logo search
этнография / Bilety_po_etnologii_2012-2013bak1k

39. Охотники на морского зверя Арктики

Чукчи– внутренние р-ны Чукотского п-ва, север Якутии и Камчатки.Коряки– южные соседи чукчей.Ительмены– западная сторона Чукотского п-ва.

Антропологическая характеристика: арктическая малая раса северных монголоидов. Своеобразие расовых особенностей народов, входящих в эту группу (чукчи,эскимосы,коряки, ительмены), по сравнению с другими сибирскиммонголоидами, заключается в некотором ослаблении монголоидного комплекса: более высокоепереносье, менее плоское лицо, более тёмная пигментация, выступающие губы. По этим признакам антропологи устанавливают связь арктической расы не с внутриконтинентальными, а тихоокеанскими монголоидами. Языковая принадлежность: языки чукотско-камчатской группы.

Чукчи.Охота на морского зверя: зимой и весной — на нерпу и тюленя, летом и осенью — на моржа и кита. На тюленей охотились в одиночку, подползая к ним, маскировались и подражали движениям животного. Наморжаохотились группами по несколькобайдар(деревянный каркас, обтянутый шкурой моржа). Традиционное охотничье оружие —гарпунс поплавком, копьё, ремённая сеть, со второй половины XIX века распространилось огнестрельное оружие, методы охоты упростились.Орудия- костяные лопаты, мотыги, свёрла, костяные и каменные стрелы, наконечники копий, сложный лук американского типа, пращи из костяшек, панцири из кожи и железных пластинок, каменные молотки, скрёбла, ножи, первобытный снаряд для добывания огня посредством трения, примитивные лампы в виде круглого плоского сосуда из мягкого камня, наполняемого тюленьим жиром, и т. д. Лёгкие санки, приспособленные для сидения на них верхом. Всанкизапрягаются или пара оленей (у оленных чукчей), или собаки, по американскому образцу (у приморских чукчей). Сейчас есть металлические орудия, огнестрельное оружие, металлическая посуда.Пища:отварное мясо (оленье, тюленье, китовое), также употребляли в пищу листья и кору полярной ивы (емрат), морскую капусту, щавель, моллюски и ягоды. Помимо традиционного мяса в пищу шлакровь и внутренности животных. Широкое распространение имело сыро-мороженное мясо. В отличие от тунгусов и юкагиров, чукчи практически не ели рыбу. Напиток - отвары из трав типа чая.Своеобразное блюдо представляет так называемое моняло(ахахахах воняло) - полупереварившийся мох, извлечённый из большого оленьего желудка; из моняла приготовляют различные консервы и свежие блюда. Полужидкая похлёбка из моняла, крови, жира и мелко покрошенного мяса ещё очень недавно была самым распространенным видом горячей пищи.Жилище: яранга- большойшатёр неправильно-многоугольной формы, крытый полотнищами из оленьих шкур, мехом наружу. Устойчивость против напора ветра придаётся камнями, привязываемыми к столбам и покрову шалаша.Огнище — посреди шалаша и окружено санями с хозяйственными принадлежностями. Собственно жилое помещение, где чукча ест, пьёт и спит, состоит из небольшой четырёхугольной меховой палатки-полога, укрепляемой у задней стенки шатра и наглухо с пола заделываемой. Температура в этом тесном помещении, нагреваемом животной теплотой её обитателей и отчасти жировой лампой, такая высокая, что чукчи раздеваются в нём донага.Одежда:обычного полярного типа. Она шьётся из меха пыжиков (подросшего осеннего теленка) и состоит у мужчин из двойной меховой рубахи (нижней мехом к телу и верхней мехом наружу), таких же двойных штанов, коротких меховых чулок с такими же сапогами и шапки в виде женского капора. Совершенно своеобразна женская одежда, тоже двойная, состоящая из цельно сшитых штанов вместе с низко вырезанным корсажем, стягивающимся в талии, с разрезом на груди и крайне широкими рукавами, благодаря которым чукчанки во время работы легко высвобождают руки. Летней верхней одеждой служатбалахоны из оленьей замшиили из пёстрых покупных материй, а также камлейки из тонкошёрстной шкуры оленя с разными обрядовыми нашивками.Костюм грудного ребёнка состоит из оленьего мешкас глухими разветвлениями для рук и ног. Вместо пелёнок подкладывается слой мха с оленьей шерстью, впитывающий в себя испражнения, которые ежедневно выбираются через особый клапан, пристегивающийся к отверстию мешка.

