logo search
этнография / Bilety_po_etnologii_2012-2013bak1k

30. Народы Юго-восточной Азии

П-ов Индокитай с Малаккой и Сингапуром, Индонезийский архипелаг, западная часть Новой Гвинеи, Филлипинские о-ва. Влажный тропический пояс. Рельеф пересеченный. Реки: Меконга, Менама, Иравади, Солуэна. Языки: сино-тибетская семья, тайская, австронезийская, австроазиатская. Мон-кхмерские, тайские, бирманские. Племена: малайцы, сиамцы, лао, кхмеры, бирманцы, яванцы.

Хозяйство:разнообразные виды, многообразие ХКТ, много подтипов.На многих о-вах и на п-ове Малаккабродячие охотники и собиратели. Добывание средств связано с большими трудностями (т.к. тропические леса). На крупных животных охотились редко, при помощи ям-западней. Из-за недостатка добычи частый голод, употребляли в пищу все, что можно было собрать: горькие орехи миндаля и т.п. экстенсивное хоз-ва => надо было постоянно перемещаться с места на место. Каждая группа имела свои владения, причем эти владения не пересекались. Ремесло: циновки, изг. оружия, украшений, утвари из дерева, камня, кости, раковин, луба. Металл и керамика не известны. Металлические наконечники копий, украшения (получали от соседей в готовом виде).«Немой» обмен – предметы оставлялись в определенном месте. Сейчас бродячие охотники начинают заниматься мотыжным земледелием.Мотыжные земледельцы:большая часть народов Ю-В Азии.Подсечно-огневое земледелие,рубят лес мужчины после завершения дождей. Затем сжигают, зола – минеральное удобрение. Орудия: палки, мотыги. Сажаютрис, кукурузу(женщины).Не все мотыжные земледельцы ухаживают за посевами => низкий урожай. Поэтому приходится в дополнение заниматься охотой, рыболовством и собирательством.Собирают камфару, смолы, каучук, ротан (побеги пальмы, исп. для плетения). Ловля змей, продажа их кожи. Поле используется 2-3 года (т.к. быстро зарастает сорняками), а потом расчищаются новые участки. Домашние производства получили широкое распространение.Плужное земледелие:интенсивное хоз-во, 2 урожая в год. Главная культура – рис. Также бобовые, кукуруза, клубневые.Технические культуры:каучуконосы, кофе, кокосовая пальма. Поливное и заливное земледелие. Орошение. В горных районах – неполивное – суходольный рис и кукуруза. Орудия:легкий плуг, борона, тягловая сила – буйвол. Снимают урожай серпами и ножами. Оббивают палками. Скотоводство: молочный и рабочий скот, свиньи. Птицы. Пища: рис, рыба, овощи, фрукты, мясо – редко (чаще птичье). Интенсивное развитие промышленности.

