Варианты контрольных работ, тесты
ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «БИОГЕОГРАФИЯ»
Модуль 1
I вариант
1 – Биогеография как наука о географических закономерностях распространения живых организмов и их сообществ. Цели, задачи, структура и связь с другими науками современной биогеографии.
2 – Характеристика Сонорской области неоарктическое биотического царства
II вариант
1 – Основные этапы развития биогеографии. Великие географические открытия и расширение представлений о разнообразии растений и животных.
2 – Механизмы формирования биоразнообразия.Эволюционные аспекты биогеографии. Правила, описывающие адаптации организмов к меняющимся условием среды, (правило В.В. Алехина, Бергмана, Аллена и др.).
III вариант
1 – А. Гумбольдт - основоположник современной биогеографии. Основные работы А. Гумбольдта. Развитие биогеографии в 19 в. в работах А. Гумбольдта и его последователей (А.Вагнера, А. Уоллиса)
2 – Характеристика Ориентального биотического царства.
IV вариант
1 – Вклад русских ученых и исследователей в развитие биогеографии (работы А.М. Мензбира, Н.А. Северцева, А.П. Краснова и др.).
2 – Характеристика Австралийского биотического царства.
V вариант
1 – Вклад советских ученых и исследователей в развитие биогеографии.
2 – Характеристика Антарктическое биотического царства.
VI вариант
1 – Приспособленность животных к условиям среды. Комменсализм, симбиоз и паразитизм.
2 – Характеристика Европейской области палеоарктическое биотического царства..
Модуль 2
I вариант
1 – Тундры, лесотундры и их аналоги в южном полушарии.
2 – Влажные экваториальные леса Южной Америки
II вариант
1 – Арктические и антарктические пустыни.
2 – Субэкваториальные и тропические сезонные леса Азии
III вариант
1 – Характеристика Неотропического биотического царства.
2 – Прерии.
IV вариант
1 – Смешанные леса Приморья.
2 – Полупустыни и пустыни Средней и Центральной Азии.
V вариант
1 – Лиственные леса умеренного пояса Северной Америки.
2 – Пустыни и опустыненные саванны Африки.
VI вариант
1 – Хвойные леса бореального пояса Евразии.
2 – Саванны Южной Америки.
Модуль 3
I вариант
1 – Высотная поясность биомов.
2 – Роль человека в изменении биологического разнообразия. Антропогенные воздействия на компоненты биосферы.
II вариант
1 – Биогеография островов.
2 – Географические закономерности проявления различных форм природной и антропогенной динамики биоты и экосистем.
III вариант
1 – Биогеография Мирового океана. Проблемы сохранения биоразнообразия морей и океанов.
2 – Основные концепции островной биогеографии и ее подходы при решении проблем охраны природы.
IV вариант
1 – Биогеография озер, рек, дельт.
2 – Сохранение компонентов биосферы. Охрана, воспроизводство и реакклиматизация животных. Деятельность МСОП и др. организаций в создании международной «Красной Книги».
V вариант
1 – Правила островной биогеографии.
2 – Роль особо охраняемых природных территорий в поддержании экологического равновесия.
VI вариант
1 – Эволюция островных экосистем.
2- Принципы организации всемирной сети биосферных заповедников.
ТЕСТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «БИОГЕОГРАФИЯ»
1. Сколько основных этапов выделяется в истории развития биогеографии?
1.4
2.7
3.6
4.8
5.9
2. Какими условиями определяется состав биоты Земли?
1. геологической историей
2. климатическими особенностями
3. почвенными особенностями
4. геоморфологией Земли
5. орографическими факторами
3. Укажите абиотические факторы среды:
1. свет, температура, влажность, давление, конкуренция
2. климатические, эдафические, орографические, гидрологические, ионизирующие излучения
3. ά-излучение, β-излучение, орография местности, почвы
4. биотические, гидрологические, эдафические факторы, температура
5. симбиоз, влажность, климатические и орографические факторы
4. Кем впервые биотический круговорот был назван "организованностью биосферы":
1. А. Лавуазье
2. К. Бишоф
3. Ю. Либих
4. В.И. Вернадский
5. Ж. Б. Дюма
5. Кем впервые был предложен термин "ноосфера":
1. Э. Леруа
2.Тейяром де Шарденом .
З. В.И. Вернадским
4. А.Е. Ферсманом
5. В.И. Вавиловым
6.По каким показателям устанавливаются границы биоценоза?
1. по границе зооценоза
2. по границе микробоценоза
3. по границе экосистемы
4. по границе фитоценоза
5. по всем названным признакам
7. Выберите правильное суждение, определяющее жизненную форму организма:
1. Морфологический тип адаптации организма к условиям среды и определенному образу жизни
2. совокупность морфологических признаков организма
3. приспособление организма к температурному фактору среды
4. совокупность анатомических признаков организма
5. совокупность типов корневых систем
8. Что такое экотон?
1. широкая полоса растительности хвойного леса
2. узкая полоса растительности ковыльной степи
2. узкая полоса растительности ковыльной степи
3. переходная полоса растительности между двумя четко различающимися сообществами
4. большой массив широколиственного леса
5. сообщество водоема
9. Как называются биоценозы, расположенные за пределами своей зоны?
1. интразональными
2. экстразональными
3. зональными
4. биоценозами смежных зон
5. биоценозами экотонов
10. Какие таксоны принято называть неоэндемиками?
1. вымирающие таксоны
2. прогрессивно развивающиеся таксоны в условиях длительной изоляции
3. широко распространенные таксоны
4. умеренно распространенные таксоны
5. таксоны циркумполярного ареала
11. Как называется область с наибольшим числом видов данного рода?