Прически женщин состоят из заплетенных по обе стороны головы кос, украшенных бусамии пуговицами.Мужчины выстригают волосы очень гладко, оставляя спереди широкую бахрому и на темени два пучка волос в виде звериных ушей.Социальная организация:  Род чукчей объединяется общностью огня, единокровностью по мужской линии, общим тотемным знаком, родовой местью и религиозными обрядами.Брак преимущественно эндогамный, индивидуальный, часто полигамический (2-3 жены); среди определённого круга родственников и побратимов допускается, по соглашению, взаимное пользование женами; обычен такжелевират (вдова была обязана или имела право вступить вторично в брак только с ближайшими родственниками своего умершего мужа, в первую очередь с его братьями.). Калыма не существует.Целомудрие для девушки не играет роли.Религия:амулеты (подвески, повязки, ожерелья в виде ремешков с бусами). Обрядовое значение имеет и раскрашивание лица кровью убитой жертвы, с изображением наследственно-родового знака — тотема.Анимизм, обожествление явлений природы (хозяева леса, воды, огня, солнца, оленей и т. п.), животных (медведя, ворону), звёзды, солнце и луну, верят в злых духов, причиняющих все земные бедствия, включая болезни и смерть, имеют целый ряд регулярных праздников (осенний праздник убоя оленей, весенний — рогов, зимнее жертвоприношение звезде Альтаир, родоначальнику чукчей и т.д.) и множество нерегулярных (кормление огня, жертвоприношения после каждой охоты, поминки покойников, обетные служения и т. д.). Каждая семья имеет свои семейные святыни: наследственные снаряды для добывания священного огня, связки деревянных сучков «отстранителей несчастий», деревяшек-изображений предков и, наконец, семейный бубен, так как камлание с бубном у чукчей не есть достояние одних специалистов-шаманов. Христианизированы.Культура:У чукчей богатое устное народное творчество, которое выражено и в искусстве каменной кости. Основные жанры фольклора: мифы, сказки, исторические предания, сказания и бытовые рассказы. Одним из главных персонажей был ворон Куркыль,культурный герой. Сохранилось много легенд и сказок, как «Хранитель огня», «Любовь», «Когда киты уходят?», «Бог и мальчик». Танцы с бубном.

Коряки.Из традиционных домашних промыслов известныобработка дерева, кости, металла, камня, плетение, выделка шкур. В древности корякам было известно гончарство. Дерево употреблялось для изготовления оленьих и собачьих нарт, лодок, копий, утвари, древков копий и гарпунов, челноков для плетения сетей. Из кости и рога оленя и горного барана коряки делали утварь, ножи для разделки рыбы, кирки, развязыватели узлов, колки и наконечники гарпунов, тормоза для оленьих нарт, гребни для расчёсывания травы. Каменные топоры, наконечники копий использовались ещё в начале XX века, а скребки для выделки шкур используют и поныне. В настоящее время традиционные отрасли: оленеводство и рыболовство определяют хозяйственную направленность корякского автономного округа.  Основной экономической единицей всех групп коряков в XIX — начале XX вв. былабольшая патриархальная семья. Известно многожёнство, хотя в конце XIX века оно не имело широкого распространения.Браки заключались внутри одной локальной группы. Брачная система коряков исключала двоюродных кузенов, при патрилокальном браке существовала отработка за жену. Соблюдался обычайлевирата и сорората. Существовалострогое половое разделение труда