Материальная культура: различается в зависимости от уровня развития. У развитых народов орудия современные, фабричного производства. Мотыжные земледельцы изготавливают орудия в домашних условиях или покупают у ремесленников => традиционный вид орудий.Мотыга и палка-копалка. Охотничье и боевое оружие чаще покупается; традиционное: лук и стрелы (иногда отравленные), духовые трубки, мечи, ножи.Жилища: разнообразны. Постройки на сваях, пол из бамбука, стволов пальм, двускатная крыша (иногда коническая), кроется листьями пальмы.Зажиточное население строит коттеджи современного типа, в городах – современные многоэтажные дома. ВоВьетнаме – наземные дома, каркасные стены, обмазанные глиной или заполненные землей. Разделяются перегородками на несколько частей. Дома с хоз. постройками окружаются живой изгородью.Лаос, Таиланд, Бирма – на сваях. Ява – дома на фундаменте.Бродячие охотники строят легкие хижины из бамбука и травы или ветровые заслоны. Навесы на деревьях. Внутреннее убранство простое. Полы устилаются циновками, на стенах иногда развешана утварь, посуда, оружие. В богатых районах обстановка европейская.Одежда: внешне разнообразная.Вьетнам: набедренная повязка, широкие штаны, короткая куртка или халат, конусовидная шляпа. Женская одежда – длинная кофта, штаны, куртка или халат. Обувь – сандалии. Цвета – черный и белый.Лаос: короткие штаны, куртка; женщины – кусок ткани вокруг тела, сверху кофта. Таиланд: полотнище ткани вокруг бедер, конец пропускается между ног (тип штанов); женщины – кусок ткани в виде юбки, сверху – накидка. Обувь – кожаные сандалии или без обуви. Короткая стрижка муж. и жен.Бирма: муж. – кусок ткани на манер юбки, рубашка или куртка; жен. – такой же, как у мужчин, но более широкого покроя. Шляпа и сандалии.Кхмеры: муж. – кусок ткани вокруг бедер, пропущенный между ног и плотно прилегающая куртка; жен. – вместо куртки кофта. Короткая стрижка. В настоящее время нац. костюм вытеснен, а взамен пришелсаронгдлинный кусок ткани вокруг тела(у яванцев как домашняя одежда). Уличная одежда современных мужчин – длинные брюки и куртка, на голове – платок или бархатная шапочка; женщины – ткань вокруг тела, кофта или одежда. Охотники-собиратели: муж. – набедренная повязка; жен. – юбочка. Из луба (выделанная кора).Украшения, татуировки, у некоторых народов принято чернить и подпиливать зубы.

Семья и общественный строй:Охотники-собиратели – архаические обычаи, парные семьи. У основного населения – сильное влияние религии: Индокитай – буддизм, Индонезия и Малакка – мусульманство (есть полигамия), Филиппины – христианство.Общественные отношения разнообразны: строительство социалистического общ-ва – Лаос, Вьетнам. Феодальные пережитки – Таиланд, Малайзия.

Духовная культура: в Средние века развита наука, литература, искусство. Неблагоприятные последствия колониальной эпохи. Народное творчество –эпические, драматические произведения, танцы, песни. Театральные представления: театр жестов, кукол, масок. Бирманский и кхмерский балет. Народные театры (в Индонезии – ваянг-пурво – героические пьесы).Яванский национальный оркестр – сотни ударных инструментов. Лесные народы: пляски. Исповедуют различныеответвления буддизма + традиционные верования: аграрные культы, культ предков, магические представления. Малайзия и Индонезия – мусульмане-сунниты. Бали – смесь буддизма и индуизма.

31. Хозяйство и материальная культура Восточной Азии Народы: японцы, айны, корейцы, монголы, китайцы. Многообразие. Связь ХКТ с географической средой, с природно-климатической зональностью, с ландшафтом.Два географических пояса: субтропический и умеренный. Существенное влияние степени влажности, вертикальной зональности.4 группы ХКТ.

  1. Охотники, рыболовы и собиратели. Исторически самая древняя группа типов; возникли в эпоху мезолита, в чистом виде не сохранились. Мон-кхмерские народы КНР (кава, булан, бэнлун). В С-В части – ХКТ собирателей и рыболовов умеренного пояса (айны, японцы, хэчжэ). Орудия рыболовства – верши, ловушки, сети. У некоторых тунгусо-маньчжурских народов – черты типа пеших таежных охотников.

  2. Ручное земледелие. Формирование в неолите. ХКТ умеренного пояса – на Средне-Китайской равнине (просо, чумиза – «черный рис»), орудия – лэй (двузубая палка с упором для ноги), для сбора урожая – каменные или керамические ножи. Также разведение свиней и собак (мясо в пищу). Юг Восточной Азии – таро, ямс, сладкий картофель, рис. Подсечно-огневая система. Орудия – палка-копалка, мотыга. Иногда рыхлили поле, прогоняя через него буйволов. У тибетцев – тип земледельцев высокогорья, возделывание холодоустойчивых культур: овса, ячменя, гречихи.