1. центром таксономического разнообразия
2. центром происхождения данного таксона
3. центром процветания данного таксона
4. центром существования данного таксона
5. центром угасания данного таксона
12. Какая зона океана является наиболее насыщенной жизнью?
1. литоральная зона жизни
2. абиссальная зона жизни
3. пелагическая зона жизни
4. сублиторальная зона жизни
5. батиальная зона жизни
13. Какой принцип положен в основу деления суши на флористические царства?
1. наличие больших размеров территории
2. максимальное своеобразие флоры и большой эндемизм таксонов ранга семейства, рода, вида
3. изолированное положение территории
4. наличие больших горных цепей
5. большое разнообразие древесных пород
14. Какие основные уровни включает международная программа исследованиябиоразнообразия?
1 генетический, клеточный, экосистемный
2. генетический, таксономический, экологический
3. организменный, попупяционный, фитоценотический ,
4. биосферный, топологический, региональный
5. экосистемный, цитологический, клеточный
15. Определите название исторически сложившейся совокупности организмов различных видов, обитающих на определенном пространстве:
51. биоценоз
2. фитоценоз
3. зооценоз
4. биологическая совокупность
5. микробиоценоз
16. Установите название типа биотических отношений между воловьими птицами и носорогами, гиппопотамами, другими крупными животными с которых они добывают эктопаразитов:
1. паразитизм
2. квартирантство
3. факультативный мутуализм
4. нахлебничество
5. конкуренция
17. Выберите основные условия, влияющие на состав растительности гор:
1. положение гор в широтной зоне, координаты горной страны, растояние от океанов
2. изменение климата в широтной зоне, протяженность широтной зоны, высота гор
3. набор почв широтной зоны, экспозиция, крутизна склонов
4. явление инверсии, температурный режим, характер фотопериодизма
5. мезоклимат, атмосферное давление, горные породы
18. Назовите основные условия морфофизиологических адаптации растений пустынь:
1. засоление почвы, высокая влажность, низкая температура ночью
2. дефицит влаги, высокая температура, бедность почв
3. водный режим, песчаные почвы, развитая корневая система растений
4. подвижность субстрата, нерегулярность осадков, туман
5. загипсованность почв, неглубокое залегание грунтовых вод,высокое испарение
19. Объясните причину малого разнообразия животных в ярусах хвойного леса:
1. высота древесного яруса
2. низкие зимние температуры
3. монодоминантность древесного яруса и монотонность растительного покрова
4. наличие вечнозеленых растений
5. глубокий снежный покров
20. Какой принцип положен в основу подразделения суши на флористические царства?
1. сходства и различия геоэлементов флоры, оценки эндемизма, генезис флоры
2. многообразие флоры
3. генезис растительного покрова
4. анализ жизненных форм и экологических типов флоры
5. оценка систематических таксонов флоры
- Рабочая программа учебной дисциплины «биогеография»
- Раздел 1. Пояснительная записка
- 1.1. Требования к студентам
- 1.2. Краткая характеристика дисциплины «Биогеография»
- 1.3. Задачи изучения дисциплины включают:
- 1.4. Формы работы студентов
- 1.5. Виды контроля.
- 1.6. Методика формирования результирующей оценки.
- Раздел 2. Содержание учебной дисциплины
- 021000 «География»
- 2.1. Структура изучения дисциплины «Биогеография»
- 2.2. Тематический план дисциплины «биогеография»
- Содержание дисциплины «биогеография»
- 3.1. Краткое содержание тем.
- Тема 1. Биогеография как наука. Цели, задачи, структура, основные понятия биогеографии.
- Тема 2. Основные этапы развития биогеографии.
- Тема 3. Эволюционные аспекты биогеографии.
- Тема 4. Принципы и методы биогеографического районирования.
- Тема 5. Закономерности распределения сообществ. Природная зональность. Классификация сообществ.
- Тема 6. Основные типы биомов суши.
- Дидактическая единица 3 - «высотная поясность биомов. Биогеография водной среды и островов. Биогеографические аспекты охраны природы.»
- Тема 7. Высотная поясность биомов.
- Тема 8. Биогеография водной среды.
- Тема 9. Биогеография островов.
- Тема 10. Роль человека в изменении биологического разнообразия.
- Тема 11. Биогеографические аспекты охраны природы.
- План практических (семинарских) занятий по дисциплине «Биогеография»
- Раздел 3. Контрольные вопросы к экзамену по дисциплине «биогеография»
- Раздел 4. Учебно-методическое обеспечение программы.
- 4.1. Список литературы:
- 4.2. Реестр электронных библиотечных ресурсов
- 4.3. Ссылка на птк «умКа»:
- Словарь терминов
- Методические рекомендации по изучению дисциплины «биогеография» для студентов
- Алгоритм подготовки к занятию:
- Организации самостоятельной работы студентов при изучении курса «Биогеография»
- Задания для самостоятельной работы студентов Тестовые задания по дисциплине «Биогеография».
- Дискуссии
- Учебно-методические материалы
- 1. Конспекты лекций по дисциплине «биогеография»
- Практические (семинарские) занятия
- Тематика практических (семинарских) занятий по дисциплине «Биогеография»
- Литература
- Литература
- Литература
- Литература
- Литература
- Литература
- Литература
- Литература
- Литература
- Методические указания для преподавателей по основным темам курса «биогеография»
- Формы текущего, промежуточного и рубежного контроля Примерные темы рефератов по дисциплине «Биогеография».
- Рекомендации по оформлению рефератов
- Варианты контрольных работ, тесты
- Контрольные вопросы Экзаменационные вопросы по дисциплине «Биогеография».
- Бально-рейтинговая ситема оценки успеваемости студентов по дисциплине «биогеография»
- График сдачи модулей проведение контрольных работ