У оседлых коряков преобладала полуземлянка с воронкообразным сооружением на крыше и стенами из деревянных плах. В центре жилища — очаг.Входили в землянку зимой через дымовое отверстие.С середины XVIII века стали появляться срубные жилища.  Традиционная зимняя одежда состояла из меховойрубахи-кухлянки, штанов, капора и обуви.Зимняя одежда двойная: нижняя — мехом к телу, верхняя — мехом наружу. Большинство кухлянок с капюшоном, штаны в длину достигали щиколоток.Мужская зимняя обувь с длинным и коротким голенищем шилась из оленьих камусов мехом наружу. Подошвы обычно делали из лахтачьей шкуры. Внутрь обуви вкладывалимеховые чулки-чижи. В дорогу поверх кухлянки надевали камлейку — широкую рубаху из ровдуги или материи. В комплект женской зимней одежды входили также комбинезон (керкер), меховая рубаха (гагагля), капюшон которой заменял головной убор. Летняя одежда коряков имела тот же покрой, что и зимняя, но из ровдуги, оленьих шкур со стриженым мехом, собачьих шкур, покупных тканей.

Рыба, мясо и жир морских животных составляли основную пищу оседлых коряков. Большая часть рыбы потреблялась в виде юколы, исключительно лососёвой. Мясо морских животных варили или замораживали. Повсеместно употреблялисьпродукты собирательства: съедобные растения, ягоды, орехи. В качестве возбуждающего и опьяняющего средства использовался мухомор. С конца XIX века всё большее распространение стали получать покупные продукты: мука, крупы, чай, сахар, табак.

Народное декоративно-прикладное искусство коряков представлено художественной обработкой мягких материалов (женское занятие) и изготовлением изделий из камня, кости, дерева и металла (мужское). На подолы кухлянок нашивались меховые мозаичные полосы в виде широкой каймы (опуван).Орнамент преимущественно геометрический, реже — растительный. Часто вышиваются реалистические фигурки зверей, сценки из их жизни.Из моржового клыка и рога вырезались миниатюрные фигурки людей и животных, изготавливались костяные серьги, ожерелья, табакерки, курительные трубки, украшенные гравированным орнаментом и рисунками.  Традиционное мировоззрение связано санимизмом. Корякиодушевляли весь окружающий мир: горы, камни, растения, море, небесные светила. Распространенопоклонение священным местам — аппапелям (сопкам, мысам, утёсам). Практикуются жертвоприношения собак и оленей. Бытуют культовые предметы — аняпели (особые камни для гадания, священные доски в виде антропоморфных фигурок для добывания огня трением, амулеты, символизирующие тотемистических предков, и пр.). Существовалпрофессиональный и семейный шаманизм.Традиционные праздники — сезонные: весной праздник рогов — кильвей, осенью праздник забоя оленей у оленеводов. У приморских охотников перед началом весеннего морского промысла устраивали праздник спуска байдары, по окончании осеннего сезона (в ноябре) праздник нерпы — хололо (ололо). Существовали праздники «первой рыбы», «первой нерпы». И у береговых, и у оленных коряков устраивалисьособые религиозные церемонии по случаю добычи на охоте медведя, барана и пр. с обрядовыми плясками, представляющими натуралистические подражания движениям животных и птиц: тюленей, медведей, оленей, воронов. На праздниках устраивались игры и соревнования (борьба, состязания в беге, гонки на оленях или на собаках, подбрасывание на шкуре лахтака). В последние десятилетия развивается профессиональная культура, главным образом в области хореографического (национальный танцевальный ансамбль «Мэнго») и изобразительного искусства. 

Ительмены.Рыболовство морское и речное. Врекахпромышляли рыбулососёвых пород. Вморе промышляли навагу (на льду), корюшкумойву.Орудия рыболовства в основном пассивные - запоры, ставные сети, невода, применялись плавные сети.Заготавливали впрок— вялили, квасили, солили. Объектыморского зверобойного промысла - тюлени. Практиковалась охота на лежбищах и в прибрежной зоне загоном в сети. Продукция зверобойного промысла использовалась в пищу (мясо, жир) и как кормездовым собакам. Шкуры шли на изготовление одежды и предметов домашнего обихода. Сухопутная охота имела подспорное значение. Из крупных животных добывали камчатскогобурого медведяигорных баранов, мясо которых использовалось в пищу. Объектами пушного промысла являлисьсоболь,лисица,песеци т.д. Собирательство. Религия – анимизм, тотемизм, фетишизм, шаманизм (женщины).Фольклор – сказания о вороне Кутхе.