  3. Пашенное земледелие. Появляется в середине 1 тыс. до н.э. в Северном Китае в связи с распространением металлических орудий труда. Господствует у китайцев, корейцев. Плуг с железным наконечником, тягловые животные – быки. Урожай убирают железными серпами (характерная форма: рукоятка перпендикулярна лезвию). Зерновые культуры (пшеница, просо, чумиза, рис), бобовые (особенное соевые), батат. Технические культуры: тутовое дерево, хлопчатник. На юге Восточной Азии – ХКТ пашенных земледельцев теплого климата. Рис, овощеводство и садоводство (цитрусовые, личжи). Плуг с буйволами. Технические культуры: хлопчатник, масличные, чай. Горные р-ны юга Восточной Азии – пашенные земледельцы высокогорий: гречиха, овес, ячмень; тяжелый плуг с широким лемехом.

  4. Скотоводство – у монгольских, тюркских, тунгусо-маньчжурских народов. Кочевники-скотоводы умеренного пояса (на территории Монголии) – овцы, лошади, КРС. Основано на сезонных перекочевках. Сформировался в 1 тыс. до н.э. позднее на тибетском плато сформировался ХКТ кочевников-скотоводов высокогорья (разведение яков). На востоке Китая – ХКТ таежных оленеводов.

Материальная культура

Жилище: разнообразные типы, определяется особенностями ХКТ. У земледельцев теплого пояса – свайные жилища (т.к. влажный климат и ядовитые пресмыкающиеся). Каркасно-столбовая конструкция (стены не несут нагрузки и могут отсутствовать) – у китайцев, японцев, корейцев. У уйгуров, тибетцев – наоборот, дома с несущими стенами из кирпича или камня. В теплом климате очаг служит только для приготовления пищи (огонь разводят в плоском ящике с землей), у южных китайцев и японцев постоянный очаг отсутствует, а в холодное время года обогреваются жаровнями. У северных китайцев и корейцев – отапливаемые лежанки («кан»). Переносные жилища у кочевников-скотоводов: шалаши из веток ивы и войлока. В середине 1 тыс. н.э. появляется юрта с разборным деревянным каркасом. Кочевники высокогорий – шатер из грубой шерсти на каркасе из жердей. Своеобразная система дома у китайцев: три помещения – 1) стол и очаг (для воскуриваний – дань предкам); 2) далее стена, за которую неродственникам заходить запрещено – вторая комната, святилища, атрибуты, связанные с предками; 3) хозяйственное помещение. Спальни отдельные у каждого, иногда делаются отдельными домиками.

Одежда: у кочевников – штаны, халат (запахивался налево), кожаные или войлочные сапоги. Земледельцы умеренного пояса: запахивали направо (главное отличие от «северных варваров»). В 4-3 веке заимствовали штаны. Юг Восточной Азии – набедренные повязки (муж.), саронг (жен.), наплечная одежда и обувь отсутствует. Корейцы – жен. – короткая кофта, широкие шаровары, юбка. Япония – кимоно с поясом (оби).

Пища: два противопоставленных комплекса. Скотоводы – мясо (в осн. конина и баранина), молочные продукты (простокваша, кумыс, масло, сыр). Мучные блюда. Земледельцы: основная еда из крупы или муки и второстепенная (мясо, рыба, овощи). Основная еда: рис, хлебцы, лепешки. Второстепенная: часто жареная, сырая рыба с приправами. Молочные продукты не употребляют. Тибетцы – сочетание элементов скотоводческого комплекса и мучных продуктов. Рисовая водка.

