logo search
этнография / Bilety_po_etnologii_2012-2013bak1k

21. Кочевники африканских саванн

Типичное скотоводство к югу от р. Замбези, в засушливых р-нах Южной Африки – народы банту: коса, зулу, басуто, тсвана.КРС, овцы, козы. Лошадей не было до европейской цивилизации, их заменяли быки.Быков запрягали в повозки.Пастбищное скотоводство: весь год на подножном корме, пастбища возле селений.

Народы банту знакомы с железом и медью, плавили металл в термитниках или печах из глины и камня.Художественное кузнечное ремесло: топоры, мечи, метательные ножи с инкрустацией и ажурными рукоятками.Ткачество, гончарство. Деревянная домашняя утварь. Плетение из пальмы циновок и одежды. Корзины из тростника. Изготовлениеутвари так же из калебасы (тыква).

Поселения: большие и малые деревни, обнесенные изгородью. Жилище имеет плетеный каркас, покрыто тростником, пальмовыми листьями, соломой, циновками. В Центральной Африке – прямоугольные хижины с 2-скатной крышей. В Восточной тропической и Южной Африке – круглые, с конической соломенной крышей. В каждой деревне имеетсядом или навес для собраний мужчин.«Крааль»- форма поселения в Южной Африке, в котором обитала большая патриархальная семья. В центре – скотный двор, обнесенный стеной. Снаружи крааль тоже обносился забором.

Минимум одежды:набедренные повязки, передники из травы или шкур. Ткачество большинству банту неизвестно. В непогоду укрывались циновками или накидками из луба.

В прошлом у банту была родовая организация. Род строго экзогамный, иногда тотемный. Затем род распался на патриархальные семьи, в собственности у которых – скот. Пастбища и водопои общие.

Древнее гос. образование банту – гос-во Конго. Население – свободные общинники, кот. несли повинности в пользу старейшин и гос. казны. Рабы из числа военнопленных и должников. Управление в руках знати, которая выбирала «царя». Гос-во существовало до конца 19 века.

Патриархальный культ духов отцов, поклонение мужскому предку. Вождь – посредник.Смутное представление о небесном боге, антропоморфные черты. Небесное божество – не предмет культа, к нему обращались только в крайних случаях.

Кочевники северной саванны – нуэры (группа народов – нилоты, язык нуэр нило-сахарской макросемьи). Южный Судан и западная Эфиопия.

Пешие кочевники. Основной объект хоз. деятельности – зебу (корова), которая вынослива в условиях жаркого климата.Охота и рыбная ловля (не знают сетей, бьют копьем или рогатиной) – дело юношей.

Есть две типа поселений: верхние жилища и «кемпинги» внизу. В деревнях живут пожилые люди (не кочуют) и там же располагаются огороды (сорго, табак).Жилище: круглая хижина с конической крышей, каркасными стенами из ветвей, обмазанных смесью глины, навоза и соломы.

Ремесло: изготавливают изделия из кожи, рога, глины, дерева.

В повседневный рацион этих племён входит мясо (забивается обычно старый скот),молоко, в том числе - смешанное с кровью, рыба, дичь, фрукты и овощи, лепёшки.

Одежда: набедренная повязка - традиционная мужская одежда, женщины носят передник из кожи, украшенный бахромой с нанизанными на них бусинами. Украшения - браслеты из меди, кости, дерева для ног и рук, ожерелья из бус, раковин, плетения. Амулеты обычно выполнены из кожи, травы, зубов хищников.

Счет по отцовской линии. Племя сегментируется: семейные мужчины объединяются, находят водоем и создают племя.Молодые (15-30 лет) уходят и составляют группу, кот. занимается военной деятельностью. Разделение труда по возрасту и полу: девушки уход за скотом (но доят и пускают кровь мужчины). Юноши охотятся и ловят рыбу. Женщины в конце сухого периода возвращаются к огородам.

Несколько инициаций: 1) мальчики – испытание на стойкость, нанесение шрамов; девочки – приведение к «стандартам красоты», спиливание зубов; 2) после нее можно жениться.

Возможен развод в семье.