические аспекты охраны природы.
- План практических (семинарских) занятий по дисциплине «Биогеография»
- Раздел 3. Контрольные вопросы к экзамену по дисциплине «биогеография»
- Раздел 4. Учебно-методическое обеспечение программы.
- 4.1. Список литературы:
- 4.2. Реестр электронных библиотечных ресурсов
- 4.3. Ссылка на птк «умКа»:
- Словарь терминов
- Методические рекомендации по изучению дисциплины «биогеография» для студентов
- Алгоритм подготовки к занятию:
- Организации самостоятельной работы студентов при изучении курса «Биогеография»
- Задания для самостоятельной работы студентов Тестовые задания по дисциплине «Биогеография».
- Дискуссии
- Учебно-методические материалы
- 1. Конспекты лекций по дисциплине «биогеография»
- Практические (семинарские) занятия
- Тематика практических (семинарских) занятий по дисциплине «Биогеография»
- Литература
- Литература
- Литература
- Литература
- Литература
- Литература
- Литература
- Литература
- Литература
- Методические указания для преподавателей по основным темам курса «биогеография»
- Формы текущего, промежуточного и рубежного контроля Примерные темы рефератов по дисциплине «Биогеография».
- Рекомендации по оформлению рефератов
- Варианты контрольных работ, тесты
- Контрольные вопросы Экзаменационные вопросы по дисциплине «Биогеография».
- Бально-рейтинговая ситема оценки успеваемости студентов по дисциплине «биогеография»
- График сдачи модулей проведение контрольных работ