32. Социальная и духовная культура Восточной Азии. До недавнего времени - пережиточные формы клановой организации. У китайцев – патрилинейная группа родственных семей, поддерживающая единство. Внутренние браки запрещены. Велись родословные книги. Традиция взаимопомощи. Единство поддерживалось культом предков. Сейчас – корпоративные объединения в условиях чуждой среды обитания (эмигранты). Клановость (патронимия). Клановое имя => фамилия (прозвище предка, место первоначального поселения, имена предков). Личное имя – у родственников часто имеет общий элемент. У многих народов – табу на употребление имен старших родственников и других уважаемых лиц. Китайская семья состоит из 3х поколений. Браки поздние (25-30 лет). Основная хозяйственная позиция – за женатым мужчиной. После брака детей родители «выходят на пенсию» - дети обязаны кормить своих родителей. Детей обеспечивать тяжело => макс. 2-3 ребенка. Государство = семья, глава гос-ва – отец. Начальник = родитель.

Воздействие на культуру оказали мусульманство, буддизм. У монголов и тибетцев распространен ламаизм. Синкретизм религиозных систем. Морально-этическое учение конфуцианства – не основано на мистицизме и вере в потустороннее, даосизм – исконная китайская религия – учение о пути вещей. Белый лотос- название для нескольких иногда реальных, иногда мифических буддийских или даосских тайных обществ и сект, существовавших в разные исторические эпохи. У маньчжуров – шаманизм. Мифология: несколько циклов. 1) Космогонические мифы о трансформации хаоса и появлении неба; 2) этногонические мифы (в них выражены тотемические представления – тюрки от волка, мяо от пятицветной собаки Паньху и т.п.); 3) мифы о культурных героях – персонифицированные творцы культурных достижений народа (Суйжэнь – огонь, Фуси – лук и стрелы, Хуанди – варить зерно на пару), многие герои в виду полулюдей-полуживотных. В устном народном творчестве – эпос (героический о богатырях). Поэзия (японские хокку). Длительная письменная традиция. Китайская иероглифика (нач. 2 тыс. до н.э.). Смысловое письмо (а не фиксация звучания). В Японии – иероглифы + слоговые знаки. Китайская иероглифика способствовала развитию вьетнамской и корейской письменности. Древние тюрки – руническое письмо, у многих кочевников – уйгурский алфавит (из него затем сформировался монгольский). С 40х гг. 20 века монголы приняли алфавит на основе кириллицы. Китайские мифы о культурных героях. Корейское и японское письмо. Монгольский алфавит (старомонгольский, сверху вниз слева направо, от староуйгурского письма, древнейший памятник – Чингисов камень 1224-1225 гг.). Японские хокку. Японский синтоизм – основан на анимистических верованиях, испытано влияние буддизма, обожествление природных сил, поклонение им; у вещей есть ками – духовная сущность.

.33. Охотники и собиратели тропической зоны Азии 

Но п-ве Малакке (семанги), о. Ява (тенггеры), Калимантане (пунаны), на Филлипинах (аэта). ИНФОРМАЦИЯ ВИКИПЕДИИ!

Семанги. Язык — семанг, относится к малаккской группеавстроазиатских языков. Негритосы (ахахах), близки к пигмеям, темнокожие, низкорослые. Собирательство, рыболовство и охота.Лишь в 20 в. часть их перешла к оседлому образу жизни, освоила земледелие. Обрабатывают бамбук, обменивают ценную древесину и смолы на рис и железо у малайцев, торгуют сувенирами. Разделение труда — мужчины занимаются охотой, женщины — собирательством. Женщины также готовят пищу. Иногда нанимаются к малайцам на уборку урожая.

Жилище — навес из пальмовых листьев, шалаш. Строится из трех бамбуковых шестов, которые связаны вьющимися растениями и закрыты пальмовыми листьями. Такой шалаш рассчитан на одну малую семью. Иногда живут в пещерах или строят хижины на деревьях. У перешедших к более современному быту — свайные дома малайского типа.

Одежда — набедренная повязка у мужчин, юбка из луба или ротангаи передник у женщин. Сейчас предпочитают малайскиесаронги– полоса цветной хлопчатобумажной ткани, которая обёртывается вокруг пояса (или середины груди — у женщин) и прикрывает нижнюю часть тела до щиколоток, наподобие длинной юбки. Зубы подпиливают, прокалывают нос, раскрашивают или татуируют тело.

