1.3. Задачи изучения дисциплины включают:
получение знаний об основных закономерностях распространения живых организмов, формировании и развитии ареалов биологических таксонов в пространстве и во времени;
познание законов распространения на земной поверхности отдельных растений и животных, их сообществ - фитоценозов и зооценозов, а также биогеоценозов, как совокупности, живых организмов и среды их обитания;
получение знаний об эколого-географических закономерностях пространственной дифференциации живого покрова;
получение знаний о географии и важнейших структурно-функциональных особенностях биомов;
формирование представлений о биотическом районировании;
знакомство студентов с основными географическими закономерностями изменения биоразнообразия и принципах его сохранения;
формирование представления об общих принципах биогеографических исследований.
Эти знания необходимы студентам для формирования целостного представления о роли биоты в структуре и функционировании природных систем и биосферы в целом и как основа для обоснования и развития фундаментальных принципов природопользования, в т.ч. устойчивого использования биологических ресурсов и сохранения биоразнообразия. Освоение курса «Биогеография» предполагает необходимость работы студентов с биогеографическими объектами, биогеографическими картами, биогеографическими описаниями сообществ организмов и т.д.
Особенность курса заключается в выявлении активной роли растений и животных в системах отдельных природных комплексов, что достигается использованием показателей биомассы сообществ, их продуктивности.
Освоение данной дисциплины способствует формированию у студентов следующих компетенций, соответствующих стандарту специальности:
ПК-4 | Владение базовыми общепрофесиональными теоретическими знаниями о биогеографии |
Требования к уровню освоения содержания дисциплины «Биогеографии».
Процесс изучения учебной дисциплины «Биогеография» направлен на формирование элементов следующих компетенций: получение теоретических знаний и практических навыков в биогеографии (ПК-4) согласно ФГОС ВПО направления «География».
В результате успешного изучения курса студент должен знать:
- региональные особенности формирования сообществ растений и животных, географические закономерности дифференциации биоразнообразия на Земле;
основные закономерности формирования и развития ареалов биологических таксонов, типологию ареалов;
основные теоретические подходы и принципы современной биогеографии;
основные принципы и подходы к биотическому районированию суши;
важнейшие закономерности зональной и высотно-поясной дифференциации живого покрова;
структурно-функциональные особенности типов биомов, специфику морской биогеографии,
основные положения теории островной биогеографии;
должен иметь четкое представление о зональных сообществах растений и животных, их современном состоянии, возможностях восстановления (сукцессиях) и охраны.
Студент должен уметь:
описать и структуру, динамику сообществ растений и животных во времени и пространстве;
анализировать связи биогеографических объектов с условиями и факторами природной среды;
читать биогеографические карты и интерпретировать биогеографическую информацию для решения задач природопользования и сохранения биоразнообразия;
анализировать биогеографические описания и оценивать значение различных биогеографических показателей;
оформить результаты изучения картографически и в соответствии с требованиями биогеографического анализа.
Студент должен владеть:
- навыками полевой работы;
- общими принципами анализа биогеографических объектов и явлений, сравнительно-географическими методами, применительно к биогеографическим объектам;
- основными принципами и подходами к оценке и сохранению биоразнообразия.
- Рабочая программа учебной дисциплины «биогеография»
- Раздел 1. Пояснительная записка
- 1.1. Требования к студентам
- 1.2. Краткая характеристика дисциплины «Биогеография»
- 1.3. Задачи изучения дисциплины включают:
- 1.4. Формы работы студентов
- 1.5. Виды контроля.
- 1.6. Методика формирования результирующей оценки.
- Раздел 2. Содержание учебной дисциплины
- 021000 «География»
- 2.1. Структура изучения дисциплины «Биогеография»
- 2.2. Тематический план дисциплины «биогеография»
- Содержание дисциплины «биогеография»
- 3.1. Краткое содержание тем.
- Тема 1. Биогеография как наука. Цели, задачи, структура, основные понятия биогеографии.
- Тема 2. Основные этапы развития биогеографии.
- Тема 3. Эволюционные аспекты биогеографии.
- Тема 4. Принципы и методы биогеографического районирования.
- Тема 5. Закономерности распределения сообществ. Природная зональность. Классификация сообществ.
- Тема 6. Основные типы биомов суши.
- Дидактическая единица 3 - «высотная поясность биомов. Биогеография водной среды и островов. Биогеографические аспекты охраны природы.»
- Тема 7. Высотная поясность биомов.
- Тема 8. Биогеография водной среды.
- Тема 9. Биогеография островов.
- Тема 10. Роль человека в изменении биологического разнообразия.
- Тема 11. Биогеографические аспекты охраны природы.
- План практических (семинарских) занятий по дисциплине «Биогеография»
- Раздел 3. Контрольные вопросы к экзамену по дисциплине «биогеография»
- Раздел 4. Учебно-методическое обеспечение программы.
- 4.1. Список литературы:
- 4.2. Реестр электронных библиотечных ресурсов
- 4.3. Ссылка на птк «умКа»:
- Словарь терминов
- Методические рекомендации по изучению дисциплины «биогеография» для студентов
- Алгоритм подготовки к занятию:
- Организации самостоятельной работы студентов при изучении курса «Биогеография»
- Задания для самостоятельной работы студентов Тестовые задания по дисциплине «Биогеография».
- Дискуссии
- Учебно-методические материалы
- 1. Конспекты лекций по дисциплине «биогеография»
- Практические (семинарские) занятия
- Тематика практических (семинарских) занятий по дисциплине «Биогеография»
- Литература
- Литература
- Литература
- Литература
- Литература
- Литература
- Литература
- Литература
- Литература
- Методические указания для преподавателей по основным темам курса «биогеография»
- Формы текущего, промежуточного и рубежного контроля Примерные темы рефератов по дисциплине «Биогеография».
- Рекомендации по оформлению рефератов
- Варианты контрольных работ, тесты
- Контрольные вопросы Экзаменационные вопросы по дисциплине «Биогеография».
- Бально-рейтинговая ситема оценки успеваемости студентов по дисциплине «биогеография»
- График сдачи модулей проведение контрольных работ