Общество состоит из экзогамных групп, владеющих территорией и другим имуществом. Счет родства — билинейный. Старший в племени — мужчина, часто шаман. Поселение состоит из 5 — 10 шалашей. Один шалаш занимает малая семья, все поселение обычно — это большая семья, то есть 3 поколения, муж и жена, их женатые дети и внуки. Шалаши могут ставиться в ряд или по кругу.

Анимизм, шаманизм и мифология. Знахари-шаманы (б-лиан, хала). По поверьям, они могут превращаться в тигра, общаться с духами, также лечат при помощи трав. Верят, что души умерших уходят куда-то на Запад, но могут возвращаться в виде птиц и пугать живых. Испытывают суеверный страх перед грозой. Основными богами являются Карей, грозный, злой дух грома и молнии, и Та Педн, создатель мира. Его синонимы — Кето, Мольтек, Англай, Пле. Его жена — Манои. Иногда Та Педн считается старшим братом Карея, иногда — одним и тем же лицом, и роль создания мира четко между ними не подразделяется.

Культурные герои — Та Пиаго и Та Тангой, муж и жена, сперва они были плодовыми деревьями перах и рамбутан. Затем научили людей охоте, изготовлению украшений. Та Тангой научила женщин быть привлекательными (делать украшения, наносить на них орнамент).

Бату Рибн — священная гора. Реальная гора с таким название есть на границе Таиланда и Малайзии. Некоторые племена почитают священную гору Гунонг Берапи (Гора риса), считая её первым местообитанием людей. Существует вера в добрых духов, «ценоев», которые, подобно германским эльфам, живут в цветах (упрлс).

Аэта. Малорослые негроидные племена. Говорят на многочисленных диалектахиндонезийской группы малайско-полинезийской семьи языков, под общим названием аэта (агта).

Основные занятия — охота на диких свиней, птиц, оленей, собирательство мёда диких пчёл, продуктов леса, рыболовство. Орудия - лук и отравленные стрелы, ловушки, силки. На о. Палаван известен сумпитан(духовое ружьё из бамбука с отравленными стрелами). Рыбу бьют стрелами. На диких свиней устраивали копьевидные западни. Была известна загонная охота с помощью «дыма и огня». Мёд служит предметом обмена с соседями.

Ремёсла — плетение из бамбука, ротанга (пальма-лиана), изготовление одежды из луба, украшений из природных материалов.

Традиционная одежда — узкая набедренная повязка у мужчин, и несшитая юбка у женщин. Украшения — ручные и ножные браслеты из ротанга, кабаньих клыков, гребни из бамбука, серьги. Волосы стригут, иногда бреют, зубы чернят и подпиливают, кожу намазывают жиром и золой, татуировку не употребляют.

Гончарства не знают. Керамику покупают, своя посуда — из полых стволов бамбука.

Традиционное жилище — двускатный шалаш с каркасом из бамбуковых жердей, крытый листьями.

Традиционная пища — растительная, мясо и рыба. В последнее время под влиянием соседних народов в жизни аэта произошли некоторые изменения. Развивается подсечно-огневое земледелие, торговля продуктами природы и сувенирами, наёмный труд. Сигары и бетель заимствовали у соседних народов.

Социальная организация. Основная социальная единица — локальная группа, владеющая промысловой территорией, состоящая из нескольких родственных семей. Брак неолокальный или билокальный. Семья — моногамная. Классовая дифференциация отсутствует. Мужчины и женщины равноправны.

Традиционные верования аэта включают анимизм, магию, элементы политеистического пантеона, культ сил природы, толкование снов. Сохраняется музыкальный и танцевальный фольклор. Сейчас народная культура находится на грани исчезновения.

Тенгеры-индонезийскийнарод, живущий в горахТенгерна востоке островаЯва. В ихязыкесохранились значительные пласты старояванской лексики. По религии тенгеры -индуистыс элементамибуддизмаианимистическихверований. Живут в деревнях (с линейной планировкой), расположенных террасами на склонах гор. Основные традиционные занятия — ручное подсечно-огневое земледелие (кукуруза,маниок,таро, овощи) искотоводство.

Пунаны.Живут преимущественно в Индонезии на острове Калимантан, во внутренних областях. Говорят на языке пунан индонезийской подгруппы малайско-полинезийской группы австронезийской языковой семьи. Сохраняют древние традиционные верования. Сейчас встречаются протестанты, католики, в Сараваке — мусульмане-сунниты.

Пунаны — одна из древнейших групп бродячих собирателей и охотников, кочующих в глубинах тропического леса, в верховьях рек Центрального Калимантана. Основные занятия — охота, сбор дикорастущих плодов и смолы. Охотятся на обезьян, кабанов, оленей, медведей, пантер, носорогов и др. дичь. Мужчины заняты сбором ротанга, даммаровой смолы, гуттаперчи, ласточкиных гнезд. Женщины собирают дикорастущие плодысаго(из пальм добывают что-то вроде муки). В охоте используютсумпитан(трубка с отравленной стрелой), копья, ловушки, западни. Даяки (аборигены Калимантана) считают пунанов лучшими охотниками и знатоками джунглей, и относятся к ним дружелюбно, осуждая любое резкое к ним отношение. Обычно одна группа даяков покровительствует какой-либо группе пунанов, и с ней торгует. За продукты собирательства и шкуры животных пунаны получают мандоу (даякские мечи), паранги (тесаки), маленькие ножи, наконечники для стрел, железные прутья, горшки, котелки, ткани, огниво, табак, соль.

Жилище — навес из веток, двускатный шалаш из веток, открытый с двух сторон, или хижина из молодых деревьев. Крышу делают из коры и листьев, и смолят. Такой дом вмещает до 8 человек. Поселение включает от 2 до 8 домов. Все имущество пунан может унести с собой. Это сумпитан, колчан со стрелами, мандоу, паранг, маленький нож, корзина, циновка, кисет с табаком, огниво, молоток, сито для саго, деревянные тарелки, лопаточки, щипцы из бамбука для саго, гребни, бусы, браслеты, доска для приготовления саго.

Одежда изготовляется из тапы, то есть ткани из луба. Мужчины носят набедренную повязку, женщины — короткую юбку. Распространена головная повязка. В пище преобладает мясо кабана, оленя, обезьян, птиц. Интересно, что незнакомую пищу (рис, домашняя птица) они не едят.

Племя состоит из 20-30 мужчин и стольких же женщин и детей. Группа экзогамна. Состоит из семей. Детей обычно в семье много. Есть старейшины. Поведение регулируется общественным мнением и традициями. Женщина до брака менее целомудрена, как и у даяков. Свадебная церемония проста — произнесение речи. Выкупа нет, в подарок преподносят табак. Поселение молодых может быть патрилокальным и матрилокальным. Встречаются случаи полиандрии (многомужество), бывают разводы. Есть смешанные браки с другими народностями.

Еще в XIX веке пунаны начали переходить к оседлому образу жизни. В середине XX века они стали использовать малайские виды одежды.

Религиозные верования туманны. В Сараваке приносят жертвы верховному божеству Бали Пенгалонгу. Пунаны верят в духов природы и практикуют гадание по поведению птиц и животных. Чаще всего животные-предсказатели — ящерицы, кузнечики и ястреба, их не убивают. Верят в талисманы — зуб, клык, горный хрусталь, кварцевый кристалл.

Народное творчество. Пунаны рисуют на мягкой поверхности скал, на стволах деревьев, вырезают по дереву и кости. Песни — монотонны. Танцы — простое покачивание в группе.